Опера садко римский корсаков краткое содержание для детей

Всё кратко – wap версия

Опера садко римский корсаков краткое содержание для детей

САДКО

Опера-былина в семи картинах

Действующие лица:

Фома НазарьичЛука Зиновьич}старшина и воевода,настоятели новгородскиетенорбас
Садко, гусляр и певец в НовгородеЛюбава Буслаевна, молодая жена егоНежата, молодой гусляр из Киева-городатенормеццо‑сопраноконтральто
ДудаСопель1-й, 2-й}скоморошины удалыебастенор1-е и 2-е меццо‑сопрано
ВаряжскийИндийскийВеденецкий}заморские гостибастенорбаритон
Океан-море, царь морскойВолхова, царевна прекрасная, его дочьмолодшая, любимаяВидение: Старчище могуч-богатырьво образе калики перехожегобассопранобаритон

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Об опере на сюжет новгородской былины о СадкоРимский-Корсаков думал еще в 1880-х годах, но к работе над ней приступил лишьлетом 1894 года. Своим замыслом Римский-Корсаков поделился с В. В.

Стасовым —выдающимся ученым-демократом и музыкальным критиком, с которым его связываламноголетняя творческая дружба.

Стасов откликнулся большим письмом, в котором,ссылаясь на многочисленные варианты былины, советовал композитору шире показатькартины реальной народной жизни и быта древнего Новгорода.

Опера по первоначальному плану, в котором много местауделялось сказочно-фантастическим сценам, была закончена к осени 1895 года.

Однако со временем Римский-Корсаков принял стасовские предложения и летомследующего года подверг произведение серьезной переработке, воспользовавшисьпри этом помощью В. И.

Бельского (1866—1946) — будущего либреттиста «Сказки оцаре Салтане», «Сказания о граде Китеже» и «Золотого петушка».

Благодаря переделкам, рядом с образом народного певца,гусляра Садко, возник образ его жены Любавы — преданной, верно любящей русскойженщины; народные сцены были значительно развиты и обогащены новыми эпизодами.

Опера приобрела характер полнокровного, правдивогоповествования о могучей и самобытной жизни народа, заняв место среди наиболееярких и значительных произведений русской оперной классики.

Осенью 1896 года опера была предложена дирекцииМариинского театра, но встретила холодный прием; Николай IIсобственноручно вычеркнул ее из репертуара. Впервые «Садко» был поставлен насцене московской частной оперы С. И. Мамонтова. Премьера состоялась 26 декабря1897 года (7 января 1898 года) и прошла с большим успехом.

СЮЖЕТ

В богатых хоромах пируют новгородские купцы. С нимимолодой гусляр Нежата из Киева, скоморохи Дуда и Сопель, городские настоятелиФома Назарьич и Лука Зиновьич. Гости торговые похваляются своим богатством ивластью.

Нежата поет былину о могучем Волхе Всеславиче. Но Садко корит купцовза пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам землиразнести славу Новгорода.

Не понравились дерзкие речи богатым настоятелям икупцам, и прогнали они Садко.

Садко пришел на пустынный берег Ильмень-озера и запелпечальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро; легкий ветерок всколыхнул воду,тростниками прошелестел, и увидел Садко, что плывет к берегу стадо лебедей.Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевнаВолхова, любимая дочь царя Морского.

Полонили ее чудные песни Садко, ипообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся вИльмень-озере, предсказала богатство и счастье. Близится рассвет, из озернойглубины послышался голос Морского царя, зовущего своих дочерей.

Царевна Волховаи ее сестры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега.

Ждет не дождется Любава своего беспокойного мужа. Онане понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришел Садко; с любовью изаботой она бросилась к нему, а он ее и слушать не хочет: его околдовала своейкрасотой царевна Волхова. Услышал Садко колокольный звон, вспомнилось емуобещание Морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.

На новгородской пристани у Ильмень-озера вокругзаморских торговых гостей толпится народ. Сюда пришел Садко со своей заветнойдумой. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказом гусляра о рыбечудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться обзаклад.

Забросил он сеть в озеро и вытащил ее с тремя рыбами золото-перо, амелкая рыбешка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человекомв Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил тридцать кораблей иодин корабль. Заморские купцы — варяжский, индийский и веденецкий —рассказывают о далеких странах, чтобы Садко знал, куда держать путь.

Онпростился с женой, с новгородским людом, и корабли отплыли в дальние неведомыекрая.

Двенадцать лет плавал Садко, и однажды остановился егокорабль среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани.

Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом — все стоит корабльс поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царьМорской, и жребий выпал Садко.

Бросили на воду дубовую доску, и только Садкоступил на нее, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся вдали.

Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнамсвоих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского ицаревны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучинуморя.

Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царемМорским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и такему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе вжены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами.

Воти сам Садко взялся за гусли, и все царство пустилось в неистовую пляску. Наморе поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырьи тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царяМорского, а дочери его назначил стать рекой.

