Административный иск понятие

Содержание
  1. Административный иск
  2. К вопросу об административном иске как форме защиты права
  3. Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2018 г. N 69-КГ18-1 Состоявшиеся судебные акты, которыми отказано в принятии административного искового заявления общества об оспаривании предписания государственной инспекции труда, отменены, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства со стадии принятия административного искового заявления, поскольку заявление об оспаривании предписания, носящего властно-распорядительный характер, с выяснением вопросов о законности содержащихся в нем властных распоряжений индивидуального трудового характера должно рассматриваться в порядке административного судопроизводства, а не гражданского
  4. Административный иск: понятие, виды и элементы

Административный иск

Административный иск понятие

В соответствии со ст.

4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

Если для определенной категории административных дел законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, то обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка (ч. 3 ст. 4 КАС РФ).

Средством обращения в суд выступает административный иск, формой выражения которого является административное исковое заявление (ст. 124 КАС РФ). Административный иск — одна из разновидностей общего понятия иска, который представляет собой важнейшее процессуальное средство защиты нарушенного или оспоренного права и условие возбуждения судопроизводства по конкретному делу.

Иск представляет собой универсальную форму для разрешения любых споров о праве, независимо от того, возникают ли они в сфере частноправовых или публично-правовых отношений.

В современной теории иска в зависимости от характера посягательства на субъективные права и законные интересы субъектов материальных правоотношений выделяют: а) гражданский иск; б) административный иск и в) уголовный иск.

В основе такой классификации лежит родовое понятие иска как требования о защите всякого нарушенного права и законного интереса независимо от его отраслевой принадлежности и характера посягательства.

Административный иск как отраслевая разновидность родового понятия иска характеризуется рядом признаков, отличающих его гражданского иска:

  • 1) возникает из спорных административно-правовых отношений и как требование о правовой защите всегда связан с административно-правовым спором или административным правонарушением;
  • 2) сигнализирует возникновение разногласия сторон с противоположными юридическими интересами;
  • 3) цель административного иска — защита ущемленного субъективного публичного права или нарушенного правопорядка предусмотренным в законе способом — путем восстановления нарушенного права или возложения обязанности, в том числе обязанности понести административное наказание;
  • 4) предмет исковой защиты — субъективное публичное право, законность административного акта или публичный правопорядок, которые лицо, обращающееся в суд, полагает нарушенными;
  • 5) основание — юридические факты, включающие: а) факты правонарушения и правопрепятствования в сфере публичного управления и материальные нормы публичного нрава; б) юридические факты административно-процессуального характера и процессуальные нормы, на основании которых у лица существует право на судебную защиту и которые регулируют процесс осуществления этого права;
  • 6) использование судом специальных процессуальных средств и механизмов при разрешении спора, заявленного административным иском.

Исходя из этих признаков административный иск может быть определен как требование к судебному органу о защите субъективных публичных прав и законных интересов и (или) законности и публичного правопорядка, исходящее из указанного заявителем спорного публично-правового отношения и предполагающее разрешение конфликтной ситуации посредством применения правовосстановительных либо административно-принудительных мер.

Процессуальная форма, в которой происходит защита нарушенного в спорном правоотношении права, называется исковой формой.

В рамках этой формы иском начинается судебный процесс, им определяются ход и границы этого процесса и, наконец, решением по иску завершается судебное разбирательство. Он определяет способ защиты права и форму производства по рассмотрению и разрешению дел в суде.

Исковая форма административного судопроизводства в общем суде определяет наиболее общие правила судебного разбирательства (разд. Ill КАС РФ).

Для исковой формы защиты права характерны следующие признаки'.

  • 1) наличие материально-правового требования, вытекающего из нарушенного или оспоренного права стороны и подлежащего в силу закона рассмотрению в определенном порядке, установленном законом, т.е. иска;
  • 2) наличие спора о нарушенном праве. В административном судопроизводстве суд разрешает споры о праве административном (в широком смысле — публичном);
  • 3) наличие двух сторон с противоположными интересами, которые наделены законом определенными полномочиями по защите их прав и интересов в суде.

