Граница зон действия публичных сервитутов что это

Публичный сервитут на земельный участок: границы зон действия, протокол слушаний, установление, кадастровый учет

Граница зон действия публичных сервитутов что это

Наряду с частным обременением существует еще одна его разновидность – публичный сервитут. Его отличительной чертой является то, что он утверждается только решением органа госвласти, при этом земельный надел не изымается в пользу государства. Об особенностях публичного обременения и способах его установления речь пойдет ниже.

Что такое публичный сервитут

Публичный или государственный сервитут это:

  • Субъективное право (собственник земли вправе требовать оформления обременения от землевладельца смежного надела для ограниченного пользования).
  • Способ обременения.
  • Оформляется на постоянной основе или носит бессрочный характер.

Признаки публичного обременения:

  • Его утверждение происходит для обеспечения общественного или государственного интереса.
  • Оформление происходит на основании правового акта.
  • Основанием вынесения акта являются итоги общественных заседаний.

Оформление публичного обременения необходимо для осуществления следующих целей:

  1. Перемещение (передвижение) через участок.
  2. Территория чужого участка необходима для проведения ремонтных работ, связанных с коммунальными, инженерными линиями и электросетями, а также объектов дорожного благоустройства.
  3. Выполнение дренажных мероприятий.
  4. Для осуществления водозабора из объектов водного фонда.
  5. Для обеспечения прогона и выпаса с/х животных.
  6. Для осуществления работ по сенокошению в определенный сезонный период.
  7. Для организации охоты и рыболовства.
  8. Для проведения временных геодезических работ, а также проведения исследований.
  9. Обеспечение свободного прохода к прибрежной линии водного объекта.

Данный список не является исчерпывающим.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативно-правовым актом:

  • законодательным актом;
  • другим НПА РФ;
  • НПА субъекта РФ;
  • НПА органа местного самоуправления.

Утвержденное обременение не должно никаким образом затруднять эксплуатацию участка его владельцем.

В случае возникновения таких «преград» землевладелец вправе потребовать изъятия (выкупа) своего участка государством с предоставлением аналогичного либо с полной компенсацией убытков.

Для этого лицо, чьи интересы нарушены, обращается в уполномоченный орган с предоставлением полного расчета убытков. Данную калькуляцию выполняет специализированная организация на момент выплаты компенсации.

В результате рассмотрения подобных заявлений собственника уполномоченный орган принимает следующие меры в течение месячного срока:

  • изымает участок у собственника путем выкупа с компенсацией убытков;
  • предоставляет равнозначный участок с компенсацией убытков;
  • производит соразмерные выплаты;
  • отказывает в требовании.

Далее мы расскажем про границы зон действия публичных сервитутов: что это такое и для чего требуется.

Границы зон действия

В процессе подготовки проектной документации возникают вопросы по оформлению пределов зон действия государственных обременений.

На законодательном уровне определен порядок проведения кадастровых мероприятий по созданию земельных наделов, а также постановке их на кадастровый учет.

Следовательно, участок считается сформированным, когда все данные о нем занесены в кадастровый реестр.

Перед подготовкой проектной документации по межеванию земли исполнитель имеет дело с двумя типами участков:

  1. Полностью сформированные участки (состоящие на кадастровом учете).
  2. Участки, находящиеся на стадии формирования, которым впоследствии предстоит пройти процедуру по проведению кадастровых мероприятий (к таким участкам относятся земли, на которых планируется разместить объекты капитального строительства государственного значения).

В отношении первого типа участков пределы зон действия публичных обременений в проекте межевания должны определяться на основании НПА органа местного самоуправления, которые уже приняты на момент составления проекта. В данной ситуации в проекте закреплено существующее положение земельных правоотношений на местности («status quo»).

Кадастровый учет

Оформление публичного сервитута на участок возможно только после того, как он пройдет официальную процедуру кадастрового учета. Обременение может быть утверждено на всю территорию участка или на конкретную его часть.

