Можно ли по исламу жить жене с мужем после развода в одном доме

Талак – развод в исламе

Можно ли по исламу жить жене с мужем после развода в одном доме

В исламе большое внимание уделяется тому, как организована личная жизнь человека. В Заключительном откровении Всевышнего особо оговаривается вопрос взаимоотношения полов.

В суре «Ар-Рум», к примеру, отмечается:

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30:21)

Брак, согласно этому аяту, определяется как особый тип союза мужчины с женщиной, в рамках которого они оба находят успокоение, любовь и уважение. Однако, к глубокому сожалению, не всегда брачный союз оказывается устойчивым к испытаниям, которые выражаются в различных жизненных ситуациях.

Разрыв супружеских отношений в исламе допускается, однако это действие считается одним из самых нежелательных, хотя и подпадают под категорию «халяль» – дозволенных. В качестве подтверждения приведём слова Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.): «Создатель не любит превыше всего развод из того, что Он разрешил людям» (хадис приводят Ибн Маджа, Абу Дауд, аль-Хаким).

Сама процедура развода у мусульман регламентируется нормами Шариата, которые были выведены из Священного Корана и Благородной сунны Пророка Мухаммада (с.г.в.). Этот процесс отличается гибкостью, что позволяет мужчине и женщине хорошо подумать о расставании и при желании всё переиграть, восстановив брачные отношения.

Процесс развода

Формальным началом процесса расторжения брака являются слова мужа – «талак», «ты разведена», «я развожусь с тобой».

При этом перед окончательным разрывом отношений между супругами имеются несколько стадий, которые характеризуют в определённой мере нежелательность разрыва семейных уз: первый развод незавершённого типа, второй развод незавершённого типа и третий развод, завершающий окончательно брачные отношения пары.

Инициатива разрыва брака, принадлежащая мужчине, не подразумевает возможность её использования в произвольном порядке. Есть перечень правил, несоблюдение которых даёт основание супруге оспорить решение мужа:

1. Развод выступает в качестве следствия аморального поведения жены по отношению к мужу, его родителям и родственникам, сексуальная близость с иными мужчинами. Таково мнение большинства учёных.

Однако произнесённые мужем слова развода без особой причины также влекут разрыв брачных отношений. Муж при этом становится грешником.

На нём лежит обязанность выплатить до конца свадебный подарок (махр), если до развода этого не произошло, отдать уже бывшей жене всё её имущество, а также предоставлять ей помощь на протяжении последующих трёх месяцев.

2. Мужчина может расторгнуть семейный союз только в так называемый период «тухр» – чистый временной отрезок у жены, но при этом у супругов не должна иметь место половая близость.

Богословы всех мазхабов едины во мнении, что муж не вправе разрывать отношения со своей супругой в период после родов и в те дни, когда у неё наступает хайда (т.е. менструация). Кроме того, нельзя разводиться, когда у женщины прошли месячные, но интимная связь между супругами уже состоялась.

Такие ограничения проистекают из изречения Пророка Мухаммада (с.г.в), которое зафиксировано в сборнике хадисов имама Бухари:

Как-то Милость миров (с.г.в.) узнал, что сын Умара (р.а.) развёлся с супругой, когда у неё была хайда. После этого Пророк (с.г.в.) повелел ему аннулировать свои первоначальные слова и возвратить жену. Он дал разрешение на возможность развестись только после окончания периода менструации, а вслед за ним ещё одного.

Причём в данный чистый период супруг, желающий разойтись с женой, не должен вступать с ней в половую связь. Такой продолжительный временной отрезок был дан, очевидно, с тем, чтобы мужчина мог обстоятельно обдумать последствия своего желания развестись.

Вполне возможно, что оно было инициировано какими-то скоропалительными выводами либо банальной вспыльчивостью.

Однако в ситуации, когда глава семьи всё-таки не передумал и оставил в силе произнесённые слова, то развод всё равно признаётся состоявшимся. Тем самым происходит первый развод незавершённого типа.

Далее мужчина и женщина продолжают жить вместе как семья, если в течение трёх месяцев оба поймут важность и необходимость совместной жизни и воссоединятся. Но теперь у мужа остаётся две возможности снова инициировать развод – промежуточная вторая и окончательная третья.