Таким образом, исковая форма как атрибут судебного административного процесса предполагает административный иск — требование о защите, которое облекается в форму искового заявления. Согласно ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования:

  • 1) о признании не действующим полностью или в части НПА, принятого административным ответчиком;
  • 2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  • 3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  • 4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  • 5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Законодатель оставляет перечень возможных исковых требований открытым. Он устанавливает (ч. 2 ст. 124 КАС РФ), что административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Форма и содержание административного искового заявления определяются ст. 125 КАС РФ.

Исходя из этой статьи оно должно содержать, в частности, наименование административного истца и административного ответчика, сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом, и т.д.

В определенных законом случаях ответчик может противопоставить заявленному иску самостоятельное право требования к истцу путем подачи встречного административного иска (ст. 131 КАС РФ).

Встречный иск — это самостоятельное исковое требование, заявленное ответчиком в уже возникшем процессе для совместного рассмотрения с первоначальным в целях защиты своих интересов.

Подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

Принятие административного искового заявления в качестве встречного административного искового заявления допускается при выполнении одного из следующих условий:

  • — между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений;
  • — удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления;
  • — встречное требование направлено к зачету первоначального требования.

В исковом административном судопроизводстве стороны обладают правом на распоряжение административным иском, т.е.

на распорядительные действия, направленные на изменение материально-правовой основы административного спора.

КАС РФ к числу распорядительных действий сторон относит такие, как отказ административного истца от иска, признание административного иска ответчиком и заключение соглашения о примирении.

Отказ от административного иска как односторонний распорядительный акт истца выражает процессуальную форму его отказа от материально-правового требования к ответчику.

Он представляет собой высказанное в ходе административного судопроизводства безоговорочное отречение административного истца от судебной защиты своего требования, направленное на прекращение судопроизводства по делу. Согласно ст.

46 КАС РФ административный истец вправе отказаться от административного иска полностью или частично до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существ}' в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции.

Распорядительные действия административного истца, кроме отказа от иска, в ходе судопроизводства могут проявляться: а) в изменении им исковых требований, т.е. изменении предмета или основания иска и б) уточнении исковых требований, т.е. их дополнении или уменьшении.

Он вправе совершить эти действия до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции (ч. 1 ст. 46 КАС РФ).

Признание административного иска — открыто выраженное ответчиком в ходе судопроизводства безоговорочное согласие удовлетворить исковые требования, направленное на окончание судопроизводства путем вынесения решения в пользу административного истца.

Административный ответчик вправе признать административный иск полностью или частично при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции.

Суд не принимает признание ответчиком административного иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Примирение сторон (ст. 137 КАС РФ) может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и, возможно, в случае допустимости взаимных уступок сторон.

По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения. Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон.

Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий.

Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании. Суд не утверждает соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц.

Административный иск может быть обеспечен мерами предварительной защиты. Эти меры применяются судом в целях исполнения будущего решения суда, если позже его исполнение может быть затруднено. Правила применения этих мер установлены гл. 7 КАС РФ.

Основанием для применения мер предварительной защиты является заявление административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц. Суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:

  • 1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту нрав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
  • 2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску, если КАС РФ не предусмотрен запрет на принятие таких мер по определенным категориям административных дел.

Источник: https://studme.org/122830/pravo/administrativnyy

К вопросу об административном иске как форме защиты права

Административный иск понятие

Яковлева А.П.

ORCID: 0000-0002-9869-0411, Кандидат юридических наук, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС при Президенте РФ в г. Саратове

К вопросу об административном иске как форме защиты права

Аннотация

Рассматриваются вопросы административного иска как новой процессуальной формы защиты права в публичных правоотношениях.

Приводятся основные точки зрения на природу искового производства в гражданском судопроизводстве и возможность их применения в административном процессе.

Поднимается вопрос существования и применения административного иска как самостоятельной формы защиты права, рассматриваются материально-правовая и процессуально-правовая стороны административного иска, наличие спора о праве в данном судопроизводстве.

Ключевые слова: иск, административный иск, административное судопроизводство, публичные правоотношения, субъективные права, административный истец.

Yakovleva A.P.

ORCID: 0000-0002-9869-0411, PhD in Jurisprudence, The Volga Institute of management named P. A. Stolypin — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Ranepa) under the President of the Russian Federation in Saratov

TO THE ISSUE OF AN ADMINISTRATIVE CLAIM AS A FORM OF PROTECTION OF THE RIGHT

Abstract

Discusses issues administrative claim as new procedural forms of protection of rights in public legal relations.