Постановка на учет означает внесение данных об утверждении публичного обременения в государственный кадастр объектов недвижимости.

Данный учет уполномочено осуществлять специализированное агентство (Роснедвижимость), а также его территориальные управления и подразделения.

Для учета необходимо представить заявление и перечень документации, среди которой обязательным является наличие межевого плана публичного обременения с указанием границ его действия.

Виды обременений

Разграничение осуществляется на основании целей их утверждения. Кроме описанных выше задач, обременение может оформляться в отношении следующих объектов:

  • Водный фонд (сервитут определяет ограниченное право каждого гражданина пользоваться объектами водного фонда общего пользования; публичный водный сервитут оформляется для забора водных ресурсов без специальных технических приспособлений, для организации водопоя с/х животных, для передвижения небольших плавательных средств).
  • Лесной фонд (сервитут предполагает возникновение права у граждан беспрепятственного и бесплатного нахождения на территории объектов лесного фонда, сбора и использования пищевых лесных ресурсов, участия в различных незапрещенных мероприятиях).
  • Публичный сервитут на дорогу — участки территории в пределах зон отвода автодорог общего пользования федерального значения (публичные обременения устанавливаются для проведения работ по прокладке, переносу и переоборудованию технических коммуникаций и их использованию).

Далее мы поговорим про порядок установления публичного сервитута на земельный участок.

Процедура оформления

Итак, как установить публичный сервитут на земельный участок? Утверждение его проходит несколько последовательных стадий.

Обращение с заявлением

Правом подачи наделены граждане и организации, госорганы или органы на местах. До сих пор в законодательстве существует недочет в урегулировании вопроса о том, в какой орган обращаться с заявлением. Практика сводится к тому, что для оформления публичного обременения необходимо обращаться либо к законодательным органам, либо органам исполнительной власти.

Заявление должно содержать следующую информацию:

  • данные об участке, на котором планируется установить обременение.
  • цели его утверждения;
  • период действия обременения;
  • данные о землевладельцах;
  • данные о заинтересованных лицах.

Рассмотрение заявления

Федеральным НПА определяется соответствующий орган, который уполномочен рассматривать заявление и заниматься мероприятиями по оформлению публичного обременения. Данный документ также содержит указание на временные рамки рассмотрения подобного заявления вместе с представленными документами.

Акты, имеющие федеральное значение, не содержат подобных требований.

Организация и проведение публичных заседаний

Данное мероприятие представляет собой одну из разновидностей участия населения в решении публичных вопросов. Результатом таких слушаний должен стать протокол, который устанавливает мнение лиц, участвующих в собрании, по установлению публичного обременения.

В данной процедуре принимают участие:

  • заинтересованное население конкретной территориальной единицы;
  • лица, представляющие интересы организаций, которые расположены на конкретной территории;
  • землевладелец, на участке которого планируется установить обременение;
  • лица, представляющие интересы органа госвласти или местного самоуправления.

Принятие решения и издания НПА

Решение об установлении обременения должно содержаться в НПА с указанием следующих данных о:

  • земельном участке;
  • его месте нахождения;
  • кадастровом номере, который присваивается в процессе проведения межевания границ участка;
  • землевладельце, чей участок обременяется;
  • наименовании обременения и его содержание;
  • периоде действия обременения и иные условия.

Процедура регистрации

Обременение начинает действовать с момента его госрегистрации – внесения сведений о нем в ЕГРП.

Особенности

Публичное обременение регистрируется при наличии сведений в Реестре о ранее возникших правах на землю. Для регистрации необходим следующий перечень документов:

  • заявление от органа госвласти или органа местного самоуправления, издавшего постановление об установлении публичного сервитута;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • подтверждение полномочий представителя;
  • НПА, которым установлено публичное обременение;
  • кадастровый план с отображением границ действия обременения при его установлении только на часть участка.

Регистрирующий орган вправе запросить и иные документы.

Далее мы расскажем про протокол общественных слушаний по установлению публичного сервитута.