Практически все мусульманские учёные придерживаются позиции, что последующие слова развода должны произноситься не в один момент, а каждый в свой отдельный «чистый период».

Некоторые нюансы талака

  • Если мужчина всё-таки инициирует распад семьи посредством трёх разводов одновременно, то часть богословов считает действительными все три этих талака. Такого мнения придерживаются представители всех четырёх суннитских богословско-правовых школ (мазхабов). По мнению ряда шиитских алимов, подобный развод нельзя считать правильным и действующим. Третья точка зрения сводится к тому, что единовременно произнесённый тройной талак воспринимаются в качестве одного.
  • Если после 1-го или 2-го развода пара решит воссоединиться спустя три месяца, то им придётся заново проводить церемонию бракосочетания (никах), а мужчине выплатить супруге махр.
  • Если дело дошло до всех трёх стадий, то муж и жена могут сочетаться повторным браком лишь после того, как женщина выйдет замуж за другого и разведётся с ним. Эта норма основана на кораническом аяте из суры «Бакара»:

«Если он развёлся с ней в 3-й раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Всевышнего. Он разъясняет их для людей знающих» (2:230)

Примечательно, что обеспечение супруги всеми необходимыми удобствами (пища, жильё, одежда) в процессе расторжения никаха возлагается на мужа. Кроме того, в этот период, как мы уже отмечали, запрещена половая близость между ними. Ребёнок, родившийся от бывшего супруга, считается его ребёнком. Однако до пяти-семи лет право на его воспитание принадлежит матери.

Источник: https://islam.global/semya/semeynaya-zhizn/pravila-razvoda-po-shariatu/

Жизнь с мужем для меня невыносима…

Можно ли по исламу жить жене с мужем после развода в одном доме

Бремя содержания семьи, обеспечения супруги и детей (а также родителей, если есть необходимость) возложено Исламом на мужчину, мужа – главу семьи. Согласно исламскому семейному кодексу женщина, которая не обеспечивается своим мужем, вправе обратиться к своему имаму и требовать развода. А в непредусмотренных Шариатом моментах за подобную просьбу её ожидает проклятие со стороны ангелов.

После развода (таляк) или расторжения (фасх, хуль‘ и т. п.) брака дети до достижения 6-летнего возраста (тамйиз) остаются у матери, но при следующих условиях: 1) она не будет замужем, 2) будет жить в том же населённом пункте, что и её бывший супруг, отец детей.

Если женщина выйдет замуж или решит переехать в другой населённый пункт, то бывший муж вправе потребовать детей.

А по достижению детьми 6-летнего возраста им самим предоставляется выбор: с кем они захотят жить, у того и оставляют (независимо от того, выйдет замуж их мать за другого или нет).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Развод есть самое нелюбимое Всевышнему из незапрещённого Им».

Посему каждый из супругов должен уделять семье огромное внимание, дабы она не распалась, ведь это то, что Всевышний не одобряет! Кроме того, развод – самое любимое явление для сатаны, который прилагает огромные усилия для разлада в семье, особенно если это мусульманская семья.

Для начала ещё раз поговорите с мужем, но не упрекая его, а с целью разрешения ситуации и выхода из такого положения. Говорите с ним по факту, но без резких высказываний. Ещё лучше сказать что-нибудь наподобие: «дорогой, послушай меня, пожалуйста…», «я думаю, что… а ты как думаешь?» и т. п.

Так Вы сможете высказать ему Ваше мнение плюс подтолкнуть к какому-нибудь компромиссному решению. Нередко мужчины, услышав со стороны жены даже дельный совет, поступают иначе из-за своего самолюбия, лишь потому, что им не пришло такое же в голову.

А преподнося всё в виде вышеуказанных вариантов, Вы как бы спрашиваете у него (хотя на самом деле высказываете своё мнение и, возможно, своё решение), даёте ему право принимать решение.

По поводу его общения с другими женщинами и увлечения компьютером могу предположить, что так происходит, скорее всего, из-за большого количества личного времени, т. е. из-за того, что он не работает.

Помогите ему найти работу, воспользуйтесь для этого помощью родственников, друзей и знакомых. Можно самой написать резюме для мужа и разослать в разные фирмы по подбору персонала и центр занятости населения.