The main point of view on the nature of action proceedings in civil proceedings and the possibility of their application in the administrative process.

It raises the question of the existence and application of administrative action as an independent form of rights protection, considers the substantive and procedural law by administrative action, the existence of a dispute on the law in this proceedings.

Keywords: lawsuit, administrative lawsuit, administrative legal proceedings, public legal relations, subjective rights, administrative plaintiff.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Данное право может быть реализовано путем административного судопроизводства, которое предусмотрено ст. 118 Конституции РФ.

Несмотря на то, что данное судопроизводство нашло конституционное закрепление с 1993 года, говорить о нем в полной мере можно только с принятием и ведением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ).

Публично-правовое производство, которое регламентировалось Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее — ГПК РФ), устанавливало порядок обжалования решений, действий (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также государственных и муниципальных служащих.

Данный вид гражданского судопроизводства не являлся административным судопроизводством.

В литературе высказывались мнения о необходимости становления административной юрисдикции, которая должна включать в себя дела по жалобам на органы государственной власти и местного самоуправления, привлечение в административной ответственности и наложение мер административного принуждения [1, С. 16].

Но законодатель пошел по иному пути.

КАС РФ предусматривает спектр дел, которые поделены на две большие группы: а) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений; б) административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ст. 1 КАС РФ). Таким образом, новым процессуальным кодексом предусмотрены обжалование (в широком смысле этого слова) действия государственных органов и органов местного самоуправления и судебный контроль при реализации публичных и властных полномочий в отношении граждан и юридических лиц.

В этой связи возникает вопрос, в какой форме реализуются данные процессуальные гарантии?

Современное административное судопроизводство соединяет в себе два глобальных процессуальных института, синтез которых до недавнего времени (по крайней мере, законодательно) не допускался. Речь идет о соединении исковой формы защиты с публично-правовым производством.

Гражданское процессуальное законодательство разделяло исковое производство, как производство по защите гражданских, семейных, трудовых, жилищных и т.д. прав, и не исковые: публично-правовое и особое производства, которые не являются исковыми.

В настоящее же время в соответствии с действующим КАС РФ защита интересов в сфере публичных правоотношений возможна путем предъявления административного иска.

В науке гражданского процессуального права, включая историю ее  развития, достаточно распространена точка зрения о том, что посредством иска защищаются только субъективные гражданские права. Например, К.Д.

Кавелин говорил в свое время, что формальная сторона исков основывается на гражданском праве, и подразделял иски на вещные, обязательственные и личные [2, С. 420]. С.Н. Абрамов связывал иск с защитой субъективных гражданских прав или законных интересов [3, С. 422]. М.А.

Гурвич отмечал, что предъявить иск – значит обратиться в суд за защитой гражданского права или охраняемого законом интереса [4, С. 451].

Так же есть и иная точка зрения, которая основывается на том, что иск является защитой не только субъективного гражданского права, но и также и других субъективных прав, включая административные правоотношения [5, С. 708]. Г.Л.

Осокина говорит о том, что защита права или законного интереса против его нарушения – вот то, что позволяет рассматривать гражданский, уголовный (обвинение) и административный иски как одноплановые процессуальные явления, как разновидности единого родового понятия иска, выступающего в качестве универсального правового инструмента по приведению в движение судебной машины с целью защиты нарушенных или оспоренных прав либо законных интересов [6].

Исходя из сущности иска, основанной на том, что иск не возможен без наличия требования к суду о защите нарушенного или оспоренного права, нельзя не отметить, что данное требование и обращения к суду возможно не только при нарушении субъективных гражданских прав в широком смысле.

Обращение к суду возможно и при нарушении или угрозе нарушения в сфере публичных правоотношений. Административный истец обращается в суд за защитой не субъективных гражданских прав, а за защитой прав, затрагиваемых в публичных правоотношениях.

Поэтому совершенно очевидно, что иск выступает здесь как универсальное средство защиты не только в сфере гражданских, но и публичных интересов.

Еще одна специфика иска заключается в том, что он является многоплановой категорией, которая содержит в себе не только процессуальную (обращение к суду), но и материально-правовую сторону.

