Нормы уличного освещения в частном секторе

Статьи

Нормы уличного освещения в частном секторе

Ни для кого не секрет, что на безопасность дорожного движения большое влияние оказывает уровень освещенности автомобильных дорог, а также мест стоянки транспортных средств. И поэтому при проектировании устройства наружного освещения уличных площадей, автомобильных дорог должны обеспечиваться следующие требования:

  • нормированные величины количественных, качественных показателей осветительных остановок;
  • рациональное использование электроэнергии, т.е. экономичность;
  • надежность работы осветительных установок;
  • удобство обслуживания и управления осветительными установками.
  • безопасность обслуживающего персонала и населения;

 Используемые в осветительных установках оборудование и материалы должны соответствовать требованиям стандартов, техническому напряжению сети, условиям окружающей среды.

 Все нормы, заданных  основных показателей наружного освещения, должны быть одинаковыми при любых источниках света, которые используются в осветительных установках, соответствовать требованиям СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения.

Основным нормативным документом Украины, регламентирующим нормы освещённости для уличного освещения, являются украинские строительные нормы и правила – ДБН В.2.5-28-2006 “Природное и искусственное освещение”.

Нормы освещенности обязательны для всех организаций, осуществляющих деятельность в области строительства и монтажа.

Освещение улиц, площадей, автомагистралей, автомобильных дорог с регулярным транспортным движением в городской местности должно соответствовать требованиям освещенности согласно СНИП 23-05-95.

Требуемые значения яркости и освещенности дорожного покрытия улиц, площадей и дорог

По характеру требований к освещению все улицы и площади городов подразделяются на три категории:

А – скоростные дороги, магистрали общегородского значения и т.п.;

Б – магистральные улицы районного значения, дороги грузового движения и т.п.;

В – улицы и дороги местного значения.

Категория улицНаименование объектаНаибольшая интенсивность движения в обоих направлениях, ед./чСредняя яркость покрытия*, L, кд/м2Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк
АМагистральные дороги, магистральные улицы общегородского значенияСвыше 30001,620
От 1000 до 30001,220
От 500 до 10000,815
БМагистральные улицы районного значенияСвыше 20001,015
От 1000 до 20000,815
От 500 до 10000,610
Менее 5000,410
ВУлицы и дороги местного значения500 и более0,48
Менее 5000,36

*кд/м2 – уровень освещенности на 1 квадратный метр, измеряетсся в Канделах. Канде́ла (от лат. candela — свеча) — единица силы света, одна из семи основных единиц Международной системы единиц (СИ). Определена как «сила света в заданном направлении источника, испускающего монохроматическое излучение. Международное обозначение — cd, русское — кд.

Примечания:

1. Средняя яркость покрытия скоростных дорог независимо от интенсивности движения транспорта принимается 1,6 кд/м2 в черте города и 1,0 кд/м2 вне городов на основных подъездах к аэропортам, речным и морским портам.

2. Средняя яркость или средняя освещенность покрытия проезжей части в границах транспортного пересечения в двух и более уровнях на всех пересекающихся магистралях должна быть как на основной из них, так и на съездах и ответвлениях не менее 0,8 кд/м2, или 10 лк.

3. Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с покрытием из брусчатки, гранитных плит и других материалов регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности.

4. Уровень освещения улиц местного значения, примыкающих к скоростным дорогам и магистральным улицам, должен быть не менее одной трети от уровня освещения скоростной дороги или магистральной улицы на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания.

5.

На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог с интенсивностью движения более 500 ед/ч следует предусматривать нормы освещения не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения пересекаемой проезжей части. Увеличение уровня освещения достигается за счет изменения шага опор, установки дополнительных или более мощных световых приборов, использования осветленного покрытия на переходе и т.п.

Источник: https://altaris.kh.ua/ru/publications_7

Освещение домов, улиц и дорог

Нормы уличного освещения в частном секторе

Очередной тревожный сигнал о качестве уличного освещения и об ограничении времени его работы, поступивший из поселка Шумилино, подтверждает, что далеко не все местные чиновники знают или хотят помнить основные положения из официальных документов, которые регулируют эту социальную норму. Активисты «Нашего Дома» из г.

Гомеля в рамках проведения городской кампании «Улицы забытых фонарей» в течение 3-х лет (с мая 2007 года по февраль 2010 года) одержали 13 побед. Среди них включение или восстановление освещения: улиц частного сектора (д. Старая Волотова, ул.