Если Вам удастся устроить мужа на работу, иншаллах, ему будет не до общения с девочками и компьютерных игр!

Никогда и ни при каких обстоятельствах не грубите и не язвите свекрови. Она – мать Вашего супруга (поймите правильно, я не имею в виду, что она имеет право «наезжать» на Вас), она одна на всю жизнь и в отличие от Вас всегда останется ею.

Как показывает практика, в большинстве случаев при конфликтных ситуациях крайними оказываются жёны.

И, к большому сожалению, как правило, яблоком раздора между невесткой и её свекровью бывают мелочи, на которые кто-кто, но мусульмане не должны были бы обращать вообще никакого внимания! Соберитесь все втроём и обсудите общие проблемы и накопившиеся обиды, постарайтесь найти компромисс.

С точки зрения психологии:

Не стану затрагивать Вашего вопроса по поводу развода, об этом пусть расскажет теолог. Своей задачей я вижу поиск путей выхода из сложившейся ситуации путём налаживания положительных взаимоотношений в Вашей семье ради возможности сохранить семью.

Конечно, многое будет зависеть от того, какую цель Вы перед собой поставите: сохранить семью или всё же уйти от мужа. Прежде всего попробуйте сориентировать себя на то, что ситуацию в Вашей семье можно и нужно изменять в лучшую сторону.

Если у Вас не будет уверенности в том, что ситуация изменится в лучшую сторону, то это крайне негативно отразится на любой попытке исправить общее положение. Для начала следует разбить общую проблему на основные её составляющие и соответственно решать каждую задачу отдельно.

Иначе, пытаясь решить всё и сразу, Вы почти обрекаете себя на провал.

Первое, что будем решать, так это Ваши взаимоотношения со свекровью, поскольку они могут серьёзно менять восприятие всей ситуации не в лучшую сторону. Вы говорите о том, что на её постоянные замечания реагируете молчанием и видите в этом проявление уважения. Однако в глазах самой свекрови Ваше молчание может видеться несколько иначе.

Ведь, делая Вам то или иное замечание, она ждёт от Вас не молчания, а какого-то ответа, реакции. Очевидно, что отвечать грубостью недопустимо, но и молчать не стоит. Пробуйте увеличивать значимость её претензий, начните ругать себя сами тоже. Это вовсе не призыв к самобичеванию, ни в коем случае. Тут суть в другом.

Ругая Вас и видя, что Вы сами тоже начинаете себя обвинять, Ваша свекровь неизбежно начнёт занимать защищающую позицию, таковы законы общения. К примеру, она упрекает Вас в том, что Вы сидите на её шее. Ведь очевидно, что она не ждёт молчания, а больше ориентирована на то, чтобы поднять собственную значимость в Ваших глазах, показать вам всем её вклад.

Если Вы начнёте ещё больше винить себя, преувеличивать собственную малозначимость и неспособность вести дела, то это соответствует её ожиданиям и обязательно приведёт к тому, что она сама начнёт Вас защищать от самой же себя. Общайтесь с ней, интересуйтесь её делами, спрашивайте о её молодости.

Этим самым Вы не только значительно добьётесь её расположения (что само по себе уже значимо), но и лучше поймёте её как человека.

Что же касается мужа, тут тоже надо менять общую стратегию взаимодействия. Для начала можно отказаться от упрёков, поскольку толку всё равно от них нет, одни ссоры.

Видимо, в игры он играет по той причине, что там может реализовать собственные нереализованные амбиции, такое бывает часто, это своего рода подмена реальности.

Не берите на себя решение материальных проблем, пусть он сам ощутит дефицит материальных ценностей, пусть, в конце концов, его мама сама заставит сына искать средства для содержания семьи.

Просто проблема в том, что, упрекая его в бездеятельности и несостоятельности, Вы можете ещё больше менять его восприятие самого себя, что, как следствие, побуждает его ещё больше погружаться в виртуальное пространство. Начните немного хвалить его, поощрять хоть даже самые мелкие заслуги. Это может придать ему уверенности в своих силах и подтолкнуть к решительным действиям.