Протокол общественных слушаний

Итогом общественных заседаний являются следующие документы:

  • список участников;
  • протокол общественного слушания;
  • перечень поступивших вопросов и примечаний.

Однако определяющим документом является протокол, который должен содержать следующую информацию:

  • место проведения заседания;
  • обсуждаемый вопрос;
  • участники с описанием их мнения по установлению публичного обременения;
  • результаты публичного заседания с указанием числа лиц, проавших «за», «против» и «воздержались»;
  • итоговое решение.

Нормы земельного законодательства предписывают, что для принятия решения об оформлении публичного обременения итоги заседания лишь принимаются во внимание.

Постановление об установлении обременения

На основании итогового решения общественного заседания госорган выносит постановление об установлении публичного обременения. Данный документ содержит:

  • решение об установлении обременения;
  • сведения об участке с указанием кадастрового номера, места расположения;
  • цели оформления сервитута;
  • распоряжение по прохождению процедуры госрегистрации конкретной организации;
  • распоряжение по публикации документа в официальных СМИ;
  • указание конкретного лица, который обязан осуществлять контроль над исполнением постановления.

Следующее видео расскажет еще больше о публичных сервитутах, их установлении, оспаривании и подобных нюансах:

Источник: http://urned.net/zemelnoe-pravo/servitut/publichnyj.html

Публичный сервитут и его особенности

Граница зон действия публичных сервитутов что это

Право установления сервитута возникло еще в римском праве и до сих пор сохранилось в законодательстве РФ. Установление данного обременения регулируется следующими нормативными документами:

  • статьями 274–277 Гражданского кодекса;
  • 223 статьей Земельного кодекса;
  • статьей Федерального закона от 21 июля 1997 года;
  • 9 статьей Лесного кодекса.

Следует знать, что сервитутом может быть обременено строение, здание, земельный участок. Однако практика показывает, что последний вариант встречается чаще всего.
Сервитуты на земельный участок бывают частными и публичными. Сегодня поговорим о публичном виде данного обременения.

Что такое публичный сервитут?

При этом сервитутом пользуется неопределенный круг лиц.

Для каких целей может быть установлен?

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в таких случаях:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • необходим проезд или проход через участок;
  • необходимо осуществить установку или ремонт электрических или транспортных коммунальных сетей;
  • необходимо установить геодезические или межевые знаки, а также обеспечить к ним подъезд;
  • необходимо осуществить водоотвод или установить дренажное оборудование на определенном участке;
  • необходим забор воды для водопоя скота либо для проведения анализа;
  • необходим выпас скота и заготовка сена на зиму;
  • необходима организация охоты на незапрещенные виды животных и рыболовства;
  • необходимо проведение геологических раскопок и исследование состояния почвы;
  • необходим перевоз объектов через территорию.

Данные основания не являются исчерпывающими.

Когда возможно установление, а когда — нет?

Публичный земельный сервитут может быть установлен только в том случае, когда на общественных слушаниях путем ания было принято положительное решение.

Учитывается мнение следующих лиц:

  • Жители определенной территории, которые могут понести ущерб.
  • Доверенные лица юридических фирм и компаний, юридический адрес которых располагается в непосредственной близости к участку, на который может быть установлен сервитут (служебный участок);
  • Собственник потенциального служебного участка, а также арендаторы данной земли и лица, которые имеют право бессрочного пользования.
  • Сотрудники муниципальной власти или местного самоуправления.

Однако есть случаи, которые не допускают установление публичного сервитута. К ним относятся следующие:

  • установление сервитута не позволяет собственнику земельного участка распоряжаться своей землей в полной мере;
  • от собственника земельного участка в органы самоуправления поступило уведомление о требовании отменить сервитут;
  • невозможность или нежелание лица, которое подало заявление, организовывать общественное слушание.

Виды

Если говорить о времени действия сервитута, то следует выделить два вида:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • срочный — обременение устанавливается на определенный период, по истечении которого действие сервитута автоматически заканчивается;
  • бессрочный — сервитут устанавливается на неопределенный период и может быть прекращен в судебном порядке или когда необходимость в обременение исчезнет сама собой.