9 Мая), территорий средних школ (СОШ №№29, 49, 66), детсадов (ясли-сад №11 «Каласок», ясли-сад №46 «Кроха», ясли-сад №142, ясли-сад №143 «Радуга»), сквера им. Т.Г. Шевченко и нового микрорайона №21.

1. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ОСВЕЩЕННЫХ УЛИЦ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА.

2. ВХОД В ПОДЪЕЗД. ЛЕСТНИЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ. ПОСАДОЧНЫЕ

ПЛОЩАДКИ ЛИФТОВ. ПРИДОМОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ ЖИЛОГО ДОМА.

3. УЛИЦЫ, ДОРОГИ, МОСТЫ И ПУТЕПРОВОДЫ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА.

4. СТАЦИОНАРНОЕ НАРУЖНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ АВТОДОРОГ И УЛИЦ.

1. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ОСВЕЩЕННЫХ УЛИЦ

(Государственный социальный стандарт №7 в области жилищно-
коммунального хозяйства по обслуживанию населения республики)

«7. Удельный вес освещенных улиц – не менее 80 процентов.

Указанные среднеобластные показатели в настоящее время составляют от 70,4 до 91,1 процента, средний в уровень в целом по республике – 81,6 процента. В связи с этим предполагается установить его на уровне не менее среднего по республике – 80 процентов».

(Постановление Совета Министров Республики Беларусь«О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов

по обслуживанию населения республики» от 30 мая 2003 г. №724)

Примечание составителя:

Норматив социального стандарта, определяющий удельный вес освещенных улиц, рассчитывается, как отношение (в процентах) общей протяженности освещенных частей улиц и дорог с учетом мостов и путепроводов, имеющих специальные установки уличного электроосвещения, к общей протяженности всех улиц и дорог в черте населенного пункта.

2. ВХОД В ПОДЪЕЗД. ЛЕСТНИЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ. ПОСАДОЧНЫЕ
ПЛОЩАДКИ ЛИФТОВ. ПРИДОМОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ ЖИЛОГО ДОМА
.

Вариант 1.

Жилищно-эксплуатационная организация, именуемая в дальнейшем «Организация», обязуется: пункт 2.9. «освещать вход в подъезд, посадочные площадки лифтов и придомовую территорию, а также содержать в исправном состоянии осветительную арматуру на лестничных площадках других вспомогательных помещений».

(Типовой договор на участие собственника жилого помещения и жилищно-эксплуатационной организации по содержанию многоквартирного жилого домаи предоставлению коммунальных услуг, утвержденный приказом Министерства

жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 28 декабря 2001 г. №180)

Вариант 2.

Организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда, именуемая в дальнейшем «Исполнитель», обязана: пункт 2.7. «обеспечивать освещение входа в подъезд, лестничных площадок и посадочных площадок лифтов, других вспомогательных помещений жилого дома, придомовой территории».

(Типовой договор на оказание услуг по техническому обслуживанию жилого дома,вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов и пользованию лифтом,утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь«О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав

потребителей жилищно-коммунальных услуг» от 27 января 2009 г. №99)

Примечание составителя:

В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» от 16 июля 2008 г.

№405-З «договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг, заключенные до вступления в силу настоящего Закона, действуют в течение указанного в них срока и не подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего Закона». Следовательно, те потребители, которые в свое время заключали типовой договор старого образца (Вариант 1.

), и те, которые заключили типовой договор нового образца (Вариант 2.), имеют в равной степени право потребовать от «Организации» или «Исполнителя» безусловного выполнения всех взятых ими по договорам обязательств, в том числе и в части обеспечения освещения.

Пункт 7.4.1 «Прилегающая к зданию территория должна быть благоустроена, озеленена, оборудована инженерно-техническими устройствами для полива зеленых насаждений и тротуаров, иметь электрическое освещение. Для проездов и пешеходных дорожек необходимо предусматривать твердое покрытие».

(Технический кодекс установившейся практики – ТКП 45-1.04-14-2005 (02250)«Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядокпроведения», утвержденный и введенный в действие приказом Министерства

архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10 октября 2005 г. №262)

Пункт 9, главы 2 «Территория, прилегающая к жилому дому, должна: быть благоустроена, озеленена и оборудована инженерно-техническими устройствами для удаления ливневых вод; содержаться в чистоте; иметь освещение».

(Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы«Гигиенические требования к устройству, оборудованиюи содержанию жилых домов», утвержденные ПостановлениемМинистерства здравоохранения Республики Беларусь

от 25 августа 2009 г. №95, вступили в силу с 16 сентября 2009 г.)

Примечание составителя:

На основании пункта 9 на территории, прилегающей к жилому дому, располагаются «проезды и пешеходные дорожки», которые также должны иметь освещение.

Пункт 342, главы 28 (Освещение и розетки питания) «Этажные площадки должны быть оборудованы стационарным электрическим освещением, обеспечивающим освещенность не менее 50 лк на уровне пола».

(«Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов»,утвержденные Постановлением Министерства по

чрезвычайным ситуациям РБ от 31 июля 2006 г. №33)

3. УЛИЦЫ И ДОРОГИ ГОРОДОВ, ПОСЕЛКОВ
И СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

10 Освещение улиц и дорог населенных мест

10.1 Улицы и дороги населенных мест, а также мосты, путепроводы, эстакады и тоннели, должны быть оборудованы стационарным наружным освещением.

Проектирование наружного освещения следует осуществлять согласно требованиям СНиП II-4 и ПУЭ (6 издание).

10.2 Освещение улиц и дорог следует выполнять светильниками, располагаемыми на опорах или тросах.

10.

3 Опоры светильников на улицах и дорогах следует располагать на расстоянии 0,6-1,0 м от лицевой грани бортового камня до наружной поверхности опоры (цоколя).

При проезжих частях, не ограждаемых бортовым камнем, расстояние от края проезжей части до наружной поверхности опоры должно быть на менее 4,0 м. В стесненных условиях допускается уменьшать это расстояние до 2,5 м.

Опора не должна находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью.

Допускается установка опор на центральных разделительных полосах, выделенных бортовым камнем высотой 0,15 м, при ширине полосы на улицах и дорогах с непрерывным движением – не менее 6 м, на остальных – не менее 4 м без ограждающих устройств. При меньшей ширине центральной разделительной полосы следует применять удерживающие ограждающие устройства.

10.

4 Опоры на пересечениях и примыканиях улиц и дорог, как правило, должны устанавливаться не ближе 1,5 м до начала закругления бортов проезжей части, а также вне границ пешеходных переходов. Опоры на мостах, путепроводах и подходах к ним следует предусматривать, как правило, стальными, применение опор из напрягаемого железобетона не допускается.

10.

5 На улицах и дорогах, по которым выполняются или может быть организовано в перспективе движение городского электротранспорта, следует применять двухрядную прямоугольную схему размещения светильников, а опоры и сети освещения должны предусматривать возможность подвески контактной сети. Распределительная сеть наружного освещения выполняется кабелем с прокладкой его под землей, подключение светильников выполняется в соответствии с нормами, предъявляемыми к сетям наружного освещения улиц и дорог с движением горэлектротранспорта.

10.6 На улицах и дорогах, по которым выполняется или может быть организовано в перспективе движение пассажирского транспорта, должна обеспечиваться средняя яркость освещения дорожного покрытия и остановочных пунктов не менее 0,8 кд/м2.

10.

7 Кабели наружного освещения следует прокладывать на расстоянии 0,6 м от бортового камня или кромки проезжей части (укрепленной полосы обочины).

10.

8 На улицах с воздушной электрической сетью коммунально-бытовых нагрузок (общего пользования) светильники наружного освещения следует размещать на опорах этой сети на кронштейнах, устанавливаемых, как правило, выше проводов электрической сети или по другую сторону опоры на уровне проводов.

10.9 Световые указатели, светящиеся дорожные знаки, указатели подъездов пожарных машин к рекам и водоемам, светильники для освещения сходов, а также опоры со светильниками, используемыми для освещения остановок общественного транспорта и пешеходных наземных переходов, должны подключаться к фазам ночного режима сети уличного освещения.

10.10 Освещение пешеходных переходов, расположенных у подсобных предприятий, домов культуры, общежитий, школ и других специализированных объектов обществ глухих и инвалидов по зрению следует предусматривать с нормативной яркостью не ниже 0,8 кд/м2.