Эта многоплановость поднимает вопрос о наличии спора между истцом и ответчиком, и в первую очередь наличие спора в сфере защиты публичных  правоотношений.

 Вопрос о наличии спора о праве давно является дискуссионным.

Существует точка зрения о том, что спор о праве является общей чертой, характеризующей дела как искового производства, так и возникающие из публичных правоотношений [7, С. 310].

До принятия и введения в действие КАС РФ в ч. 3 ст.

247 ГПК РФ было четко обозначено, что если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, то заявление должно быть оставлено без движения, а заявителю разъяснялось право обратиться в суд с исковым заявлением. Таким образом, законодатель напрямую связывал понятие спора с исковым производством и отрицал его существование в публичных правоотношениях.

Безусловно, гражданско-правовой спор по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, отсутствует, но все ли бесспорно? Или же мы должны говорить о некоем конфликте интересов, не называя его спором?

В соответствии с Логическим словарем-справочником конфликт – это столкновение противоположных сторон, взглядов, мнений, стремлений, интересов, сил; разногласие, серьезный спор, чреватый далеко идущими осложнениями.

Спор согласно тому же источнику – доказательство истинности чего-либо, в ходе которого каждая из сторон отстаивает свое понимание обсуждаемого вопроса и опровергает мнение противника [8, С. 263, 565].

Таким образом, и конфликт, и спор близки по значению, речь идет о противоположных взглядах, мнениях, отстаивании своей позиции. Мы полагаем, что в административном судопроизводстве имеется конфликт и противоположность интересов сторон, вызывающие спор и обращение в суд.

Поэтому можно говорить о специфической черте иска – наличии спора о праве в отношении административного иска, которому присущи те же черты.

Это подтверждается и действующим законодательством, где нет четкого разграничения по признаку наличия спора. В соответствии со ст.

128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе в порядке гражданского или уголовного судопроизводства, либо арбитражным судом.

Следовательно, в административном исковом заявлении может присутствовать спор, однако он должен подлежать рассмотрению в порядке административного судопроизводства, т.е. затрагивать сферу публичных правоотношений.

Таким образом полагаем, что административный иск является формой защиты права в сфере нарушенных или оспариваемых публичных прав, обладающий отличительными признаками иска как универсального средства защиты права.