Говоря о целях сервитута, необходимо выделить следующие:

  • водный — гарантирует право каждому гражданину РФ использовать ресурсы водного фонда России без использования технических устройств;
  • лесной — закрепляет право гражданина бесплатно и беспрепятственно находится на территории лесных массивов страны, а также заниматься собирательством пищевых лесных ресурсов (грибы, ягоды, травы);
  • сервитут на дорогу — гарантирует право каждого гражданина бесплатно пользоваться автодорогами федерального значения.

Границы зон действия публичного сервитута

Как уже было сказано выше, сервитут может распространяться не только на целый участок, но и на часть земли.

Границы зоны действия сервитутного обременения определяются посредством топографогеодезических работ. Все расходы берет на себя заинтересованная сторона, т.е. муниципалитет или администрация. Результаты фиксируются в кадастровых документах.

Также следует знать, что перед установлением сервитута необходимо проверить, было ли проведено межевание земельного надела. Здесь государственный орган имеет дело с двумя типами участков:

  1. Оформленные участки, которые состоят на кадастровом учете.
  2. Неоформленные участки, на которых границы еще не сформированы и кадастровые работы не проведены.

В готовом проекте межевания конкретного участка в обязательном порядке должны быть указаны границы зон действия публичного сервитута. Если же проекта межевания пока нет, то тогда нужно сначала провести процедуру межевания, а потом установить границы действия публичного обременения.

Установление платы за публичный сервитут

Действующее законодательство РФ не предусматривает обязательное установление оплаты за установление сервитута.

Однако в случае причинения неудобств собственнику или третьим лицам (арендатору, лицу, которое владеет участком на праве бессрочного пользования) может быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается в судебном порядке или путем переговоров между собственником земельного участка или третьими лицами и органами местного самоуправления (администрацией города или сельского поселения).

Как правило, чиновники адекватно реагируют на выплату компенсации землевладельцу, если последний не препятствует установлению сервитута в интересах государства.

Публичный сервитут устанавливается ради общественного блага, и поэтому каждый гражданин должен знать о своих правах и обязанностях. Если установление сервитута неизбежно, но обременение доставляет вам большие неудобства, вы всегда можете отстоять свои права путем переговоров с местной властью или обратиться в суд.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj.html

Публичный отрицательный сервитут?

Граница зон действия публичных сервитутов что это

Для земель обороны статья 93 Земельного кодекса в п.

7 устанавливает, что могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель; порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 05.05.

2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». Постановление, впрочем, говорит об особых условиях использования земель для обеспечения функционирования военных объектов – без указания на то, что такие объекты должны находиться на землях обороны.

Согласно Постановлению № 405 различного рода ограничения хозяйственной деятельности на территориях зон с особыми условиями применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны в государственный кадастр недвижимости (п.

15 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны).

Впрочем, как отмечается в судебной практике, «… данный нормативный правовой акт распространяется на специальные зоны, которые установлены после его принятия, и не отменяет ранее установленных границ специальных зон».

Постановлением предусматривается возможность создания следующих зон с особыми условиями использования земель: «запретная зона», «зона охраняемого военного объекта», «охранная зона военного объекта», «внешний периметр военного объекта». Последняя зона нас не интересует, поскольку является всего лишь границей земельного участка, занимаемого военным объектом.

Запретная зона – территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона устанавливается по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру. Для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

Зона охраняемого военного объекта – территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта. На территории зоны охраняемого военного объекта строительство объектов капитального строительства, ввод в эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также размещение и эксплуатация стационарного или переносного приемо-передающего оборудования с мощностью передатчиков более 5 Вт осуществляются исключительно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект. При этом параметры электромагнитной совместимости оборудования, создающего радиопомехи военному объекту, определяются по внешней границе зоны охраняемого военного объекта. Внешняя граница зоны охраняемого военного объекта устанавливается на расстоянии, не превышающем 2 километров от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина зоны охраняемого военного объекта определяется с учетом норм электромагнитной совместимости и помехозащищенности оборудования, эксплуатируемого на военном объекте. Зона охраняемого военного объекта не устанавливается, если ее внешняя граница совпадает с границей запретной зоны.