(Строительные нормы Республики Беларусь – СНБ 3.03.02-97«Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов»,утверждены и введены в действие Приказом Министерстваархитектуры и строительства РБ от 8 ноября 2007 г. №355,

дата введения – 1 января 2008 г.)

4. СТАЦИОНАРНОЕ НАРУЖНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И УЛИЦ

Установленные требования к оборудованию

6.7 Требования к оборудованию автомобильных дорог и улиц

6.7.2 Наружное освещение

6.7.2.1 Включение стационарного наружного освещения дорог и улиц следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, отключение – в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.

6.7.2.2В населенных пунктах количество действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должно составлять не менее 90% от общего количества установленных светильников. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

Вне населенных пунктов режим работы наружного освещения определяется владельцами автомобильных дорог по согласованию с территориальными подразделениями ГАИ.

6.7.2.3Не допускается наличие неработающих светильников на перекрестках и транспортных развязках в одном уровне, на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств и пешеходных переходах в одном уровне.

6.7.2.4 Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять их владельцам в возможно кратчайшие сроки.

(Государственный стандарт Республики Беларусь – СТБ 1291-2007«Дороги автомобильные и улицы.Требования к эксплуатационному состоянию, допустимомупо условиям обеспечения безопасности дорожного движения»,утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта РБ

от 30 ноября 2007 г. №62 взамен СТБ 1291-2001)

***

ОСОБОЕ ПРИМЕЧАНИЕ СОСТАВИТЕЛЯ:

В ответах на коллективные жалобы граждан о неудовлетворительном состоянии (или об отсутствии наружного освещения) территорий, прилегающих к объектам социальной сферы (детские сады и школы), местные чиновники обычно ссылаются на то, что «освещение территории не является уличным освещением и включается только в ночное время суток на непродолжительное время».

Графики включения наружного освещения данных типов социальных объектов в осенне-зимний период утверждаются отделами образования районных администраций. И делается это якобы «во исполнение Директивы Президента Республики Беларусь №3 от 14 июня 2007 г.

«Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» в целях экономии электроэнергии.

Подготовил Андрей Аксенов,
nd.gomel@gmail.com
фото — epm-tosno.ru

Источник: https://nash-dom.info/2324

Минчан беспокоит освещенность домов, дворов и улиц

Нормы уличного освещения в частном секторе

Освещенность некоторых домов, улиц, скверов столицы считают недостаточной многие минчане. Об этом свидетельствует количество обращений, поступающих в единую диспетчерскую службу на номер 115, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в управлении «Контакт-центр» КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома».

— Проблема недостаточной освещенности действительно существует, — говорит начальник управления «Контакт-центр» КУП «Центр информационных технологий» Мингорисполкома Игорь Кириленков.

— Так, за 2017 год в контакт-центр по короткому номеру 115 поступило около 2 800 заявок с жалобами на отсутствие уличного освещения. Справедливости ради хочу отметить, что гораздо больше беспокоит людей темнота во дворах домов, где они живут.

В графе «нет света под козырьком» (над входной дверью в подъезд) зафиксировано 13 522 обращения, на отсутствие фасадного освещения пожаловались 4 085 горожан.

О волнующих проблемах минчане могут писать также на работающий круглосуточно портал «Мой Горад» 115.бел.

За время его существования с 1 ноября 2015 года по 30 января нынешнего по категории «неисправность освещения на проезжей части» поступило 844 запроса, отсутствие дворового освещения вызвало недовольство 1 808 человек.

Конечно, цифры могут показаться не такими уж устрашающими для города почти с двухмиллионным населением, но за ними стоят живые люди, и с мнением каждого мы обязаны считаться и помогать им.

Согласно регламенту работ, утвержденному в Мингорисполкоме, ответственные исполнители по запросам, поступившим на портал, должны устранить неисправности в течение 8 рабочих дней, если нет объективных причин для увеличения этого срока. «Мингорсвет» обычно справляется гораздо быстрее. Предприятие работает очень хорошо, претензий к нему нет.

На вопрос, можно ли предположить, что самые затемненные места — частный сектор, удаленные уголки Минска, новостройки, начальник управления ответил:

— Да, территории частной застройки наиболее нуждаются в дополнительном освещении либо пересмотре нормативов освещенности. Мы вообще-то их не обслуживаем, но из собственной практики автолюбителя могу сказать, что когда съезжаешь с кольцевой дороги в районе улицы Полярной или Байкальской, разница ощутимая.