Царство подводное погрузилось вморские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженнойкасатками, устремился на волю, к Новгороду.

Садко уснул на зеленом берегу Ильмень-озера,убаюканный пением Волховы. И, лишь уснул, рассеялась морская царевна алымутренним туманом по зеленому лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобысвоей жены — Любавы Буслаевны.

Пока они беседовали после долгой разлуки, взошлосолнце, туман растаял, и открылась их взорам река Волхова, а по ней уже бегут кИльмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ.

Все дивятсянежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего — широкой рекеВолхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведало своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великийНовгород.

МУЗЫКА

«Садко» — яркий образец эпической оперы, для которойхарактерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинныхбылинных сказов. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широкоразвитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальныххоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами.

Образы сказочного подводного царства, воплощаемыесредствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставленыкартинам реальной народной жизни и образам русских людей, в обрисовке которыхглавным выразительным средством является русская народная песенность.

Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Океан-моресинее».

Картина первая — большая хоровая сцена, насыщеннаябуйным весельем. Ее среднюю часть составляют два эпизода: степенная,неторопливая былина Нежаты и сцена Садко с хором, в центре которой его певучийречитатив «Кабы была у меня золота казна», незаметно переходящий в арию.Картина завершается насмешливой и задорной пляской скоморохов, котораясплетается с музыкой начального хора.

Картина вторая чередует фантастические и лирическиесцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегуИльмень-озера и подгатавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты,темная дубравушка».

Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морскойцаревны выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя.Оживленная хороводная песня Садко сменяется мечтательным и чистым любовнымдуэтом, в который временами вплетаются доносящиеся издали отголоски хороводнойпесни.

Прощание Садко и Волховы прерывается таинственными сигналами труб ипризывами Морского царя.

Небольшое оркестровое вступление к третьей картинепредшествует речитативу и арии Любавы, проникнутым глубокой грустью и тоской;при появлении Садко печаль сменяется радостным оживлением.

В следующей затемсцене взволнованным, полным любви и озабоченности репликам Любавыпротивопоставлены мечтательные фразы Садко; в оркестре звучат мелодии царевныВолховы.

Решительный речитатив Садко и страстная молитва покинутой Любавызавершают картину.

Четвертая картина занимает центральное место вкомпозиции оперы. Она состоит из двух больших частей: монументальной хоровойсцены (торжище у пристани) и ряда сцен, связанных с Садко.

В первой частимогучие хоры народа, монотонное пение калик перехожих, озорные скоморошьиприпевки и наигрыши, таинственные пророчества волхвов, голоса настоятелей иНежаты тесно переплетаются, объединяясь в развернутый ансамбль, подготавливающийпоявление Садко.

Следует ряд речитативных эпизодов (спор с купцами, ловлярыбы), которые венчаются торжественным хором «Слава, слава тебе, молодой гусляр»и сверкающим фанфарным лейтмотивом золота.

Обращение Садко к дружине и хорыдружинников, выдержанные в духе привольной русской песни, обрамляют величавоепение Нежаты «Как на озере на Ильмене».

Суровая, мужественная песня Варяжского(скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостяи светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого(итальянского; город Веденец — Венеция) гостя. Садко запевает раздольнуюрусскую песню «Высота ль, высота поднебесная», которую подхватывают дружина инарод; поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему,могучему заключению.

Оркестровое вступление к пятой картине рисует морскойпейзаж (музыка та же, что и во вступлении к опере).

В хоровой сцене Садко скорабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни «Высота ль,высота» приобретает печальную окраску. Ария Садко (прощание с дружиной) близкак скорбным протяжным народным напевам.

Широкий оркестровый эпизод, построенныйна темах моря, золотых рыбок и Морского царя, изображает погружение Садко вморскую пучину (переход к следующей картине).

Картина шестая начинается хором девиц подводногоцарства с участием Волховы. К светлой величальной песне Садко «Синее морегрозно, широко» присоединяются голоса Волховы, царя Морского и его дочерей.Яркими оркестровыми красками переливается «шествие чуд морских».

Радостнаясвадебная песня сменяется колоритными танцами речек и ручейков, золотоперых исереброчешуйных рыбок. Плясовая песня Садко, вначале спокойная, постепеннооживляется, превращаясь в неистовую общую пляску. Звучит грозный речитативСтарчища на фоне могучих аккордов органа.

Симфоническое развитие музыкальныхтем моря, в которое вплетаются голоса Садко и Волховы, приводит к последней,заключительной картине оперы.

Картина седьмая открывается проникновенной, лирическитеплой колыбельной песней Волховы. Ярким контрастом ей звучат тоскливыепричитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт. Вновь слышна мужественнаямелодия песни «Высота ль, высота» (появление кораблей), которая служит основоймонументального ансамбля с хором, венчающего оперу мощным, ликующим гимном.

