Определение о передаче дела по подведомственности

Коллизии процессуальных норм, регулирующих подведомственность судам дел об административных правонарушениях

Определение о передаче дела по подведомственности

Разграничение подведомственности дел между различными ветвями судебной власти — один из ключевых процессуальных вопросов. От того, насколько четко данный вопрос регламентирован в законодательстве, во многом зависит слаженность деятельности судебной системы в целом и, как следствие, доступность и своевременность правосудия. [1]

На данный момент дела об административных правонарушениях рассматриваются арбитражными судами в условиях действия смешанного процессуально-правового режима — искового производства, производства по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, и производства по делам об административных правонарушениях, регулируемого КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 202 и ч. 1 ст. 207 АПК РФ дела об административных правонарушениях рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 25 АПК РФ и КоАП РФ.

Подобное «наслоение» процессуальных норм обязывает суд постоянно разрешать различные виды коллизий, в том числе и между общей нормой права главы 25 АПК РФ и специальными нормами глав 29, 30 КоАП РФ, регулирующими вопросы о том, кто вправе обратиться с заявлением в суд, какие виды решений административного органа могут быть оспорены. [2]

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, то выносится определение о передаче их на рассмотрение по подведомственности.

Однако нормы ГПК РФ и АПК РФ не предусматривают передачу дел судом общей юрисдикции в арбитражный суд, в то время как нормы КоАП РФ четко регулируют возможность такой передачи дела.

В случае если рассмотрение дела относится к компетенции судьи арбитражного суда, то подобное решение не может быть принято, поскольку в арбитражных судах дела об административных правонарушениях рассматриваются по правилам главы 25 АПК РФ, согласно которой основанием для возбуждения производства по делу о привлечении к административной ответственности является заявление государственного органа, составившего протокол об административном правонарушении и уполномоченного обратиться в суд с таким требованием. [3]

Согласно пдп. «з» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5, судья, установив при подготовке дела к рассмотрению, что дело относится к ведению арбитражного суда, должен вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, составивший протокол, на основании п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ. [4]

Руководствуясь нормой п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, суды общей юрисдикции направляют материалы дел, которые им неподведомственны, в арбитражные суды.

Однако последние, как правило, отказываются их рассматривать, поскольку нормы АПК РФ не предусматривают возможность возбуждения производства по делам об административных правонарушениях на основании поступивших из суда общей юрисдикции материалов.

Так, основанием для возбуждения производства по делу о привлечении к административной ответственности арбитражным судом должно являться заявление, соответствующее определенным требованиям (ст. 202, 204 АПК РФ).

Для возбуждения производства по такому делу в суде общей юрисдикции, подача специального заявления не требуется. Таким образом, передача материалов дела из суда общей юрисдикции в арбитражный суд не может заменить собой подачу заявления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке дела к рассмотрению судья выносит определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.

Обратим внимание, что, ориентируясь на ст. 129 АПК РФ, арбитражным судам предписано вынести определение о возвращении заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, рассмотрение дела о котором не отнесено частью 3 статьи 23.

1 КоАП РФ к подведомственности арбитражного суда.

Если же неподведомственность дела выясниться на стадии рассмотрения, арбитражному суду надлежит вынести определение о прекращении производства в арбитражном суде и возвращения протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.

Один из примеров перенаправления дела из суда общей юрисдикции в суд арбитражный и обратно в связи с отсутствием в АПК РФ норм, позволяющих принять его к производству, нашел свое отражение в Определении Конституционного Суда РФ от 03.04.2007 № ЗЗб-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Московского областного суда о проверке конституционности части 1 статьи 30.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Из текста данного Определения следует, что дело неоднократно пересылалось из суда одной ветви судебной системы в другой и обратно, до тех пор, пока не истек срок, привлечения к административной ответственности. Так, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.

14 КоАП РФ «Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам» изначально находилось в производстве судьи Московского областного суда. Данное дело было возбуждено в отношении индивидуального предпринимателя Ю. А.

 Скотникова определением от 11 апреля 2006 г.