Специалист по обработке информации портала 115.бел Сузанна Лисовска дополняет:

— Тема освещения, конечно, особо популярна сейчас, в зимнее время. Процентов 50-60 всех заявок посвящено ей. Рано темнеет, и все, кто после работы идет домой, замечают, где не горят фонари или не так светло, как хотелось бы.

Кстати, один из пользователей портала ходит по городу и буквально каждый день присылает сообщения с фотографиями, указывая на карте место расположения чаще всего сгоревшего светильника.

Вот, смотрите, в категорию «неисправное освещение на проезжей части» попали адреса по улицам Притыцкого, Бурдейного, Одоевского, снова Притыцкого, Евфросинии Полоцкой… Один раз мы его заблокировали, поскольку в течение суток нельзя отправлять более 20 запросов. Но он создал новый аккаунт и продолжил свою деятельность.

…Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Центральная часть города, которой любят восторгаться гости столицы, конечно, освещена лучше всего. Корреспонденты агентства для вящей достоверности картины отъехали подальше от центра, в район Северного поселка.

Уличное освещение здесь не разочаровало. А вот на первом же доме, куда мы заглянули, по адресу: улица Ангарская, 18, корпус 4, светильники над входными дверями трех из шести подъездов не горели.

Судя по соседним и другим домам, обращения на тему «нет света под козырьком» вполне обоснованны.

Фасадное освещение некоторых зданий кое-где отсутствовало или не было включено, потухшие светильники вдоль улиц Байкальской, Сеченова (частный сектор) и других редко, но тоже встречались. В центре города заметно лучше, чем на окраинах, обстоят дела с декоративной подсветкой.

…Обнаружив потухший фонарь на опоре наружного освещения, можно сигнализировать в ЕДС «115», но ждать, что он немедленно вспыхнет, не стоит. Директор УП «Мингорсвет» Славомир Гриневич поясняет:

— Согласно существующему социальному стандарту, в Минске в темное время суток должны одновременно гореть не менее 90 % установленных светильников. У нас эта цифра выше — примерно 94-95 %.

Тем не менее на любое обращение мы стараемся отреагировать оперативно.

Иногда, бывает, все электромонтеры заняты или, скажем, ламп нужного типа банально нет в данный момент на складе, но отведенных нормативом на устранение неисправности 8 дней нам обычно хватает с лихвой.

Нередко жильцы многоэтажных домов жалуются на отсутствие подкозырькового или фасадного освещения, однако эти упреки не по адресу. Наше оборудование — на опорах и торшерах внутри дворов, а вышеупомянутое находится в ведении жилищно-коммунальных служб. «Мингорсвет» эксплуатирует то освещение, которое построено по проекту и передано застройщиком в хозяйственное ведение предприятия.

Когда-то давно многие дворы были темными и выглядели неприветливыми. Предприятием проведено обследование внутриквартальных территорий и разработана программа «Светлый город», согласно которой во многих дворах появилось освещение: устанавливали по 3-5 опор со светильниками. Однако недовольных все равно хватает.

Кто-то, допустим, ходит не по тротуару, как положено, а напрямик, срезая угол, через пустырь и так далее. Вытоптав тропу, требуют ее осветить. Но на такое «благоустройство» нам денег не выделяется и приходится отвечать, что необходимо обращаться к балансодержателю территории.

Понятия «отличная», «хорошая» и «неважная» освещенность отнюдь не субъективны: есть нормативы, выраженные в конкретных цифрах.

Наружное освещение повсеместно определено существующими нормативно-правовыми актами, где заложены нормы освещенности любого участка города.

Если, скажем, на центральных проспектах она должна в среднем составлять 20 люкс, то на обычных улицах уже около 10, а на второстепенных и основных проездах внутриквартальных территорий достаточно 2-4.

Справочно

На сегодняшний день УП «Мингорсвет» эксплуатирует свыше 110 600 светоточек наружного освещения. В целом в городе около 7-8 % светильников, используемых в наружном и архитектурном освещении, — светодиодные.

Фото Сергея Шелега

Источник: https://minsknews.by/minchan-bespokoit-osveshhennost-domov-dvorov-i-ulits/

Нормы освещения улиц

Нормы уличного освещения в частном секторе

Для дополнения и замещения естественного освещения в ночное время возникает необходимость в искусственном освещении.