Охранная зона военного объекта – территория, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц; осуществление хозяйственной и иной деятельности; размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его. Граница охранной зоны военного объекта устанавливается в пределах запретной зоны (или в пределах зоны охраняемого военного объекта, если она установлена) на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, к его внешнему периметру: а) на расстоянии, не превышающем 400 метров, – для военных объектов, на которых хранятся боеприпасы, ракеты, взрывчатые, радиоактивные, отравляющие, химически и биологически опасные вещества, легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости, а также горюче-смазочные материалы; б) на расстоянии, не превышающем 100 метров, – для прочих военных объектов.

Решения о необходимости установления зоны с особыми условиями использования принимаются специальной межведомственной комиссией на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующий военный объект.

На основании решения МВК федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, принимает решение об установлении зоны с особыми условиями и направляет в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, документы для принятия решения об осуществлении кадастрового учета.

Таким образом, земельный участок, принадлежащий лицу на праве собственности, может оказаться на территории одной из этих зон. Соответственно, права собственника будут ограничены – например, он будет не вправе осуществлять строительство объектов капитального строительства без согласования с федеральным органом исполнительной власти.

Какова правовая природа подобных ограничений? Идет ли речь об ограничениях права собственности, «которыми определяется мера и предел собственности»?[1] Такого рода ограничения представляют собой границы содержания права собственности, установленные в интересах либо всего общества, либо отдельных лиц.

Как принято считать, подобное «классическое» ограничение права собственности является описанием содержания права собственности, существуя только в силу наличия самого права собственности, а не вследствие отдельного, принятого по поводу конкретного объекта юридического акта.

Иными словами, ограничение права собственности обусловлено правовым режимом, установленным законом «массово» для определенных объектов гражданских прав.

Другая категория ограничений права собственности – так называемые публичные сервитуты, – возникает иначе. В соответствии со ст.

23 ЗК публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Из содержания нормы следует, что установление публичного сервитута осуществляется в отношении конкретного земельного участка с учетом фактических обстоятельств каждого конкретного случая.

Возникает публичный сервитут также иным, нежели «классическое» ограничение права собственности, способом – не только на основании закона или иного нормативного правового акта федерального уровня, но и на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, нормативного правового акта органа местного самоуправления.

Рассматриваемые зоны с особыми условиями использования земель, безусловно, по своему характеру ближе к публичным сервитутам, поскольку возникают на основании отдельного юридического акта, посвященного определенному земельному участку с учетом конкретных обстоятельств каждого случая. По своему назначению подобное ограничение соответствует одной из целей, указанных в ст. 23 ЗК для установления публичных сервитутов: для обеспечения интересов государства. Впрочем, п. 3 ст. 23 ЗК устанавливает перечень целей установления публичного сервитута, который может показаться замкнутым; с другой стороны, выражение «могут устанавливаться публичные сервитуты для…» можно прочитать и таким образом, что список п. 3 ст. 23 ЗК – лишь примеры таких целей. В таком случае установление зон с особыми условиями вписывается в рамки ст. 23 ЗК.

Между тем все публичные сервитуты, приведенные в качестве примера в ст. 23 ЗК, являются сервитутами положительными (насколько этот термин применим к публичным сервитутам), обеспечивая возможность пользования участком, в отношении которого установлен публичный сервитут. Зоны с особыми условиями действуют иначе.

Они не позволяют собственнику земельного участка реализовывать те правомочия, которые были бы доступны ему при отсутствии такой зоны – то есть напоминают институт, известный гражданскому праву под названием «отрицательный сервитут» (отметим, не все согласны с существованием таких сервитутов в нашем частном праве (в том числе и автор), однако сама идея понятна).