Что же касается повышения веры, то тут Вы сами для себя наилучший помощник. Лучше всего в этом вопросе Вам поможет изучение Ислама. Особенно история его становления, в которой содержится масса примеров, с какими сложностями сталкивались люди на заре Ислама и как они стойко переносили невзгоды. Это значительно укрепит Ваше мировоззрение и религиозные убеждения.

Мухаммад-Амин – хаджи Магомедрасулов

теолог

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Источник: http://islam.ru/content/liniya-doveriya/42431

§4. Развод. ‘Идда

Можно ли по исламу жить жене с мужем после развода в одном доме

В первую очередь, следует отметить, что развод (по-арабски «талак») наносит удар по душевному состоянию супругов и в последующем сильно сказывается на воспитании детей, подвергающихся натиску нравственных болезней и психологических травм, от которых семья защищала их.

Согласно мусульманскому вероучению самым ненавистным для Господа из дозволенного человеку является развод. Он разрешен в том случае, когда нет другого выхода, как меньшее из двух зол.

Развод применяется в ситуации, когда брак не функционирует должным образом. Он возможен при веских причинах, которые никак невозможно уладить.

До того, как решиться на этот окончательный и отчаянный шаг, необходимо предпринять несколько попыток в следующей последовательности:

1. Две вовлеченные стороны должны попытаться урегулировать споры и сами разрешить свои проблемы.

2. Если это не удастся, два представителя, один со стороны родственников мужа, другой – жены, должны попытаться примирить их и уладить разногласия.

Супругам не рекомендуется спешить в решении этого вопроса. Им необходимо еще и еще раз подумать, посоветоваться со старшими и родственниками, обратиться к местному имаму за советом.

Из практики видно, что в большинстве случаев супруги жалеют о том, что разошлись и хотят заново воссоединиться, но в некоторых случаях это бывает уже невозможно с канонической точки зрения.

Сколько семей разводится, мотивируя свой развод неимением сердечной тяги, любви к друг другу, но когда бывшие супруги остаются одни, случаются и самоубийства. Поэтому они должны избегать слова «развод» и вообще забыть о нем.

Однако, если эти попытки не удались, то следует учесть следующее. Поскольку существуют различные виды разводов и определенное время, в течение которого развод разрешен или запрещен, то по этим вопросам необходимо строго обращаться к имаму. А мы же рассмотрим здесь некоторые случаи и условия, когда и при каких обстоятельствах происходит развод, чтобы супруги остерегались их.

В никях или же в ‘акду-з-завадж входит три талака (т.е. первый, второй и третий) и мужчина соответственно не имеет право разводиться с одной женщиной более трех раз подряд. Разводы могут производиться как в различное время, так и одновременно.

С точки зрения последствий, развод можно разделить на два вида: «талак радж‘ий» и «талак баин».

1. Талак радж‘ий. Первый и второй разводы являются талаком радж‘ий, после которого муж во время периода, называемого ‘идда, имеет право вернуть к себе жену без заключения нового брачного договора. Он происходит, например, когда муж говорит жене (в прошедшем времени): «Я разошелся с тобой» или: «Ты разведена».

В этом случае развод производится независимо от того, какое намерение было у мужчины, т.е., независимо от того, хотел ли он разводиться или сказал это просто так. Нельзя говорить эти выражения даже в шутку.

При таком разводе обязанности по браку все еще имеют силу, и если муж произнес эти слова, а затем захотел вернуть ее к себе, то в течении периода ‘идда он должен отступиться от своих слов и аннулировать развод.

2. Талак баин – окончательный развод. Третий талак уже засчитывается как окончательный развод. И в случае, когда мужчина говорит жене «Я развелся с тобой троекратно», т.е., производя все три развода вместе, то это также засчитывается как окончательный развод.

Да убережет Всевышний Аллах каждую мусульманскую семью от попадания в такую ситуацию! Потому что, при всем желании, супруги в дальнейшем не смогут быть больше вместе без выполнения ими очень строгих условий, предъявляемых к ним Шариатом за проявленную беспечность к предписаниям Аллаха Всевышнего и непокорность Его закону.

Поэтому супругу следует быть очень внимательным и избегать таких слов, даже если он желает развестись, так как троекратный развод вообще не поощряется Шариатом. При таком разводе жена должна выждать срок ‘идда, при котором обязанности по браку уже недействительны.