Качественное искусственное освещение обеспечивает безопасность на улицах и дорогах городских и сельских поселений, позволяет снизить число аварий на автомобильных дорогах и пешеходных переходах в темное время суток, а также способствует предотвращению преступных действий.

Нормы освещенности являются общепринятыми и регулируются документом СНиП 23-05-2010, включая СП 52.13330.2011.

Эти документы регламентируют требования к освещению для следующих объектов:

•      Нормы освещенности улиц и дорог городских поселений

•      Нормы освещенности улиц и дорог сельских поселений

•      Нормы освещенности подземных и надземных переходов

•      нормы освещенности АЗС и автостоянок

•      Нормы освещенности пешеходных пространств

Нормы уличного освещения зависят от типа улиц и дорог, а также от функциональных особенностей освещаемых объектов.

Один из главных нормируемых показателей – средняя горизонтальная освещенность на уровне земли или дорожного покрытия. Ниже в таблицах приведены некоторые значения нормативов, согласно СП 52.13330.2011.

Нормы освещения улиц, дорог и площадей

КатегорияКлассОсвещаемые объектыПропускная способность, тыс. ед/чСредняя освещенность дорожного покрытия Еср, лк, не менее
АА1Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали городаСвыше 1030
А2Прочие федеральные дороги и основные улицы7—920
А3Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А14—720
А4Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра3—520
ББ1Основные дороги и улицы города районного значения3—520
Б2То же2—515
ВВ1Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением1,5—315
В2Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали1,5—310
В3Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон0,5—26

Нормы освещения улиц и дорог сельских поселений

Освещаемые объектыСредняя горизонтальная освещенность, лк
1Главные улицы, площади, общественных и торговых центров10
2Улицы в жилой застройке:ОсновныеВторостепенные (переулки)64
3Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов2

Нормы освещения для подземных и надземных пешеходных переходов

Освещаемые объектыЕср, лк, не менее
1Подземные пешеходные тоннели и переходы:проходылестницы и пандусы7540
2Открытые пешеходные мостики10
3Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами:проходылестничные сходы, съезды и смотровые площадки7550

Нормы освещения автозаправочных станций и стоянок

Освещаемые объектыСредняя горизонтальная освещенность, лк
Автозаправочные станции
1Подъездные пути с улиц и дорог:Категорий А и БКатегории В1510
2Места заправки и слива нефтепродуктов20
3Остальная территория, имеющая проезжую часть10
Стоянки, площадки для хранения подвижного состава
1Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа6

Нормы освещения пешеходных пространств

Класс объекта по освещениюОсвещаемые объектыЕср, лк, не менее
П1Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов20
П2Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, посадочные площадки общественного транспорта, детские площадки и места отдыха во дворах10
П3Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов6
П4Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений4
П5Второстепенные проезды, дворы и хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов2
П6Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов1

Для удовлетворения требований к уличному освещению необходимо ответственно подходить к выбору уличных светильников. Они должны быть устойчивы к воздействиям окружающей среды: работать в широком температурном диапазоне, иметь защиту от влаги и пыли, отличаться простотой монтажа и длительным сроком эксплуатации и, что немаловажно, экономно расходовать электроэнергию.

Всем этим требованиям соответствуют уличные светодиодные светильники серии ДиУС и магистральные светодиодные светильники серии ДиУС-Ш производства компании “ПКФ “Транском”.

Основные преимущества светодиодных светильников ДиУС и ДиУС-Ш:

· Высокая светоотдача

· Работают при температуре от -60 до +40 °С

· Низкое энергопотребление

· Вариативность способов крепления и легкий монтаж

· Не нуждаются в техническом обслуживании

· Срок эксплуатации до 25 лет

· Гарантия 5 лет

Источник: http://tdtranscom.ru/normy-osveshchennosti/normy-osveshcheniya-ulits/

Уличное освещение на столбах. Нормы освещенности и требования к опорам

Нормы уличного освещения в частном секторе

Трудно себе представить улицы в вечернее время без освещения. Но мало повесить фонари уличного освещения на столб, нужно сделать это правильно в соответствии с существующими правилами.

Уличное освещение должно отвечать требованиям, установленным в СНиПах.

Регламентируется не только яркость такого освещения, но еще и расположение столбов, расстояние между ними, фундамент и выбор кронштейна.