№ 412, вынесенным территориальным отделом территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Московской области в городе Рошаль, Воскресенском, Егорьевском, Шатурском районах Московской области, который, проведя административное расследование, 24 апреля 2006 года составил соответствующий протокол и направил материалы дела в Шатурский городской суд Московской области.

Судья этого суда, основываясь на положениях статьи 23.1 КоАП Российской Федерации, пришел к выводу, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.14 названного Кодекса, в отношении индивидуальных предпринимателей рассматриваются судьями арбитражных судов, и, руководствуясь статьями 23.1 и 29.

4 КоАП Российской Федерации, направил протокол и другие материалы дела по подведомственности в Арбитражный суд Московской области (определение от 10 мая 2006 года), который 5 июня 2006 года возвратил их в Шатурский городской суд Московской области на том основании, что ни ГПК РФ, ни АПК РФ не предусматривают право судов общей юрисдикции направлять материалы об административном правонарушении по подведомственности в арбитражные суды. Письмом судьи Шатурского городского суда Московской области от 26 июня 2006 года материалы дела повторно направлены в Арбитражный суд Московской области по подведомственности, однако письмом заместителя председателя Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2006 года материалы дела вновь возвращены в Шатурский городской суд Московской области.

Постановлением судьи Шатурского городского суда Московской области от 25 июля 2006 года производство по делу на основании статей 29.4, 24.5 и 4.5 КоАП РФ прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. [5]

Таким образом, коллизии процессуальных норм, регулирующих подведомственность судам дел об административных правонарушениях, не только усложняют работу судей, но и в некоторых случаях преграждают доступ к правосудию.

Согласно п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 2 июня 2004 г. прямо указано, что при получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

https://www.youtube.com/watch?v=C8AMhKXQPu0

Вместе с тем вопрос о том, как следует действовать судье арбитражного суда в случае поступления ему на рассмотрение материалов по делу о привлечении к административной ответственности не от административного органа, а из суда общей юрисдикции, посчитавшего, что дело ему неподведомственно, своего разрешения не нашел.

Разрешить данные коллизии, на наш взгляд, представляется возможным посредством внесения поправок в ст. 33 ГПК РФ, ст. 39 АПК РФ, которые позволяли бы суду передавать дело на рассмотрение другого суда (суда общей юрисдикции или арбитражного суда), если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности или подведомственности.

А так же определив в АПК РФ порядок возбуждения арбитражным судом производства по делам об административных правонарушениях на основании определения о передаче дела по подведомственности из судов общей юрисдикции при наличии заявления административного органа о привлечении лица к ответственности и при соблюдении общих и специальных требований, установленных в ст. 125 и ст. 203, 204 АПК РФ.

Литература:

1.         Абсалямов А. В. Административное судопроизводство в арбитражном суде. Теоретико-методологические аспекты: Дис… д-р. юрид. наук. — М., 2009. — 353 с.

2.         Хазанов С. Д.. «Арбитражная практика» № 07 (28) 2003 июль, http://art.thelib.ru/business/insurance/problemi_primeneniya_koap_rf.html.

3.         Панкова О. В. Настольная книга судьи по делам об административных правонарушениях. М., Проспект, 2011, 156 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/52/6868/

Приложение N 12. Определение о передаче дела об административном правонарушении по подведомственности | ГАРАНТ

Определение о передаче дела по подведомственности

Приложение N 12
к приказу МАП РФ
от 25 февраля 2003 г. N 50

На бланке

Определение N____
о передаче дела об административном правонарушении по подведомственности