старшина и воевода, на&”,”word_count”:1554,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://wap.vsekratko.ru/opera/088.html

Опера «Садко»: содержание, видео, интересные факты

Опера садко римский корсаков краткое содержание для детей

Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»

Опера-былина Н.А. Римского-Корсакова «Садко» — это образец подлинного народного стиля. Она завораживает своим необычным сюжетом и привлекает сказочно-фантастическими образами, а также столь любимой композитором зарисовкой морской стихии. Кроме того, все красочное действие разворачивается на фоне народных тем.

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Садко» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 Действующие лицаГолосОписание
Садкотенорновгородский певец и гусляр
Любава Буслаевнамеццо-сопраножена Садко
Фома Назарычбасстаршина Новгорода
Лука Зиновьичтенорвоевода Новгорода
Нежатаконтральтоюный киевский гусляр 
Океан-Моребасповелитель моря
Волховасопранодочь морского повелителя

Краткое содержание «Садко»

По сюжету спектакля Садко – новгородский гусляр, который мечтает о странствиях и приключениях. Песни, в которых музыкант осуждает купцов за пустое хвастовство и отказывается славить богатство, пришлись не по нраву высшей знати, и его прогоняют с городского пира.

Гусляр отправляется на берег Ильмень-озера, чтобы там петь свои чудесные песни. По душе пришлось творчество молодого человека дочерям Царя Морского, и одна из них – Волхова, предсказала Садко благополучие и пообещала подарить три рыбки золото-перо.

Решил тогда гусляр на торговой площади бросить вызов купцам. Пообещал Садко предоставить доказательства, что есть в Ильмень-озере диковинная золотопёрая рыба. Закинув невод, достал он сразу три рыбешки, которые вмиг стали драгоценными слитками.

Сказочно разбогател Садко, сразу же собрал дружину и снарядил корабль, чтобы отправиться в страны заморские. Дома осталась ждать его красавица жена.

Двенадцать лет странствовал гусляр со своей дружиной, все это время Морской Царь не отпускал его домой. Садко догадался, что он требует плату, однако, не сразу понял какую именно. Дело в том, что сама Волхова – дочка Владыки Морского, захотела заполучить гусляра, так полюбившегося ей.

Ничего не оставалось Садко, как отправиться к ней, в морскую бездну. Оказавшись на дне, он встречает Морского Царя и его семью. Своим чудесным пением, гусляр очаровал не только Царицу, но и самого Владыку Морского, и было решено сыграть свадьбу Садко и Волховы.

Во время праздничного веселья внезапно возникает Видение-Старчище и советует гусляру возвращаться назад в Новгород.

На берег музыкант уже отправляется со своей новой женой. Оказавшись на суше, Садко засыпает, а его жена – Царица Волхова остается охранять покой любимого. С рассветом исчезает дочь Царя Морского, словно призрачное видение, и Садко встречается со своей законной женой Любавой, преданно ждавшей его все это время.

Без следа испаряется с утренним туманом Царица Морская, оставив после себя лишь реку Волхову, которая соединилась с Ильмень-озером, а по ее руслу наконец-то возвращаются домой корабли Садко вместе со всей дружиной.

Все жители города вышли посмотреть на чудо-чудное – реку, внезапно появившуюся из ниоткуда и встретить дорогих гостей.

Продолжительность спектакля  
I АктII АктIII Акт
50 мин.60 мин.60 мин.

 Фото:

Интересные факты

  • Премьера «Садко» прошла с огромным успехом, несмотря на то, что первоначально дирекция Мариинского театра не одобрила спектакль. Более того, Николай II сам вычеркнул это произведение из репертуара.
  • Опера включает в себя несколько отрывков из симфонической поэмы «Садко», которая была написана Римским-Корсаковым 30-ю годами ранее на тот же сюжет.
  • Инструментальная аранжировка Томми Дорси “Песни индийского гостя” 1938 года, сразу стала классикой джаза.
  • Целых 3 столетия (12-15 вв.) через Новгород проходили все товарные перевозки с Запада на Русь. За счет такой монополии над всем русским рынком, Новгород заработал преимущество перед другими городами Руси в политическом могуществе и богатстве. Ни одному заморскому купцу не было возможности пройти мимо города рыночных дел. По некоторым источникам считается, что Садко – историческая личность. В новгородской летописи (1167 года) сохранилась запись о Садко Сытиниче, заложившим церковь из камня. Это церковное построение дало возможность сохранить в памяти народа имя “сказочного” героя Садко, а также это подтверждает информацию о том, что он был богат и занимался строительным делом.
  • Квалифицированные историки и фольклористы склоняются к мнению, что история о Садко – вымысел. Одно из доказательств мистификации, по мнению специалистов то, что в писаниях “Джагфар Тарихы” (Фальшивая, историческая летопись. Историки относят этот булгарский свод конца 20 века к современным подделкам) присутствует рассказ о Садыке, который являлся новгородским купцом. По данным текстам Садыка перешел служить тюркам, после заточения в плену.
  • Сценические подробности, многие монологи и диалоги, а также детали по декорациям, которые были упомянуты в нотном тексте, Римский-Корсаков заимствовал полностью из разных былинных и песенных источников, а также не обделил вниманием народные заговоры и причитания. Так, два номера из оперы откровенный народный эпос, Николай Андреевич их только немного сократил, речь идет о былине о Волхве и о песне о Соловье.
  • Московская частная опера С.И. Мамонтова стала первым театром, где была поставлена данная музыкальная драма. Но после удачной постановки в помещении практически сразу произошло воспламенение. Загородный проспект, дом 28 – это адрес, по которому Николай Андреевич провел целых 15 лет. На сегодняшний день его квартира является музеем. Такие великие оперные произведения как “Садко”, “Царская невеста“, “Сказка о царе Салтане“, были сочинены в этой самой квартире. По настоящий день всё сохранено также, как и при живом Николае Андреевиче.
  • Существуют различные варианты сказаний о Садко богатом госте. В содержание произведения композитор многое взял из этих вариаций, а также соединил их со сказками, находящимися в сборнике Афанасьева.
  • В былине о гусляре, время произошедшего указано 11-12 вв., но Николай Андреевич изменил временные рамки, создав музыкальную драму полусказочной и полуисторической. Римский-Корсаков написал произведение, имея в виду века, когда в Новгороде только стало появляться понимание, что такое христианство, а старо-языческие веры имели еще очень сильное влияние на народ.
  • Народный художник СССР Ф.Ф. Федоровский в свое время был создателем художественного оформления оперы “Садко” (Большой театр). Будучи увлеченным древнерусскими всевозможными эпическими сказаниями, а также бытом, Федоровский творчески вдохновлялся подобными источниками. Именно благодаря такой заинтересованности, художник создал великолепные декорации и костюмы к музыкальной драме “Садко”. Его художественный труд был настолько хорошо оценен, что в середине 20 века ему вручили Сталинскую премию первой степени. 

Популярные арии и номера из оперы «Садко»

Песня Садко “Заиграйте, мои гусельки” – слушать

Колыбельная Волховы «Сон по бережку ходил» – слушать

Вступление “Океан-море синее” – слушать

Песня индийского гостя – слушать

Музыка «Садко»

Опера «Садко» эпическая. Так, Римский-Корсаков, последователь Глинки, сохранил традиции, которые Михаил Иванович заложил в музыкальной драме “Руслан и Людмила“.

Одна из особенностей, которую содержит в себе эпическая драматургия – это отсутствие в опере делений на действия. Произведение “Садко” умещается в семи картинах. Композитор во время постановок все-таки давал возможность делать разделения.

Первый предложенный им вариант – это делить на два действия, второй – на пять. Для создания опоры всей партитуры, композитором было очень грамотно продумано построение и размещение сцен с большим количеством участников.

Автор сделал структуру партий равномерной: массовые произведения в первой, четвертой и седьмой картине. Раскрытие фантастических образов осуществились во второй и шестой картине, а в третью и пятую вписались лирико-драматические образы.

У всех главных действующих героев интересные музыкальные портреты. Это показывают обширные и развивающиеся вокальные арии и песни, изображенные в декорациях жизнь и быт народа.

В музыкальном содержание оперы сильно выделяются насыщенность, красочность и контрастность.

Сказочный подводный мир воплощается с помощью гибких средств, особой гармонии и своенравной мелодики, и эти подводные образы противопоставляются реальным: русским людям, быту.

Интересно, что вся опера имеет неравномерное развитие: есть такие моменты, когда действие на сцене, как бы “прекращается”, и тем самым зритель свое внимание сосредотачивает на красоте музыки и поставленных массовых номерах. Николай Андреевич часто и активно затрагивает русскую народную тему и “морской” лейтмотив в музыке к произведению.

История создания «Садко»

Работать над «Садко» Римский-Корсаков начал в летний сезон 1894 года, хотя о сюжете на сказания о заморском госте, он задумывался практически за 15 лет до начала создания. О своей идее, музыкальный художник, написал критику В.В. Стасову.

Они были хорошими друзьями, которых тесно объединяло совместное творчество.

Стасов ответил обширным письмом, где давал ссылки на различные вариации былины, и рекомендовал композитору больше уделить внимание реальным картинам народной жизни и новгородского быта того времени.

В первоначальном сочинении, главенство было у сказочно-фантастических сцен. Само произведение было готово в 1895 году (осенью). Но позже композитор прислушался к совету друга, и уже летом нового года основательно переработал свое детище. Теперь у него появляется помощник – В.И. Бельский – с этим либреттистом Николай Андреевич работал в будущем еще над несколькими операми.

После переделанной партитуры образовались новые персонажи. Гусляр Садко, народный певец обзавелся женой Любавой, которая любила мужа, была ему предана и верна.

Также сцены с народом были увеличены, стали более развиты, и обогатились новыми элементами. Такая музыкальная драма получила полнокровный, правдивый характер.

И это повествование о мощной, неповторимой народной жизни заняло значительное место среди других великих оперных классический произведений.