Нормы уличного освещения

Нормы освещенности уличного освещения с 1995 года регламентируются по СНиП СН 541-82 и обеспечивают качественную работу осветительных установок, экономию электроэнергии, безопасность использования и удобство обслуживания. В 2011 году были внесены изменения, касающиеся внедрения светодиодной техники.

Освещение ценных архитектурных ансамблей, памятники и культурных центров в вечернее время является обязательным.

Освещение улиц, площадей и дорог должно проходить с учетом светоотражательной характеристики дорожного покрытия. Асфальтобетонные покрытия разделяют на шероховатые, гладкие и осветленные.

Даже использование уличных гирлянд во время праздников имеет свои особенности, о которых можно прочесть тут.

Для различных зон освещаемой площади установлены свои нормы. Например, для оздоровительных и детских площадок – горизонтальная освещенность 10лк.

Уличные светильники должны располагаться на опорах или тросах. Возможно располагать светильник на стенах зданий в микрорайонах, если при таком монтаже будут выполнены условия:

  • экономии;
  • централизованное управление;
  • возможности обслуживания на автоподъемниках;
  • защиты от падения воды с крыш.

Требования к яркости освещения

Все уличные объекты разделены на категории и имеют норму по средней горизонтальной освещенности покрытия:

  • А, дороги с магистральной функцией, главные улицы города – 15-20лк.
  • Б, магистральные улицы районного значения – 10-15лк.
  • В, дороги местного значения – 4-6 лк.

Если интенсивность для категорий А и Б превышает более 2000 единиц транспорта в час, или дороги являются сильно запыленными, светильник должен соответствовать по степени защиты исполнению IP54. Максимальная защита возможна при исполнении IP65, например, в транспортных тоннелях.

Виды опор

Виды опор выбирают в первую очередь с учетом экономичности материала.

На сегодняшний день существуют металлические опоры для наружного освещения (чугун, оцинкованная сталь, алюминий, а также из дерева, пластика, композитные.

Неметаллические опоры обычно являются дополнением декора. Независимо от вида, все опоры для освещения должны обладать повышенной прочностью и быть стойкими к климатическим воздействиям.

Железобетонные опоры освещения

Основным расположением уличных фонарей является опора (столб или мачта). Для экономии в некоторых случаях это могут быть стены зданий.

Там, где использовать собственную опору экономически нецелесообразно, например на улицах с электротранспортом, светильники размещают на опорах контактной сети.

Где это вообще невозможно, например на многополосных магистралях или на дорогах с рядовой посадкой деревьев, используют тросы, струны, крепежные кабели.

Тросы крепят к ограждениям зданий с обязательным использованием амортизатора.

Уличные светильники могут быть трех категорий:

  1. Ландшафтные, выполняющие преимущественно функцию декоративного освещения дорожек, тропинок, беседок.
  2. Общие уличные размещают на высоких основах для охвата большей площади без использования рассеивателей.
  3. Архитектурная подсветка, выделение отдельных элементов, информационных объектов, рекламы, фонтанов.

Для общего уличного освещение используют стальные или железобетонные основы. Другие материалы используют для придания опоре декоративности. В качестве источников света могут быть использованы самые различные светильники и лампы, о которых можно прочесть здесь.

Требования к расположению столбов освещения

Расчет опор освещения и расположения столбов, так же как выбор системы освещения и типа источника света, является частью технико-экономического анализа и так же соответствует СНиПу.

Схемы размещения светильников на улицах и дорогах могут быть:

  1. односторонняя;
  2. двухсторонняя шахматная;
  3. двухсторонняя прямоугольная;
  4. осевая;
  5. двухрядная прямоугольная по осям движения;
  6. двухрядная прямоугольная по осям улицы.

Основное правило: при размещении светильников по вариантам 1,3,4, 5,6 отношение шага к высоте подвеса должно быть не более 5:1, при шахматной схеме 2 – не более 7:1.

Опоры для освещения пешеходных аллей, должны быть вне дороги. Если ширина аллеи до 10 м – схема размещения односторонняя, если более 10 м – двухрядная шахматная или прямоугольная.

Дистанция расположения опор зависит от мощности осветительного прибора, высоты от земли, вида освещения. Требования к расположению опор на дорогах:

  • с интенсивным движением – расстояние от бордюра до опоры 1 м;
  • на обычных дорогах – 0,6 м;
  • 0,3м – на дорогах без грузового и электротранспорта.
  • если бордюр отсутствует – 1,75 м.