“_____” ____________ 20_ г. _________________________ (место вынесения) ________________________________________________________________________полное наименование должности, фамилия и инициалы лица, вынесшего________________________________________________________________________определениеизучив материалы дела / рассмотрев материалы дела (ненужное зачеркнуть)об административном правонарушении _____________________________________________________________________________________________________________указывается повод к возбуждению дела об административном правонарушении________________________________________________________________________в соответствии с частью 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об________________________________________________________________________административных правонарушениях (далее КоАП РФ), указываются известные________________________________________________________________________сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об________________________________________________________________________административном правонарушении, кратко указываются обстоятельства дела________________________________________________________________________об административном правонарушении установил: ________________________________________________________________________указываются сведения о поступлении от лица, в отношении которого ведется________________________________________________________________________производство по делу об административном правонарушении, ходатайства о________________________________________________________________________рассмотрении дела по месту его жительства, либо указываются________________________________________________________________________обстоятельства, свидетельствующие о неподведомственности дела об________________________________________________________________________административном правонарушении должностному лицу антимонопольного________________________________________________________________________органа, рассмотревшему дело (готовящему к рассмотрению дело) и вынесшему________________________________________________________________________определение, либо указывается на факт вынесения определения (в том________________________________________________________________________числе дата и место его вынесения) об отводе должностного лица________________________________________________________________________антимонопольного органа, рассмотревшему дело (готовящему к рассмотрению________________________________________________________________________дело) об административном правонарушении Руководствуясь ____________________________________________________ указать соответствующий пункт (пункты), часть________________________________________________________________________(части) статьи (статей) КоАП РФ определил: Передать дело об административном правонарушении N _____________ нарассмотрение по подведомственности _____________________________________ указать административный орган, в который________________________________________________________________________передается дело об административном правонарушении (административный________________________________________________________________________орган, соответствующий месту жительства лица, в отношении которого________________________________________________________________________ведется производство по делу об административном правонарушении, или________________________________________________________________________иной административный орган), либо указывается другое должностное лицо________________________________________________________________________соответствующего антимонопольного органа, которому передается дело об________________________________________________________________________административном правонарушении _____________________ _________________________ подпись должностного расшифровка подписи лица, вынесшего определение

Примечание

При вынесении данного определения должностное лицо руководствуется частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ и пунктом 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, либо пунктом 9 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ и частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ, либо пунктом 2 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ, либо только пунктом 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.

Ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть заявлено только физическим лицом, привлекаемым к административной ответственности (например, должностным лицом организации, индивидуальным предпринимателем).

При решение вопроса о передачи дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности в связи с поступлением от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ходатайства о рассмотрении дела по месту его жительства следует учитывать положение части 2 статьи 29.5 КоАП РФ.

Источник: http://base.garant.ru/12131262/f52b32b623103013c77c8c319c288f45/

20.5. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Определение о передаче дела по подведомственности

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП, а также правильно ли оформлены другие материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы. Рассмотрение дела об административном правонарушении невозможно, если: 1) судья, член коллегиального органа, должностное лицо, рассматривающее дело, является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя; 2) судья, член коллегиального органа, должностное лицо, рассматривающее дело, лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела. Определения, которые могут быть вынесены при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении: • о назначении времени и места рассмотрения дела; • о вызове лиц, указанных в ст. 25.1-25.10 КоАП; • об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу; • о назначении экспертизы; • об отложении рассмотрения дела; • о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; • о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, составе коллегиального органа, должностного лица. О прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится постановление. Сроки рассмотрите дела об административном правонарушении: • в 15– дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (общий срок); • общий срок может быть продлен не более чем на один месяц в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела; • в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если правонарушение влечет административный арест; • не позднее 48 часов с момента задержания лица, подвергнутого административному задержанию. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении: • объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; • устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; • проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; • выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; • разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; • рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

• выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч.

3 ст. 29.4 КоАП; • выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП; • оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и другие материалы дела; • заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта; • исследуются иные доказательства; • в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Постановление об отложении рассмотрения дела выносится в случае: • поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; • отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; • необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы. По делу об административном правонарушении могут быть вынесены постановления: о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносятся: 1) при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП; 2) объявлении устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП; 3) прекращении производства по делу и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случаях, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления. Постановления по делу об административном правонарушении содержат: 1) должность, фамилию, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; 2) дату и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статью КоАП или закона РФ, предусматривающего административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносятся определения: о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица. Определения по делу об административном правонарушении содержат: 1) должность, фамилию, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение; 2) дату и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела; 3) сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела; 4) содержание заявления, ходатайства; 5) обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела; 6) решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.