Постановки

Премьеру постановки планировали сделать в Мариинском театре в 1896 году, но задуманное не свершилось. Лично Николай II не пропустил «Садко» к показу зрителю, вычеркнув произведение из предложенной программы театра.

Произошла премьера только 26 декабря следующего года (по старому календарю) в московском частном театре С.И. Мамонтова. Опера получилась очень успешной, в том числе благодаря великолепным декорациям К. Коровина.

В этой музыкальной драме раскрылся неповторимый талант Надежды Забелы-Врубель, исполнительницы партии Волховы. Варяжским гостем блистательно выступил Федор Шаляпин!

Именно, благодаря “былинному речитативу”, как считал сам Римский-Корсаков, опера “Садко” выделялась из других написанных произведений композитора.

Опера “Садко” – одно из самых популярных и востребованных среди других сочинений Николая Анреевича. До сегодняшних дней, она имеет популярность за границей и ставится в лучших театрах мира. На Российских сценах музыкальная драма “Садко” имеет большую популярность.

«Садко» — это не просто опера, это эпичное произведение, которое характеризуется плавным и замедленным действием, словно спокойное течение реки.

Она раскрывает перед слушателем образы старинных сказаний и былин.

Эта опера придется по душе как взрослым, так и детям, которые оценят сказочный мир морского царства и, конечно же, необыкновенно прекрасную музыку Н.А. Римского-Корсакова.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

: смотреть оперу «Садко» Римского-Корсакова

Источник: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/opera-sadko

Урок музыки в 1 классе

Опера садко римский корсаков краткое содержание для детей

Тема урока музыки: Знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова«Садко».

Класс: 1

Тип: урок изучения нового материала.

Цель:познакомить обучающихся с жанром устного народного творчества – былина и её музыкальным воплощением.

Задачи:

Образовательная: усвоение характерных особенностей оперы, музыкальных особенностей былины.

Развивающая: развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, развитие вокально-хоровых навыков, развитие творческих способностей.

Воспитательная: воспитание музыкального вкуса обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

– эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных  произведений в собственных поступках;

–эстетические и  ценностно – смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;

– формирование системы нравственных ценностей (уважение к народной культуре).

Метапредметные:

Познавательные УУД:

– овладеть способностью понимать учебную задачу урока;

– выделять из содержания урока известные знания и умения;

– отвечать на поставленные вопросы.

Регулятивные УУД:

– принимать учебную задачу и следовать указаниям учителя;

– слушать собеседника и вести диалог;

– оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные УУД:

– понимать сущность и содержание поставленных вопросов;

– вступать в речевое общение;

– строить высказывания в соответствии с учебной ситуацией;

– соблюдать правила вежливости при общении.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный этап

Вход под шум морской волны.

– Здравствуйте, ребята.

-Какими звуками вас встретил этот кабинет?

-Шум морской волны поможет нам узнать тему урока.

Дети стоя приветствуют учителя, рассаживаются и занимают свои места.

-Шум морской волны

Личностные УУД:

осуществлять самоконтроль.

II. Сообщение темы урока

Слайд 1.

А волной-то бьёт, паруса рвёт,

Ломает кораблики черлёные,

А корабли нейдут с места на синем море.

-Эти слова о волне из русской былины «Садко». И сегодня мы с вами познакомимся с этим литературным и музыкальным произведением.

Слайд 2.

Тема нашего урока: «Опера-былина Николая Андреевича Римского-Корсакова «Садко»

III. Изучение нового материала.

-Ребята, кто из вас знает, что такое былина?

– Былина – это особый жанр русского фольклора, который относится к народной песенной поэзии о героях.

Слайд 3.

-Былина и говорится и поётся под гусли.

-Посмотрите, что это за инструмент?

-В былине много куплетов. Она рассказывает и том, что было, потому и называется былина, и содержит вымысел.

-Сядьте поудобнее и приготовьтесь слушать внимательно русскую былину Садко», а потом я вам буду задавать вопросы по прочитанному.

(Учитель читает краткое содержание былины детям)

– Назовите главных героев этой былины?

-Какие картины вы представляли вовремя моего чтения?

Отвечают на заданные вопросы.

-Струнный, щипковый

-Садко, Морской царь

Коммуникативные УУД:

понимать сущность и содержание поставленных вопросов;

– вступать в речевое общение;

строить высказывания в соответствии с учебной ситуацией

развитие речи.

IV. Динамическая пауза

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Ученики выполняют движения вслед за учителем.

Личностные УУД:

Развитие физического состояния учащихся

V. Работа по теме урока

-К этой былине композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку. И получилась опера.

-Опера – это музыкальный спектакль, в котором артисты поют и звучит симфонический оркестр. Слайд 11.

-А сейчас давайте послушаем музыку из оперы «Садко» Римского – Корсакова.

-Сейчас прозвучит вступление к опере, которое называется «Океан-море синее».

-Как вы думаете, что будет изображать музыка, если она так называется?