Однако муж, если жена оказалась беременной, должен обеспечивать ее до рождения ребенка, а если она не беременна, то до конца срока ‘идда и только жильем.

Как осуществляется возобновление брака и возвращение бывшей жены в обоих случаях, мы расскажем в следующем параграфе.

Если мужчина дважды повторяет жене «Ты разведена» с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод. А если после этого и третий раз повторит данные слова, то уже произойдет два талака.

Развод, как простой, так и троекратный может быть и условным (т.е. развод, обусловленный чем-либо). Если такой развод будет объявлен посредством слов типа «если», «когда», «в тот момент» и т.п., то он будет действительным при выполнении или невыполнении поставленного условия.

Например, муж говорит: «Ты разведена (троекратно), если пойдешь в дом соседа» или же: «Если не сделаешь то-то и то-то, ты (троекратно) разведена».

В этом случае, к примеру, если жена пойдет к соседу или не выполнит другое поставленное условие, ее действия приравниваются к (троекратному) разводу.

Подобно талаку радж‘ий, талак баин является действительным, если на него указывают намеком (кинайа). Он зависит от намерения супруга. Например, мужчина говорит: «Я не хочу видеть тебя больше» или «Ты мне больше не нужна». Если при этом он был намерен (троекратно) развестись, то данные слова приравниваются к (троекратному) разводу.

Очень часто имеют место разводы, когда муж, находясь в нетрезвом состоянии, произносит подобные слова. Это лишний раз подтверждает, что от употребления опьяняющих веществ происходит множество бед.

Поскольку развод – это проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения, мы здесь не можем рассматривать детально все возможные ситуации, и потому ограничимся лишь ознакомлением с некоторыми случаями и условиями. По конкретным вопросам относительно развода необходимо обращаться к местному имаму.

Цель рассмотрения в этой книге вышеназванных пунктов заключается лишь в том, чтобы дать супругам необходимые первоначальные знания о разводе.

Отсутствие хотя бы этих знаний о разводе может привести к тому, что мужчина, сам того не подозревая и не желая, разведется с женой и будет продолжать жить с ней, считая, что его отношения – законны по Шариату, а, на самом деле, он совершает большой грех. И впоследствии дети могут быть рождены в результате прелюбодеяния.

Зихар. Обет. Развод со стороны супруги

С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.

Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)».

Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены).

Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.

Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.

В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.

Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев.

В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара).

Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод.

Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.

Равод со стороны супруги

Жена имеет право требовать у супруга развод, если он не выполняет свои супружеские обязанности, которые налагает на него шариат. Она при этом возвращает полученный от мужа махр. Подробности этого процесса можно узнать у местного имама.

Однако следует отметить, что в хадисе, переданном ат-Тирмизи, сказано, что если жена потребует у супруга развод безосновательно, то она даже не почует запах Рая.

‘Идда. Возобновление брака и возвращение бывшей жены к мужу

‘Идда – это период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выйти замуж. Период ‘идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка. В двух случаях женщина соблюдает ‘идду:

1) После смерти мужа.

Если у женщины умер муж и она была беременной, ‘идда заканчивается после родов. Если женщина не была беременной, то должна ждать 4 месяца и 10 дней (по лунному календарю). Столько же дней жена соблюдает и траур по мужу. Вдове во время ‘идды разрешается выходить из дома только по насущным вопросам.

2) После развода или прерывания никяха.

Если женщина разведена (или же был прерван брак) и при этом она оказалась беременной, для нее срок ‘идда – до родов. Однако если она не оказалась беременной, то ‘идда составляет три межменструальных очищения (тухр) в том случае, если женщина в возрасте, в котором может иметь менструацию.

Если женщина была разведена во время очищения, оно считается за пер вый тухр. Отсчет начинается с этого очищения и заканчивается с началом третьей менструации. В подобном случае в течении ‘идда муж должен содержать ее, а жена должна оставаться дома, если нет особой причины для выхода.

Если во время брака жена не имела с мужем половых отношений, она вообще не должна ждать срока ‘идда. Если же (по возрасту) женщина еще (уже) не может иметь менструации, для нее ‘идда – три лунных месяца.

До истечения срока ‘идда женщина должна проживать в том месте, где жила до развода или смерти мужа, только при веских причинах она может переселиться в другое место.