Раз это разновидность публичного сервитута, возникает вопрос о необходимости проведения общественных слушаний и праве собственника земельного участка требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут.

Если с общественными слушаниями в подобных случаях все более или менее ясно, то вопрос о плате несколько сложнее. Да, п. 6 ст. 23 ЗК говорит о том, что собственник вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, только если иное не предусмотрено федеральными законами.

По всей видимости, «иное» можно усмотреть как раз в п. 7 ст. 93 ЗК, предусматривающем возможность установления зон с особыми условиями. Однако возможность установления ограничения права собственности в виде зоны с особыми условиями без какой-либо компенсации представляется очевидно несправедливой.

Таким образом, если согласиться с квалификацией правового режима зон с особыми условиями как «отрицательных публичных сервитутов», постановка вопроса о компенсации выглядит обоснованной.

На это не влияет и возможная квалификация такого публичного сервитута как отрицательного, то есть не предоставляющего никому доступа на земельный участок. Так же, как и в случае с «обычным» отрицательным сервитутом, плата должна взыматься с лица, в интересах которого установлено это ограничение – то есть с государства.

[1] Гражданское уложение. Кн. 3. Вотчинное право: Проект Высочайше учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения (с объяснениями, извлеченными из трудов Редакционной комиссии) / под ред. И.М. Тютрюмова. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 321.

Источник: https://zakon.ru/blog/2016/04/26/publichnyj_otricatelnyj_servitut

Установление публичных сервитутов | ИТП Град

Граница зон действия публичных сервитутов что это

В статье рассматриваются правовые вопросы, связанные с отображением границ зон действия публичных сервитутов в проектах межевания территорий, формулируются предложения по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ, предполагающие возможность установления публичных сервитутов проектами межевания территорий.

В практике градостроительного проектирования при подготовке документации по планировке территории очень часто возникают вопросы, связанные с порядком установления публичных сервитутов.

«Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года не содержит норм о регулировании сервитутов (они были предусмотрены Градостроительным кодексом РФ 1998 года), и если владельцы частных сервитутов могут воспользоваться нормами ГК РФ, то публичные сервитуты остались вне специального федерального законодательства»1.

Из названия статьи 23 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) можно понять, что сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитуты бывают двух видов: частные и публичные.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (ч.1 ст.23 ЗК РФ, ст.274-277 ГК РФ).

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п.2 ст.23 ЗК РФ).

Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых в числе прочих сведений отображаются границы зон действия публичных сервитутов (п.8 ч.5 ст.43 Градостроительного кодекса РФ, далее – ГрК РФ). Также границы зон действия публичных сервитутов указываются в составе градостроительного плана земельного участка (п.2 ч.3 ст.44 ГрК РФ).

Возникает вопрос, границы зон действия каких публичных сервитутов должны отображаться в составе проекта межевания территории: уже установленных на момент подготовки проекта межевания специальным нормативным правовым актом органа местного самоуправления, или же допустимо в проекте межевания отображать планируемые границы зон действия публичных сервитутов? В этой связи представляет интерес и вопрос о том, правомерно ли устанавливать публичные сервитуты проектом межевания территории? Попытаемся разобраться в данных вопросах.

Прежде всего, следует отметить, что сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком (курсив мой – Д.Ш.). Согласно ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Основным из таких законов выступает Федеральный закон от 24.07.2007 г.

№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», определяющий порядок осуществления кадастровых действий по формированию земельных участков и постановке их на государственный кадастровый учет. Таким образом, под земельным участком в правовом смысле понимается только сформированный и поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок.

Частью 2 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.

Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Соответственно, на чертежах проекта межевания территории (ч.5 ст.43 ГрК РФ) отображаются:

– границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты (п.3);

– границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства (п.4);

– границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (п.5).

Следовательно, при подготовке проектов межевания разработчик имеет дело с двумя видами земельных участков: сформированными, т.е.

поставленными на государственный кадастровый учет, земельными участками и формируемыми земельными участками, в отношении которых впоследствии предстоит осуществление кадастровых действий и постановка на учет в государственном кадастре недвижимости.