-Послушайте, какое море изобразил композитор. (Слушание)

-Вам понравилась эту музыка?

-Какие картины вы представили?

-Какое было море в музыке?

-Дома вы можете нарисовать море таким, каким его изобразила музыка.

-Давайте повторим название «Океан-море синее».

-Кто запомнил, как звали дочь морского царя в былине?

-Вы помните, что стало с Чернавой? Да, она превратилась в реку.

-В городе Новгороде есть река с таким названием Чернава.

Отвечают на вопросы.

-Сначала спокойное, величественное, потом взволнованное (поднялась буря). Потом опять спокойное.

Дети хором повторяют.

-Чернава.

Личностные УУД:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

развитие речи.

Познавательные УУД:

выделять из содержания урока известные знания и умения.

Регулятивные УУД:

в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Предметные УУД:

находить подходящие сравнения.

-Римский-Корсаков в своей опере тоже изобразил дочь морского царя.

-Сейчас мы послушаем песню морской царевны, которую она поёт Садко.

Слайд 12.

После слушания расскажите, как поёт царевна, что это за песня. (Слушание)

-Как звучала музыка?

-Какую песню поёт царевна? (Что вам захотелось под неё делать?)

-Правильно, царевна пела колыбельную.

-Давайте мы тоже разучим колыбельную. Какие вы знаете колыбельные, которые написали композиторы.

Разучивание колыбельной (Например, «Спят усталые игрушки» или «Колыбельная Умки»)

-Нежно, мягко, медленно, спокойно, связно.

-Колыбельную.

Отвечают на вопросы.

VI. Подведение итогов урока

Оценка работы на уроке детьми и учителем.

Пришло время подвести итог урока.

– С какой былиной и оперой-былиной вы познакомились на уроке?

-Давайте повторим хором имя композитора, который написал оперу «Садко» Римский-Корсаков.

– Какие фрагменты оперы слушали?

– Что нового узнали?

-Дома вы можете сделать иллюстрации к этой опере. Кто что нарисует?

-Под какую музыку вы хотели бы выйти?

-«Садко».

-Римский-Корсаков.

-«Океан-море синее», «Колыбельная».

Ответы детей.

Источник: https://infourok.ru/urok_muzyki_v_1_klasse_sadko-348285.htm

Садко

Опера садко римский корсаков краткое содержание для детей

ФОТОАЛЬБОМ

Н. А. Римский-Корсаков
Либретто Николая Римского-Корсакова и Владимира БельскогоСказочная опера-былина в семи картинахПродолжительность спектакля: 2 часа 30 минут с одним антрактом

Режиссер-постановщик: Дмитрий Бертман

Дирижер-постановщик: Владимир Понькин
Художники-постановщики: Игорь Нежный, Татьяна Тулубьева
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Художник видеоконтента: Владимир Алексеев
Хормейстер-постановщик: Евгений Ильин
Хореограф-постановщик: Эдвальд Смирнов

Премьера состоялась: 14.11.2015

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Бытовой семейный конфликт или былинные сказы о земле русской?

Опера «Садко» Римского-Корсакова – это не эпос. Это зеркальное отражение нашей жизни в глазах вечной истории. «Садко» начал новую эпоху в «Геликоне» – это был первый спектакль, поставленный на сцене зала «Стравинский» после возвращения театра в свой родной Дом на Большой Никитской. 

«Садко» открыл и арку времени, ведь более века назад в первый раз спектакль был представлен публике артистами Московской частной оперы С. Мамонтова, располагавшейся в этом же здании на Большой Никитской.

Артисты прошлого могли бы позавидовать нынешним служителям Мельпомены! Возможности сегодняшней сцены на Большой Никитской безграничны: подводный мир, заморские страны, берег Ильмень-озера, древний Новгород… Всё это появляется на сцене зала «Стравинский» как по мановению волшебной палочки.

Современная плунжерная система легко трансформирует пространство, а уникальные видеопроекции помогают зрителям с легкостью переместиться в мир, окружающий героев оперы.

«Получился спектакль, по красоте не имеющий себе равных. Классическая опера Римского-Корсакова превратилась в актуальную оперу-притчу о самом сокровенном – человеческой душе и ее метаниях» – пишет обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин.

https://www.youtube.com/watch?v=ZNKnvmh2_cs

По словам режиссера-постановщика, для него в этом произведении «Римский-Корсаков раскрывается как философ.

Подобно Вагнеру, он создает три мира: мир реальный, мир подводный – в значении тайный мир подсознания – и мир небесный, который находится над всеми этими мирами. Именно он возвращает Садко к самому ценному, что у него есть – семье.

Эта ценность важнее политики и всех идей, даже самых прогрессивных. Подвиги должны совершаться во имя самых близких людей, а не во имя лозунгов и амбиций».

СИНОПСИС

Картина первая
Новгородцы пируют, славя свою вольницу. Гусляру Садко велят петь о богатстве города и красоте купеческих жен, а он поет о своей мечте — о дальних морях, недоступных новгородцам, ибо ни одна река не соединяет Ильмень-озеро с морем. Садко прогоняют с пира. 