Во время периода ‘идда после первого и второго разводов муж имеет право возобновить брак и вернуть бывшую жену. В этом случае муж может вернуть жену, даже без ее согласия, сказав ей: «Я вернул тебя» или в ее отсутствие: «Я вернул свою жену».

Возвращение жены может совершаться и без свидетелей, но лучше, если таковые будут. После произнесения этих выражений муж может страстно обнять или поцеловать супругу, или совершить с ней половой акт, чем ознаменуется возврат к браку.

Также он может сделать ей подарок.

Если время ‘идда закончилось, то в этом случае необходимо совершить новый акт бракосоче тания. Здесь супруг уже не обладает правом на заключение брачного договора без ее согласия.

Женщину, с которой был произведен талак-баин, нельзя вернуть ни во время срока ‘идда, ни после него, если не выполнены следующие пять условий:

– должен пройти срок ‘идда после первого мужа; – затем женщина должна выйти замуж за другого; – иметь с новым мужем половые отношения; – развестись со вторым мужем;

– пройти срок ‘идда после второго мужа.

Источник: http://islamdag.ru/book/30480

Всё, что мы должны знать о разводе

Можно ли по исламу жить жене с мужем после развода в одном доме

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу.

И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е.

, они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами.

Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е.

, они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

 Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев».

В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю  ей развод».

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого.

Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба.

Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого.

Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями.

Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его   следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения.

Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг.

Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе.

Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом.

Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е.

, «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод.

Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова.

Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза “я с тобой развожусь”, при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет.

Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод.

Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод.

К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д.

, в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма.

Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении.

На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения.

Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда   один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась.

Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита.

Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав.

Он сказал: “Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела.

Поэтому я и терплю её выходки. И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей”. Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод.

Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно.

Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/43501

Согласно исламским законам, мужчина должен в равной степени обеспечивать имуществом и вниманием каждую из своих жен. Российские законы запрещают многоженство, однако в Татарстане заключение второго или третьего брака в религиозной среде не является чем-то диковинным.

“Idel.Реалии” побеседовали с имамом мечети “Туган авылым” в Казани Ильнаром Зиннатуллиным ​о том, как заключается второй и последующий никахи, что он думает о правах жен в полигамном браке и в каких случаях женщины решаются “быть второй”.

— Вы читаете никах при заключении брака со вторыми женами?

— Да, такие случаи были. Разные пары разного возраста, были и 35-40-летние, и старше 50 лет, но моложе 30 не было. Люди по разным причинам это делают. Например, в одном случае первая жена или не может, или не хочет рожать ребенка.

Вторая причина банальна — мужчина влюбился в другую женщину, или не хотел прелюбодействовать и просил прочитать никах. Еще одна причина касается мусульман, которые пришли к вере недавно, и раньше имели связи с женщинами.

Будучи правоверными, они чувствуют себя обязанными тем женщинам и просят прочитать с ними никах.

— Когда к вам приходят такие мужчины, они сразу говорят, что берут вторую или третью жену?

— Нет. При первом контакте со мной они просто говорят, что хотят прочитать никах. При второй встрече я спрашиваю, вступали ли они в религиозный брак до этого. Имам всегда спрашивает у женщины, согласна ли она быть второй женой.

Мы объясняем им их права и обязанности в отношениях, имуществе и других вопросах. Еще всегда спрашиваем, знает ли первая жена о новом браке. Как правило, мужчины скрывают это. Некоторые предпочитают рассказать первой жене об этом уже после никаха.

А кто-то вообще не говорит.

По Шариату мужчина должен сообщить первой супруге о никахе с другой женщиной, хотя если он этого не сделает, религиозный брак все равно будет считаться действительным

Первая жена, как правило, против: муж где-то пропадает, появляются слухи, и в доме — скандал. Хотя есть мусульманские семьи, где первая супруга знает о втором браке мужа. Обычно так случается, если родители хотят сохранить семью ради детей, даже если супружеских отношений уже нет.

“ЕСЛИ ЖЕНА ПРОТИВ ВТОРОГО БРАКА, ОНА ПРОТИВ АЛЛАХА”

— Первая жена должна дать согласие? Письменно, лично или по телефону?