Ко второму виду относятся и земельные участки, планируемые под размещение объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, хотя о них прямо и не говорится как о формируемых земельных участках.

В отношении сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков, как уже застроенных, так и подлежащих застройке, границы зон действия публичных сервитутов в проекте межевания должны отображаться на основании нормативных правовых актов органа местного самоуправления, в случае их наличия, действующих на момент подготовки проекта межевания. В таких случаях проект межевания фиксирует сложившееся состояние земельных отношений (status quo) на территории. Но как быть в тех случаях, когда до подготовки проекта межевания территории публичный сервитут в отношении земельного участка установлен не был, но необходимость в нем очевидна? Возможно ли отобразить в границах соответствующих земельных участков планируемые (курсив мой – Д.Ш.) границы зон действия публичных сервитутов, с тем, чтобы впоследствии установить их нормативным правовым актом органа местного самоуправления? Или, если пойти еще дальше, возможно ли в таком случае установить публичный сервитут непосредственно проектом межевания в необходимых границах?

Исходя из редакции п.8 ч.5 ст.43 ГрК РФ («8) границы зон действия публичных сервитутов.») на первую часть вопроса ответ неоднозначен.

С одной стороны, если подходить к проекту межевания с юридико-содержательной точки зрения, то данный градостроительный документ не утверждает каких-либо самостоятельных обязательных решений, как например, проект планировки территории, которым и только им одним устанавливаются красные линии.

Проект межевания либо фиксирует то состояние, территории, которое уже сложилось, и воспроизводит решения принятых до него градостроительных и иных документов (отображение красных линий из проекта межевания, отображение границ застроенных земельных участков на основании данных государственного кадастра недвижимости, отображение границ территорий объектов культурного наследия из проектов зон охраны таких объектов и т.д.), либо с учетом градостроительных требований и нормативов по развитию территории дает предложения (но не утверждает решения!) по границам формируемых земельных участков. В этом смысле проект межевания территории служит основой, градостроительным обоснованием для будущих кадастровых работ и постановки земельных участков на кадастровый учет. При таком понимании проекта межевания в его составе должны отображаться границы зон действия уже установленных (курсив мой – Д.Ш.) публичных сервитутов, поскольку в другом случае формулировка п.8 ч.5 ст.43 ГрК РФ должна была бы иметь следующую редакцию: «существующие и планируемые границы зон действия публичных сервитутов». Но с другой стороны, если исходить из уже отмеченной особенности проекта межевания территории устанавливать взвешенные, профессионально и научно обоснованные градостроительные требования к границам формируемых земельных участков, то в каком еще документе, как не в проекте межевания могут и должны быть даны предложения по установлению публичных сервитутов?! На наш взгляд, только в проекте межевания! Таким образом, с содержательной и смысловой точек зрения стоит признать правильным отображение в проектах межевания территорий планируемых границ зон действия публичных сервитутов. А для того, чтобы данная позиция была безупречной с точки зрения градостроительного законодательства, в пункт 8 части 5 статьи 43 ГрК РФ необходимо внести изменения, изложив его в следующей редакции: «8) существующие и планируемые границы зон действия публичных сервитутов».

Рассмотрим вторую часть поставленного выше вопроса о том, насколько допустимо устанавливать публичный сервитут проектом межевания территории. Несмотря на то, что такая возможность земельным и градостроительным законодательством прямо не предусмотрена, в пользу нее указывает следующее.

Как уже было отмечено выше, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления (п.2 ст.23 ЗК РФ). В соответствии с ч.14 ст.

45 ГрК РФ документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации.

Акт об утверждении документации по планировке территории в подавляющем большинстве случаев является нормативно-правовым. Таким образом, внешняя правовая форма в обоих случаях одна и та же.

Далее, для установления публичного сервитута требуется проведение общественных слушаний (п.2 ст.23 ЗК РФ). Но проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории (т.е.

в составе проекта планировки территории) на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, до их утверждения также подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч.5 ст.