Картина вторая
Уйдя от людей, Садко поет для дубравы, тростника, Ильмень-озера. Дочери Морского Царя услышали его и выходят на берег. Младшая из сестер, царевна Волхова, ведает: Садко — ее суженый. Чтобы он смог достичь дальних морей, она дарит ему рыбок золото перо.

Картина третья
Молодая жена Садко Любава Буслаевна всю ночь напрасно прождала мужа. Возвратившись, он рассказывает, как посмеялись над его мечтой торговые гости. Но теперь, зная о драгоценных рыбках, гусляр готов биться об заклад, поставив свою голову против всех новгородских товаров. Любава Буслаевна молится о спасении мужа.

Картина четвертая
В Новгороде идет торговля. Садко объявляет о чуде: в Ильмень-озере водится рыба золото перо. Он бьется об заклад и выигрывает, теперь Садко богат. Гусляр просит иноземных гостей рассказать о своих странах, чтобы решить, куда направиться. Садко с дружиной отплывает. Любава Буслаевна в отчаянии.

Картина пятая
Двенадцать лет Садко благополучно плавал по морям и удачно торговал. Морской Царь требует его к себе.

Картина шестая
Садко попадает в подводное царство. Морскому Царю полюбились его песни. Владыка соглашается выдать за гусляра царевну Волхову. Под водой начинается веселый свадебный пир — а на поверхности океана разыгрывается буря.

Внезапно появляется богатырь в образе калики перехожего и объявляет: власти Морского Царя пришел конец, Волхова отправится на землю и станет рекой, Садко будет служить песней родному Новгороду.

Картина седьмая
Садко просыпается на земле. Волхова превратилась в реку, соединившую Ильмень-озеро с Ладогой. Любава Буслаевна все это время ждала Садко — и вот спустя двенадцать лет дождалась. Новгородцы славят море и Волхову-реку.

Источник: http://www.helikon.ru/ru/performances/sadko.html

Урок музыки по опере Н.А.Римского-Корсакова

Опера садко римский корсаков краткое содержание для детей

Урок музыки по опере Н.А.Римского-Корсакова “Садко”

Тип урока: Расширение и углубление знаний.

Планируемые результаты:Дать понятие изобразительности в музыке на основе оперы-былины «Садко».

Знать понятия: интонация, опера, либретто, оркестр, развитие.

УУД: Самостоятельно передавать содержание оперы-былины.

Раскрывать и объяснять с помощью каких средств композитор изображает море. Выполнять живописно-творческую работу.

Цель: Определить роль и значение музыки в сказках.

Задачи:

1. Познакомить с музыкальными фрагментами из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова.2. Закрепить навык слушания и анализ музыкального произведения.

3. Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.

Материал:

Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие на мелодию Э. Грига “Утро”.

Учитель:

Ребята! Я рада вас видеть

И снова вас слышать.

2. Распевка

Сегодня мы с вами разучим новую распевку.

Вот иду я вверх.

Вот иду я вниз.

3. Проверка домашнего задания. ( песня про маму)

4. Сообщение темы урока.

Литература и музыка тесно связаны друг с другом. Сегодня мы встретимся с одним из любимых вами жанров литературы , а каким, вы скажите, послушав меня ( Стих-е А.С. Пушкина).

Кто догадался из какого литературного жанра я взяла эти строки?

Правильно это- сказка! Подумаем, какую роль может играть музыка в сказках. Кто может назвать мне тему урока?

Слайд №1

Итак, тема урока “Музыка в сказке”. ( записываем в тетрадь).

Какие цели мы можем поставить сегодня на наш урок? ( определить роль и значение музыки в сказках; познакомиться с новым композитором.)

Вопрос: вспомните сказки, в которых говорится о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах, где пели, танцевали…

Ответы: “Бременские музыканты”, “Колобок”, “Золушка”…

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Сказочные балы и пиры не обходятся без музыки. Во всех сказках, где есть карнавалы, пиры, балы звучит музыка.

5. Повторение пройденного материала

Задание: Отгадав кроссворд, вы узнаете, с какой сказкой, а точнее, сказочной былиной мы познакомимся поближе.

Слайд №5

Кроссворд

  1. Композитор, автор балетов “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”. (Чайковский).

  2. Песня без слов, исполняемая на какой-либо гласный звук. (Вокализ).

  3. На линейках, между ними, ноты знаем мы давно. На добавочной напишем без ошибки ноту (ДО).

  4. Композитор – “Основоположник русской музыки”, автор оперы “Иван Сусанин”. (Глинка).

  5. Высокий женский голос. (Сопрано).

6. Изучение нового материала

“Садко” – сказочная былина. Былина – старинное сказание о народном герое.

Вопрос: Каких вы знаете былинных героев?

Ответы: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Слайд №6

А кто читал былину « Садко», поднимите руки?

Садко – новгородский певец, путешественник, мореплаватель, который хотел прославить Новгород, наладить торговлю с разными странами.