Список литературы / References

  1. Панова И.В. Административно-процессуальное право России: монография / И.В. Панова. — М.: Норма, Инфра-М, 2012. — 336 с.
  2. Кавелин К.Д. Основные начала гражданского судоустройства и гражданского судопроизводства в период времени от уложения до учреждения о губерниях. М., 1844 / К.Д. Кавелин // Гражданский процесс: Хрестоматия / Под ред. М.К. Треушникова. — М.: Издательский дом «Городец», 2005. — С. 419-421.
  3. Абрамов С.Н. Советский гражданский процесс. М., 1952 / С.Н. Абрамов // Гражданский процесс: Хрестоматия / Под ред. М.К. Треушникова.— М.: Издательский дом «Городец», 2005. — С. 422-423.
  4. Гурвич М.А. Избранные труды / М.А. Гурвич. — Краснодар: Совет. Кубань, 2006. — 544 с. — (Классика российской процессуальной науки. — Т. 2).
  5. Клейман А.Ф. Избранные труды / А.Ф. Клейман. — Краснодар: Совет. Кубань, 2008. — 512 с.
  6. Осокина Г.Л. Иск (теория и практика) [Электронный ресурс] / Г.Л. Осокина. — М.: Городец, 2000. — 192 с. — URL: http://www.studmed.ru/osokina-gl-isk-teoriya-i-praktika_4c8d39cefe6.html (дата обращения: 30.10.2016).
  7. Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян / С.А. Алехина, В.В. Блажеев, А.Т. Боннер. — М.: ТК Велби, Изво-Проспект, 2004. — 584 с.
  8. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник / Н.И. Кондаков. — М.: Наука, 1975. — 720 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Panova I.V. Administrativno-protsessualnoe pravo Rossii: monografiya [Administrtive Procedural Law in Russia: monograph] / I.V. Panova. — Norma, Infra-M, 2012. — 336 p. [in Russian]
  2. Kavelin K.D. Osnovnye nachala grazhdanskogo sudoustrojstva i grazhdanskogo sudoproizvodstva v period vremeni ot ulozheniya do uchrezhdeniya o guberniyah [Basics of civil judicial system and civil legal proceedings from its emergence to establishment in the provinces]. M, 1844. / K.D. Kavelin // Grazhdanskij process: Hrestomatiya [Civil Process: The Chrestomathy] / edited by M.K. Treushnikov — M.: Izdatel’skij dom «Gorodets», 2006. — p. 219-421 [in Russian]
  3. Abramov S.N. Sovetskij grazhdanskij process [Civil Process in the USSR] M., 1952 / S.N. Abramov // Grazhdanskij process: Hrestomatiya [Civil Process: The Chrestomathy] / edited by M.K. Treushnikov — M.: Izdatel’skij dom «Gorodets», 2006. — p. 422-423 [in Russian]
  4. Gurvich M.A. Izbrannye trudy [The Selected Works] / M.A. Gurvich. — Krasnodar: Sovet. Kuban, 2006. — 544 p. — (Klassika rossijskoj processual’noj nauki [The Classics of Russian Procedural Science] — T. 2) [in Russian]
  5. Kleyman A.F. Izbrannye trudy [The Selected Works] / A.F. Kleyman. — Krasnodar: Sovet. Kuban, 2008. — 512 p. [in Russian]
  6. Osokina G.L. Isk (teoriya i praktika) [The Lawsuit (Theory and Practice)] [Electronic resource]/ G.L. Osokina. — M.: Gorodets, 2000. — 192 p. — URL: http://www.studmed.ru/osokina-gl-isk-teoriya-i-prakti (accessed: 30.10.2016). [in Russian]
  7. Grazhdanskoe processual’noe pravo: Uchebnik [Civil Procedural Law: Textbook] / edited by M.S. Shakaryan / S.A. Alekhina, V.V. Blazheev, A.T. Bonner. — M.: TK Velbi, Izvo-Prospekt, 2004. —584 p. [in Russian]
  8. Kondakov N.I. Logicheskij slovar’-spravochnik [Logical Dictionary-Directory] / N.I. Kondakov. — M.: Nauka, 1975. —720 p. [in Russian]

Источник: https://research-journal.org/law/k-voprosu-ob-administrativnom-iske-kak-forme-zashhity-prava/

Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2018 г. N 69-КГ18-1 Состоявшиеся судебные акты, которыми отказано в принятии административного искового заявления общества об оспаривании предписания государственной инспекции труда, отменены, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства со стадии принятия административного искового заявления, поскольку заявление об оспаривании предписания, носящего властно-распорядительный характер, с выяснением вопросов о законности содержащихся в нем властных распоряжений индивидуального трудового характера должно рассматриваться в порядке административного судопроизводства, а не гражданского

Административный иск понятие

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Сургутнефтегаз” (далее – ОАО “Сургутнефтегаз”) на определение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 февраля 2017 года и определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 мая 2017 года, которыми отказано в принятии административного искового заявления ОАО “Сургутнефтегаз” к Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о признании незаконным предписания и акта проверки.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя административного истца Тимошенко Э.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

ОАО “Сургутнефтегаз” оспаривает акт проверки Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре от 14 февраля 2017 года N 7-6942-16-ОБ/410/13/2 и предписание названной инспекции труда от 14 февраля 2017 года N 7-6942-16-ОБ/410/13/3 об устранении нарушений трудового законодательства.

Определением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 февраля 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 мая 2017 года, в принятии административного иска отказано в связи с тем, что законность оспариваемого предписания подлежит проверке в порядке гражданского судопроизводства.

Определением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 сентября 2017 года ОАО “Сургутнефтегаз” отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2017 года материал истребован в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 20 апреля 2018 г. кассационная жалоба с материалом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ОАО “Сургутнефтегаз” ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права, считает выводы судебных инстанций о том, что спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, ошибочными.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Изучив материал по административному исковому заявлению ОАО “Сургутнефтегаз”, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что такие нарушения норм процессуального права судебными инстанциями допущены.

Отказывая в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья городского суда и суд апелляционной инстанции исходили из того, что оспариваемое предписание, является ненормативным актом, распространяет своё действие на определённый круг лиц, создаёт обязанности для конкретных субъектов и его исполнение может привести к возникновению, изменению и прекращению трудовых прав и обязанностей организации и её работника, ввиду этого заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Между тем Судебная коллегия считает приведённую позицию судебных инстанций неправильной.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Положения части 1 статьи 218 названного кодекса предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены её права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г.