Важным средством предупреждения административных правонарушений является представление.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Источник: Н. В. Макарейко. Административное право. Конспект лекций. 2009

Источник: https://jurisprudence.club/administrativnoe-uchebnik/205-rassmotrenie-dela-administrativnom.html

Порядок определения подведомственности дел об административных правонарушениях

Определение о передаче дела по подведомственности

Административна права

Ф.П. Васильев

Порядок определения подведомственности дел об административных правонарушениях

Вопрос об определении подведомственности, как правило, возникает на стадиях возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения.

На стадии возбуждения дела проверяется поступившая официальная информация о готовящемся или совершенном административном правонарушении, принимается решение о начале административного расследования или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, либо о передаче материалов по подведомственности или подсудности (в тех случаях, когда дело подлежит рассмотрению только соответствующим судом).

Деятельность по принятию и разрешению таких заявлений, сообщений, материалов является весьма объемной и может быть признана самостоятельной стадией административной юрисдикции.

Границы стадии возбуждения дела принято определять, с одной стороны, с момента поступления заявления или сообщения о правонарушении, а также непосредственного выявления государственным органом и их уполномоченными лицами признаков административного правонарушения, а с другой – с момента вынесения компетентным уполномоченным лицом постановления (определения) о возбуждении, составлении протокола об административном правонарушении (в дальнейшем – протокол об АП) или отказе в возбуждении дела. Направление материалов по подведомственности или подсудности нельзя считать завершением этой стадии, ибо оно подводит итог лишь деятельности того правоприменительного орга-

на, который направляет материалы.

Возбуждению дела об административном правонарушении обычно предшествует проверка заявления (сообщения) о совершенном правонарушении.

Она нужна, во-первых, для сбора фактических данных, указывающих на наличие в совершенном деянии признаков конкретного состава административного правонарушения и определения подведомственности дела. Во-вторых, для выяснения обстоятельств, препятствующих возбуждению дела.

В-третьих, для решения вопроса о передаче заявления и других материалов по подведомственности без проведения административного расследования или составления протокола об административном правонарушении.

При этом, немаловажное значение имеет правильное или своевременное решение вопроса о том, какой орган, уполномоченное лицо обладает правом возбуждения дела или проведения административного расследования, и кто именно должен проверить поступившее заявление или сообщение об административном правонарушении.

Действующий КоАП РФ, а также законы субъектов РФ и ведомственные нормативные акты предусматривают организационные меры, направленные на неукоснительное соблюдение требований закона в данном направлении.

Вместе с тем они призваны обеспечить полноту выявления и пресечения, учета и проверки поступивших сведений об административных правонарушениях.

В этой связи, большое практическое значение имеют ведомственные приказы, инструкции о порядке приема, регистрации, уче-

та и разрешения в органах и учреждениях заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях.

Вся процедура, начиная с момента принятия заявления или сообщения о правонарушении, или непосредственного обнаружения административного правонарушения до вынесения по ним решения, в том числе и о направлении материалов по подведомственности, определена действующим КоАП РФ (гл. 23 и 28). Складывается различная практика процессуальной формы, в которую облекается решение о направлении материалов по подведомственности, в связи с чем, в юридической литературе высказываются различные мнения по данному вопросу1.

Проведенные исследования показали, что из 311 опрошенных нами различных категорий уполномоченных должностных лиц 57% передают материалы по подведомственности, оформляя их определением, 28% – сопроводительным письмом или рапортом в произвольной форме, 15% – в иной форме.

При этом, в органах внутренних дел (по ГРОВД МВД Чувашской республики) сопроводительные документы в основном (свыше 70%) подписываются руководителями территориальных органов внутренних дел, а не уполномоченными должностными лицами, возбудившими дело об административном правонарушении.

На наш взгляд, все материалы, направляемые по подведомственности или подсудности, должны быть оформлены мотивированным определением.

Необходимость в таком процессуальном оформлении любых материалов, направляемых по подведомственности, вытекает из самого указания закона, в частности, из ст. 29.4 КоАП РФ, где в п.

5 дается разъяснение, в каких случаях выносится «определение». Или же законодатель в ст. 29.9 КоАП РФ даёт разъяснение и перечень видов постановлений и определе-

Источник: http://naukarus.com/poryadok-opredeleniya-podvedomstvennosti-del-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah

Юр-Оплот
Добавить комментарий