— На самом деле, ее согласия не требуется. Ни одна нормальная женщина не даст согласие своему мужу на заключение второго брака. По Шариату мужчина должен сообщить первой супруге о никахе с другой женщиной, хотя если он этого не сделает, религиозный брак все равно будет считаться действительным.

Но есть нравственные принципы, уважение. Согласно им, нужно обговорить все с женщиной. А вообще — то, что разрешено Аллахом, не может быть запрещено женщиной. В Коране сказано, что мусульманин может иметь до четырех жен.

Если женщина не согласна со вторым браком своего мужа, получается, она идет против того, что написано в Коране — идет против воли Аллаха. Это ставит под сомнение ее веру.

Появление новой жены — как раз испытание для женщины перед Аллахом.

То, что разрешено Аллахом, не может быть запрещено женщиной

На самом деле, многоженство появилось не в исламе. Даже у христиан оно было. У арабов до ислама было неограниченное количество жен, но Коран сделал ограничение — до четырех. В те времена это было настоящей революцией.

Сейчас, конечно, это немного странно выглядит. С другой стороны, по моим данным, больше 90% мужчин изменяют своим законным женам! Огромная цифра, и она не исключает и религиозных мужчин. Это часть их природы — любить нескольких женщин.

Ко мне часто приходят мусульманки и рассказывают, как супруги им изменяют. Даже среди тех, кто постоянно ходит в мечеть, есть те, кто спрашивают: нужно ли рассказывать женам о прошлых изменах. Мне кажется, никах со второй или третьей женой — это хороший выход из ситуации.

Так мужчина берет ответственность на себя.

“ВТОРЫЕ ЖЕНЫ ЗНАЮТ, ЧТО ОНИ ВТОРЫЕ”

— Вы верите на слово тем, кто приходит в мечеть? Не просите их предоставить какие-то документы о том, что брак первый?

— Имаму это неважно. Если человек не пятую жену берет, то никах в любом случае будет действительным. К тому же мы верим, что мусульманин, который пришел в мечеть, не лжет. Раз человек честно пришел и просит прочитать никах со второй женой, он не хочет совершать прелюбодеяние — он честен с ней. Вторые жены всегда знают, что они вторые.

— А бывало в вашей практике, чтобы женщина не знала о первой жене?

— Лично у меня такого не было. Конечно, бывают и аферисты Возможно, женщина ставит условие, что выйдет замуж только за неженатого человека, а мужчина ее обманывает.

Обычно вторая жена и без никаха согласна быть с мужчиной, но лучше все-таки заключить брак

— Почему женщины все-таки соглашаются быть второй или третьей женой?

— Они видят любовь и заботу мужчины — вот почему. У меня был такой случай: знакомый рассказал, что изменяет своей жене и очень переживает по этому поводу.

Я ему посоветовал прочитать никах, раз эта женщина имеет какое-то значение в его жизни. Обычно вторая жена и без никаха согласна быть с мужчиной, но лучше все-таки заключить брак.

Мы стараемся приводить к людей к тому, чтобы они жили жизнью правоверного, а ислам запрещает отношения без никаха.

— Мужчину перестает привлекать первая жена, он устает от быта и детей, влюбляется в другую женщину и заключает религиозный брак. Со временем то же самое происходит и во второй семье. Будете ли вы его уговаривать прочитать никах с третьей женщиной?

— Имам не может быть против. В исламе можно иметь четыре жены. Но у нас очень мало таких семей. Конечно, они есть, но их мало.

“БЕЗ НИКАХА ОН ПРОСТО ХОДИЛ БЫ КАК К ПРОСТИТУТКЕ, А ТАК — ЗАКОННАЯ ЖЕНА”

— В Татарстане много мужчин, живущих с двумя женами? Их становится больше?

Есть и такие жены, которые сами просят своих мужей взять вторую супругу. Для них важно, чтобы мужчина чувствовал себя сильным в сексуальном плане.

​— Таких семей действительно становится больше. Тяжело сказать, сколько именно. Конечно, не 50%. Есть и такие жены, которые сами просят своих мужей взять вторую супругу — для них важно, чтобы мужчина чувствовал себя сильным в сексуальном плане. Когда мужчины скрывают второй никах от первой жены, почти всегда возникают проблемы.