N 36 “О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации” к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений.

Из представленного материала усматривается, что поводом для внеплановой документарной проверки соблюдения административным истцом трудового законодательства в области охраны труда явилось обращение в Государственную инспекцию труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Баетова А.Б.

о нарушении его трудовых прав, по результатам которой составлен акт от 14 февраля 2017 года N 7-6942-16-ОБ/410/13/2 и управляющему Сургутским строительно-монтажным трестом N 2 ОАО “Сургутнефтегаз” вынесено предписание, обязывающее привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудника общества за нарушения трудового законодательства.

Отказывая в принятии административного искового заявления в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судьёй Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не были учтены положения абзаца первого части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на неё задачами осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 357 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляет государственному инспектору труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, а также предусматривает возможность обжалования предписания работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения.

Невыполнение требований указанного предписания влечёт привлечение к административной ответственности по части 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, оспариваемое предписание является вынесенным уполномоченным органом документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания, нарушающим, по мнению ОАО “Сургутнефтегаз”, его права, охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия, законность которого подлежит проверке в порядке административного судопроизводства.

При таком положении обжалуемые судебные акты незаконны и подлежат отмене, а материал – направлению в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии его в порядке административного судопроизводства.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:

определение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 февраля 2017 года и определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 мая 2017 года об отказе в принятии административного искового заявления ОАО “Сургутнефтегаз” отменить.

Материал по административному исковому заявлению ОАО “Сургутнефтегаз” об оспаривании акта проверки и предписания государственной инспекции труда направить в Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры со стадии принятия в порядке административного судопроизводства.

Председательствующий Хаменков В.Б.

Суды не приняли административный иск к Государственной инспекции труда о признании незаконным предписания и акта проверки, посчитав, что он должен рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства.

Судебная коллегия по административным делам ВС РФ указала, что это ошибка.

Оспариваемое предписание касается устранения нарушений трудового законодательства. Это документ властно-распорядительного характера. Он вынесен уполномоченным органом, содержит указания, неисполнение которых влечет административную ответственность.

Следовательно, законность предписания должна проверяться в порядке административного судопроизводства.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71881502/

Административный иск: понятие, виды и элементы

Административный иск понятие

Административный иск: понятие, виды и элементы

Иск предъявляется путем подачи искового заявления в суд первой инстанции

Административныйиск: понятие, виды и элементы

Невозможно представить себе демократическое государство, в котором на законодательном уровне не закреплен механизм защиты граждан от незаконных и откровенно не разумных действий и актов субъектов публичной власти.

Известно, что чаще всего физические и юридические лица, не наделенные властными полномочиями, для реализации своих прав, интересов и обязанностей контактируют с органами публичного управления, а именно с государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Далеко не всегда такие отношения удовлетворяют обе стороны этих правоотношений, это может приводить к возникновению ситуации, при которой в одной из сторон административных правоотношений складывается представление о том, что ее субъективные права и законные интересы нарушаются или ущемляются действиями другой стороны. Таким образом, возникает правовой, а именно публично-правовой спор. Однако с недавнего времени в законодательстве закреплена возможность применения правового средства, которое возбуждает деятельность юрисдикционного органа по решению спора о праве и тем самым по защите нарушенного субъективного права или законного интереса, в котором содержится информация о правовом споре. Таким средством выступает административный иск.

Понятиеадминистративного иска закреплено в п. 6 ч. 1 ст. 3 КАС Украины, гдеопределено, что административный иск – это обращение в административный суд о защите прав, свобод и интересов впублично-правовых отношениях.

Право наадминистративный иск в юридической литературе признается по своей структуресложным и рассматривается как неразрывное единство двух его сторон: процессуально-правовой и материально-правовой.

Процессуально-правовая сторона иска – это требование истца в суд с просьбой о решении публично-правового спорапо существу и защиты нарушенных прав и интересов. При этом это требованиедолжно иметь определенные объективные предпосылки, а именно:

  1. подведомственность искового заявления данному административному суду (статьи18-20 КАСУ)
  2. наличиеответчика или истца;
  3. непропущено сроки обращения в административный суд (ст. 99 КАСУ).