46 ГрК РФ).

Требования акта об установлении публичного сервитута, перечню обязательных к отражению в нем сведений, законодательством не определены. Такой акт может быть как преимущественно в текстовой или текстово-графической форме (отдельный нормативно-правовой акт), так и графической (проект межевания).

Требование закона о государственной регистрации сервитута в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (п.9 ст.

23 ЗК РФ) может быть реализовано как на основании отдельного нормативного правового акта об установлении публичного сервитута, так и на основании проекта межевания.

Попытка законодательно закрепить возможность установления сервитутов на основании планировочной документации предусмотривалась законопроектом “О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования сервитутов”, подготовленным Минэкономразвития. Проект был согласован с Мининформсвязи России (А.В. Маслов), МПР России (В.В. Лозбинев), Минтрансом России (С.А. Аристов) и Минрегионом России (В.В. Шипов), но до настоящего времени не принят2. Вместе с тем, по нашему мнению, установление публичных сервитутов проектом межевания территории вписывается в логику процесса градостроительного развития территории и способствовало бы устранению дублирующих административных процедур при установления публичного сервитута в порядке, предусмотренном земельным законодательством.

Что касается формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства (п.4 ст.43 ГрК РФ), то они еще не являются самостоятельными объектами земельно-имущественного и гражданского оборота.

Поэтому в отношении них вопрос об установлении публичного сервитута при подготовке проекта межевания территории не возникает.

Вместе с тем, учитывая изложенные выше аргументы, при необходимости обременения таких земельных участков в интересах местного самоуправления или местного населения после их формирования и постановки на государственный кадастровый учет, в проекте межевания территории целесообразно определять планируемые границы зон действия публичных сервитутов, с тем, чтобы впоследствии устанавливать их специальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Так, постановлением Мэра муниципального образования Северодвинск от 30 июня 2009 г. № 169 «Об установлении публичных сервитутов на территории квартала 098 г.Северодвинска»3 постоянные публичные сервитуты для прохода и подъезда на земельные участки многоквартирных домов и других объектов капитального строительства иных видов разрешенного использования, были установлены в соответствии с проектом межевания территории квартала 098, утвержденным постановлением Мэра Северодвинска от 30.07.2007 № 218, в связи с постановкой земельных участков на государственный кадастровый учет. Таким образом, на основании проекта межевания территории, давшем предложения по границам зон действия публичных сервитутов на формируемых земельных участках, публичные сервитуты были установлены в соответствии со ст.23 ЗК РФ нормативным правовым актом органа местного самоуправления после постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.

Подведем итог. Формулировка п.8 ч.5 ст.43 ГрК РФ об отображении в проектах межевания территорий границ зон действия публичных сервитутов является недостаточно конкретной и определенной.

Однозначно, не вступая в противоречие с законодательством, на ее основе в проектах межевания возможно отображение границ зон действия только уже установленных в порядке статьи 23 ЗК РФ публичных сервитутов.

В целях управления развитием территорий, сокращения дублирующих административных процедур в ГрК РФ предлагается внести изменения, позволяющие отображать в проектах межевания как существующие, так и планируемые границы зон действия публичных сервитутов, а также прямо предусмотреть возможность установления публичных сервитутов проектом межевания территории.

Шинкевич Д.В. –

заместитель генерального директора

по правовым вопросам ООО «Институт

территориального планирования «Град»,

г.Омск

1 Малеина М.Н. Обременение частным или публичным сервитутом зданий и сооружений. “Хозяйство и право”, 2006, № 7.

2 Арсланалиев М.А. Публичные сервитуты при строительстве, размещении и эксплуатации линейных объектов. “Предпринимательское право”, 2008, специальный выпуск.

3 СПС КонсультантПлюс: Сводное региональное законодательство; Бюллетень нормативно-правовых актов МО “Северодвинск”, № 17, 09.07.2009.

Источник: https://itpgrad.ru/node/56

Юр-Оплот
Добавить комментарий