Это не просто былина, а сказка.

Вопрос: Что сказочного произошло с Садко?

Ответы: Садко попал в подводное царство, встретился с Морским царём, его дочерьми. ( показ книги)

Вопрос: На каком инструменте играл Садко?

Ответ: Садко играл на гуслях.

Гусли – старинный русский народный инструмент.

Гусли называют яровчатые или яворчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора – белый клён.

Учитель:

Былину о Садко русский композитор Н.А. Римский-Корсаков положил в основу музыкального произведения и это муз. произведение называется

« Опера – былина « Садко» ( зап.в тетрадь).

Давайте обратим внимание на слово « опера». Кто знает, что такое опера?(ответы детей)

Учитель: Опера – музыкальный жанр, переводе « труд» или « сочинение»

( зап. в тетрадь)

Краткое содержание оперы или балета означает – « маленькая книжечка» или «либретто»

Слайд №9

Римский-Корсаков был не только композитором, но и военным моряком. Он часто бывал в море, поэтому очень красочно изображал его в своих музыкальных произведениях.

Слайд №10

Римский-Корсаков написал 15 опер. Посмотрите, некоторые из них представлены на слайде них: “Снегурочка”, “Золотой Петушок”, “Кащей Бессмертный”, “Сказка о царе Салтане”, “Садко”… ( зап. в тетрадь 1-2 оперы)

Вопрос: Какой литературный жанр лежит в основе всех этих опер?

Ответ: Сказка.

По праву Римского-Корсакова считают композитором-сказочником.

Вопрос: Где можно послушать оперу?

Ответ: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ, по радио

Слайд №11

Вопрос: В больших городах построены театры опер. В городе С.Петербурге находится один из известнейших в мире театр оперы и балета.

Кто знает название этого театра? Кто из вас там бывал?

Ответ: Мариинский театр.

Своё название получил по имени жены императора Павла1, Марии Фёдоровны.

Слайд №12

А сейчас представьте, что мы с вами находимся в театре, мы будем слушателями и послушаем муз.фрагменты из оперы « Садко».

Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков.

Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра фантастические и реальные образы создают музыканты.

Вопрос: Как называется группа музыкантов в театре?

Ответ: Оркестр – группа музыкантов в театре ( зап.в тетрадь)

Физкультминутка

7. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов

В опере « Садко» есть сцена на берегу Ильмень-озера. Садко собирается на кораблях отправиться в путешествие и просит гостей-купцов рассказать о своих странах. Каждый из гостей рассказывает о своей стране. Варяжский гость – о Скандинавии, Индийский гость – об Индии, а Веденецкий гость – об итальянском городе Венеции.

Используемый источник – DVD видео “Садко” Римский-Корсаков, Кировский театр оперы и балета, Валерий Гергиев.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость. Давайте послушаем музыку.

Вопрос: Что можно сказать о характере музыки? Найдите подходящие определения.

Ответ: Суровая, мужественная, величественная, гордая, могучая музыка.

Слайд №13

Вопрос: какой голос звучал мужской или женский?

Как называется низкий мужской голос?

Ответ: БАС.- низкий мужской голос.( зап.в тетрадь)

Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.

Вопрос: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя, подберите определения.

Ответы: Образ Индийского гостя музыка – таинственная, завораживающая. медленная, плавная, чарующая.

Слайд №13

Какой голос звучал здесь? А разница есть с предыдущим звучанием?

Вопрос: Как называется высокий мужской голос?

Ответ: ТЕНОР.- высокий мужской голос.( зап. в тетрадь)

Последним о своей стране поёт Веденецкий гость. ( зап. в тетрадь)

Задание: Определите характер музыки, используя определения.

Ответ: Характер музыки задушевный.

Слайд №13

Ответ: Очаровательный, восхитительный.

Мужской голос, исполняющий песню, называется БАРИТОН

Вопрос: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?

Ответ: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.

Учитель:

8. Исполнение песни учащимися

Слайд №14

У вас на партах лежат тексты песни. Задание: Познакомьтесь с песней, напойте её тихонько и подумайте, подойдёт ли она к нашей теме урока.

Исполнение учащимися песни Е.Птичкина “Сказки гуляют по свету”.

Ответы детей. На следующем уроке мы будем с вами её изучать.

Приложение 2. Текст песни

9. Подведение итогов урока.

Слайд №15

Вопрос: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?

Ответы: Становится разнообразнее, интереснее.

Вопрос: Какие сказки не могли бы существовать без музыки?

Ответ: Сказки, где есть балы, пиры, музыканты, песни, пляски

Выставление отметок

9. Домашнее задание

Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал моря разных стран. А вы дома с помощью красок, карандашей и фломастеров на бумаге нарисуйте море, которое вам больше всего запомнилось.

Рефлексия.

Источник: https://infourok.ru/urok-muziki-po-opere-narimskogokorsakova-sadko-1496825.html

Юр-Оплот
Добавить комментарий