Процессуально-правоваясторона иска отражает право на обращение в административный суд.

Материально-правовая сторона иска – это спорноетребование истца к ответчику, без которого не может быть иска. При этом спорноетребование должно иметь определенные субъективные предпосылки, а именно:

  1. наличие улица административной процессуальной правосубъектности (ст. 48 КАСУ)
  2. лицодолжно быть уверенным, что его права, свободы или интересы в сферепублично-правовых отношений нарушены и нуждаются в защите в административномсуде (ст. 104 КАСУ).

Материально-правоваясторона иска отражает право на удовлетворение иска.

Административныйиск состоитиз трех элементов, которые определяют его содержание. Такими элементамиявляются основание, предмет и содержание иска.

Основание иска составляют юридические факты, на которых истец основывает свои исковыетребования к ответчику. Важное значение, кроме юридических фактов, имеетправовое основание или доказательные факты, на основе которых можно сделатьвывод о наличии или отсутствии нарушенных прав.

Предмет иска составляют материально-правовые требования истца к ответчику, переченькоторых законодателем вычеркнуто в ч. 3 ст. 105 КАС Украины.

Именно по поводуэтих требований административный суд должен принять решение по делу. Это можетбыть требование об отмене или признании недействительным решения ответчикаполностью или отдельных его положений и др.

Предмет иска составляет ту частьиска, которая характеризует его материально-правовую сторону.

иска – это указанная истцом форма судебной защиты, за которой истец требует отсуда принятия определенного решения, предусмотренного частями 3-4 ст. 105 КАСУкраины:

  • отменыили признания недействительным решения ответчика – субъекта властных полномочийполностью или отдельных его положений;
  • обязательства ответчика – субъекта властных полномочий принять решение илисовершить определенные действия;
  • обязательства ответчика – субъекта властных полномочий воздержаться отсовершения определенных действий;
  • овзыскании с ответчика средств на возмещение ущерба, причиненного субъектамвластных полномочий незаконным решением, действием или бездействием;
  • выполнение остановленной или невыполненного действия;
  • установление наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властныхполномочий.

Переченьтребований истца остается открытым в соответствии с ч. 4 ст. 105 КАС Украины.

Итак, по способу процессуальной защиты административные иски делятся на:

1) обязывающиеиски, направленные на принудительное осуществление требований истца. Вних истец требует от суда обязать ответчика:

  • принятьрешение или совершить определенные действия;
  • воздержаться от совершения определенных действий;
  • уплатитьсредства на возмещение вреда, причиненного незаконным решением, действием илибездействием ответчика.
  • устранитьограничения в реализации прав, свобод и интересов субъектов.

Основание обязывающего иска состоит из юридических фактов, с которыми связано возникновениепублично-правовых отношений и фактов, с которыми связано возникновение праватребования.

Предметом обязывающего иска является материально-правовое требование, направленное на восстановлениенарушенного права или интересов истца.

м обязывающего иска является требование истца в суд о принуждении ответчика к исполнениюопределенных в иске действий.

2) учредительныеиски, направленные на подтверждение судом наличия или отсутствиялегитимности нормативных актов или полномочий лиц, участвующих в деле. В нихистец требует от суда:

  • отменыили признания недействительным решения ответчика полностью или отдельных его положений;
  • признаниезаконности (кроме конституционности) постановлений Верховной Рады Украины,указов и распоряжений Президента Украины, постановлений и распоряжений КабинетаМинистров Украины, постановлений Верховной Рады Автономной Республики Крым;
  • признаниезаконности и соответствия правовым актам высшей юридической силынормативно-правовых актов министерств, других центральных органовисполнительной власти, местных государственных администраций, органов местногосамоуправления, других субъектов властных полномочий;
  • установление наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властныхполномочий;
  • установление легитимности результатов выборов или всеукраинского референдумаЦентральной избирательной комиссией Украины.

Основание учредительного иска состоит из юридических фактов, с которыми связано возникновениепублично-правовых отношений и доказательных фактов, на основе которых можносделать вывод о наличии или отсутствии нарушенного права.

Предметом учредительного иска является материально-правовое требование, направленное на недопущениенарушения прав и интересов участников административного судопроизводства(истца).