На частях дорог с радиусом закругления 60-250 метров одностороннее размещение светильников делают с внешней стороны. При невозможности такого расположения – делают с внутренней, увеличивая шаг. На ЖД переездах, пешеходных переходах, шлагбаумах 2 светильника располагают по диагонали рядом с каждой единицей.

Расположение столбов освещения

Основная часть газосветного прибора должна быть от 3-х метров над уровнем земли или не ниже 0,5 метров от уровня крыши строения, для лампы накаливания мощностью от 100Вт от 4 метров над уровнем земли. Можно разместить светильники на расстоянии 0,9-3 метра от земли на мостах и парапетах, если это единственный экономичный вариант.

Расстояние от светильника до воздушной линии электропередачи или другой сети общего пользования должно быть не менее 0,6 метра.

Для консольных светильников допустимые углы размещения 15-30 градусов к горизонту.

По требованию механизированной снегоуборки допустимо смещать линию установки опор от границы проезжей части на расстояние равное половину высоты опоры (не более).

При освещении рекламных афиш исключить возможность ослепления водителей. Также недопустимо расположение ярких прожекторов возле окон жилых зданий.

Конструкция

Разные сферы применения опор формируют варианты конструкций. Все типы опор должны быть рассчитаны на ветер до 160км/час.

Самое большое применение и варианты исполнения имеют столбовые опоры из металла. Они имеют в поперечном сечении полый круг или многогранник, легкие, безопасные, долговечные. По сравнению с железобетонными опорами или решетчатыми столбами требуют меньше затрат на монтаж и эксплуатацию. Они сужаются кверху, тем самым уменьшается раскачка при порывах ветра.

  • оцинкованные металлические стойки 3-12 метров используют для освещения улиц и парков, жилых массивов, торговых территорий, мест отдыха и скопления большого количества людей. Столб имеет фланец для установки на подземную часть или фундамент, сверху – узел для крепления кронштейна. Покрытие из цинка предохраняет от коррозии даже при механических повреждениях.
  • мачты освещения свыше 12 метров используют для стадионов, спортплощадок, развязок автодорог, городских площадей, портов и других открытых территорий большой площади, перечисленных в СНиПе 21.07-85.

Мачты освещения

Требования к фундаменту

Фундаментом опор освещения может быть бетонная основа или подземный монтажный блок.

Его размеры зависят от места установки, характеристик грунта, веса, высоты и условий эксплуатации столба, размещение должно обеспечивать безопасную эксплуатацию светильника.

Установка фундамента требует разрешения на земельные работы. Глубина заложения должна учитывать промерзание земли в данной местности и быть на 30 см больше:

  • на газонах не менее 0.8 метра от уровня земли;
  • под проезжей частью не менее 1,25 метра.

Опоры без фланца в основании, устанавливают в специальные ямы, выравнивают и заливают бетоном так, чтобы не было пустот.

Кронштейны

Кронштейн является небольшой самостоятельной опорной деталью и предназначается для быстрого и удобного монтажа опор уличного освещения. Кронштейны для крепления светильников производят из стали, обрабатывают горячим цинкованием или лакокрасочным покрытием (для декоративных вариантов) и бывают следующих видов:

  • одинарный;
  • двойной;
  • гусак для одного или одновременно нескольких фонарей;
  • настенные в виде буквы Г;
  • оголовник (для приставных опор);
  • торшерного типа (для паркового освещения).

Двойной кронштейн «гусак»

Управление уличным освещением

Для экономии электроэнергии возможно осуществлять управление освещением ручным или автоматическим способами. Автоматические, это:

  • Фотореле контролирует достижение определенного уровня освещенности, например в утренние часы или в ночи с яркой луной. Это наиболее популярный способ управления уличным освещением. О нем прочесть можно в этой статье.
  • Датчик движения контролирует перемещения в заданном радиусе и на это время включает светильник.
  • Таймер может быть запрограммирован на любое время, преимущественно это часы глубокой ночи.

Для установок с регулируемой освещенностью один цикл работы по СНиПу должен быть более 10 секунд.

Пост опубликован: 28.12.2014

Источник: http://indeolight.com/obekty-osveshheniya/naruzhnoe/ulichnoe/ulichnoe-osveshhenie-na-stolbah.html

Юр-Оплот
Добавить комментарий