Приходят женщины и говорят, что не хотят жить со своим мужем, потому что он так поступил, не сказал ей о второй жене. Бывает, что такие пары разводятся. Надо все хорошо обдумывать заранее, и даже если супруга против второго никаха, надо все равно ей сказать. Она может передумать, и такое бывает. У женщин ведь настроение сегодня так, а завтра — по-другому.

Бывает, что и вторые жены ревнуют к первым.

— Когда первая жена приходит и просит развести ее с мужем, что вы говорите?

Первая жена не могла родить ребенка, мужчина прочитал никах со второй, а спустя несколько лет первая супруга родила сына. И другая жена подала на развод.

​— Я пытаюсь уговорить, чтобы не разводились. Спрашиваю: если бы муж просто изменял, было бы легче? Некоторые говорят, что да — если бы не знали, им было бы легче. Потом я говорю, что без никаха он ходил бы к женщине как к проститутке, а так она — законная жена.

Следующий аргумент против развода — имущественные споры: в случае развода все останется второй жене. В большинстве случаев развода удается избежать. Отношения меняются, но жить вместе они продолжают.

Был у меня такой случай, что первая жена не могла родить ребенка, мужчина прочитал никах со второй, а спустя несколько лет первая супруга родила сына. И другая жена подала на развод. Я всегда агитирую не разводиться.

— Вы говорите, что вторые жены влюбляются в своих мужей и согласны даже на то, чтобы проводить с ним только один день в неделю. Есть ли среди них такие, которые согласны быть второй женой от безысходности? От нехватки денег, страха остаться бездетной или незамужней?

— Конечно, и такие есть. Особенно в возрасте после 40 лет — там уже сложно представить, что кто-то может безумно влюбиться. Обычно зрелые женщины думают более практично. Некоторые из них соглашаются быть второй женой из-за одиночества, кто-то нуждается в защите. Был еще случай, когда разведенная женщина с пятью детьми стала второй женой.

“МУЖЧИНА СО СРЕДНИМ ДОХОДОМ НЕ МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ВТОРУЮ ЖЕНУ”

— Понимают ли вторые жены, что у них по светским законам нет никаких прав?

По светским законам первая супруга имеет куда больше прав — например, после смерти супруга. Вторая, как правило, просто верит, что муж поступит честно.

​— Это вопрос чести мужчины. По Шариату мусульманин должен делить поровну и время, и имущество между всеми женами. Если вторая жена сама согласна видеть его меньше, чем первая, они могут договориться. Конечно, по светским законам первая супруга имеет куда больше прав — например, после смерти супруга. Вторая, как правило, просто верит, что муж поступит честно.

— Чем больше жен, тем больше мужчина должен зарабатывать. Мужчины, у которых несколько жен — кто они? Чем занимаются? Какие у них доходы?

— В основном это бизнесмены, успешные мужчины. Есть среди них и имамы. Мужчина даже со средним доходом, не говоря о низком, не может себе позволить взять вторую жену. Не имеющие средств на содержание второй супруги мужчины просто банально изменяют своим женам.

— Есть ли в вашей практике мужчины, которые действительно покупают обеим женам квартиры, машины, все в равном количестве?

Еще ни разу ко мне не приходили женщины с жалобами на нехватку денег. Обычно они жалуются на мужей из-за нехватки внимания или из ревности.

​— Конечно. Но есть и такие семьи, в которых мужчины живут со второй женой у ее родителей. И родители знают, что их дочь является второй женой. Еще ни разу ко мне не приходили женщины с жалобами на нехватку денег. Обычно они жалуются на мужей из-за нехватки внимания или из ревности.

— Как проходят вторые никахи? Присутствуют ли при этом родственники, друзья? Ведь обычно первый религиозный брак заключают в торжественной обстановке.

— Обычно второй и последующие никахи проходят очень скромно. Присутствует либо только пара, либо еще кто-то из близких друзей. Вторые жены редко бывают молодыми женщинами, выходящими замуж впервые. Обычно для них это второй или третий брак. Им не нужен большой праздник. Кто-то надевает красивое, праздничное платье, кто-то самое обычное.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Источник: https://www.idelreal.org/a/29498505.html

Юр-Оплот
Добавить комментарий