м учредительного иска является требование истца в суд о признании наличия или отсутствиялегитимности нормативных актов, а также субъекта властных полномочий;

3) приминительныеиски, направленные на принудительное обеспечение выполнения требованийзаконодательства по обращению в суд субъекта властных полномочий. В них истецтребует от суда:

  • отменырегистрации кандидата на пост Президента Украины;
  • досрочномпрекращении полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения имтребований относительно несовместимости;
  • запретили другие ограничения по реализации права на мирные собрания;
  • аннулировании регистрационного свидетельства политической партии (объединенияграждан);
  • запрет(принудительный роспуск, ликвидации) политической партии (объединения граждан).

Основание примененительного иска состоит из юридических фактов, с которыми связано нарушение требованийзаконодательства и правопрекращающие фактов.

Предметом примененительного иска является материально-правовое требование субъекта властных полномочий,направленная на прекращение нарушенного права и изменения правоотношений.

м примененительного иска является требование истца в суд о прекращении иизменения правоотношений.

Иск предъявляется путем подачи искового заявления в суд первой инстанции

1. Деятельность суда по защите нарушенного илиоспариваемого права или охраняемого законом интереса происходит в различныхпроцессуальных формах, основной из которых является исковое. Иск – это:

– обращеначерез суд к ответчику материально – правовое требование о восстановлениинарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, которыйосуществляется в определенной, определенной законом процессуальной форме.

– средствосудебной защиты;

– формаобращения заинтересованного лица в суд с просьбой решить правовой конфликт.

2. В зависимости от характераматериально-правового требования, выделяют три вида исков:

– искио признании – это иски, в которых истец просит суд установить наличие илиотсутствие определенных спорных прав или правоотношений;

– искио присуждении (взыскании) – это иски, в которых истец просит суд обязатьответчика совершить определенные действия или воздержаться от их совершения(выполнить обязательства);

– искио преобразовании – это иски, в которых истец просит изменить или прекратитьспорные правоотношения (например, иск о расторжении договора).

3. Как и иск, понятие “право на иск”является сложным, имеет две стороны: материально – правовое и процессуально -правовую. Право на обращение за судебной защитой тесно связано ссубъективным материальным правом, которое подлежит защите.

С нарушениемматериального субъективного права в публичных правоотношениях узаинтересованного лица появляется право на административный иск как один изправомочий субъективного материального права.

Способом реализации этогоправа является обращение заинтересованного лица с иском в суд, который вустановленном порядке рассматривает требование истца и дает ответ в видесудебного решения.

Итак, материально – правовая сторона права наиск – это право на его удовлетворение. Административное процессуальноеправо определяет процессуальную сторону права на иск как право на предъявлениеиска.

4. Предъявление иска осуществляется путем подачиискового заявления. Исковое заявление является формой (внешним выражением)иска. Обращение в суд с иском является основанием для возникновенияпроцессуальных отношений и порождает обязанность суда рассмотреть и решить егопо существу.

В отдельных случаях административный процессинициируется путем подачи заявления (например, о пересмотре судебного решенияпо вновь открывшимся обстоятельствам, об обеспечении доказательств до подачииска) или представления.

В частности, согласно ст.

183-3 КАС производствапо делам по обращению органов государственной налоговой службы приосуществлении ими предусмотренных законом полномочий осуществляется наосновании представления таких органов относительно:

1) приостановление расходных операцийналогоплательщика на счетах налогоплательщика;

2) подтверждение обоснованностиадминистративного ареста имущества налогоплательщика;

3) взыскание средств по налоговому долгу.

Разница между иском, заявлением и представленияне только терминологическая. Административный иск – это требование решитьпублично-правовой спор.

Зато, представление – это обращение в суд дляосуществления судебного контроля за правомерностью реализации властныхполномочий.

Рассматривая представление, суд не разрешает спор, а проверяетсоблюдение условий применения к ответчику определенные меры публичногопринуждения. Заявление – это обращение, которое инициирует решениеотдельного вопроса, а не спора в целом.

Источник: http://studies.in.ua/ru/administrativnyy-process-seminary/2130-administrativnyy-isk-ponyatie-vidy-i-elementy.html

Юр-Оплот
Добавить комментарий