Основанием возникновения публичного сервитута является

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Основанием возникновения публичного сервитута является

Новая редакция Ст. 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: http://zkodeksrf.ru/gl-4/st-23-zk-rf

Право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) |

Основанием возникновения публичного сервитута является

Под сервитутом понимается право на недвижимое имущество, не соединенное с владением им, заключающееся в праве одного лица пользоваться какой-либо одной или несколькими полезными сторонами вещи, принадлежащей другому лицу. Данное право закреплено в ст. 23 ЗК РФ, а также рассматривается как вещное право (титул) в ГК РФ (ст. 216, 274-276).

Частное и публичное право ограниченного пользования земельным участком

Частные сервитуты устанавливаются в интересах конкретных граждан или юридических лиц, а публичные — в государственных интересах, в интересах муниципального образования или местного населения.

Частный сервитут. Его особенности и отличия

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости), а также землепользователь и землевладелец вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком, т.е. сервитута. Такой сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, т.е. по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор между ними разрешается судом.

Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. В случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога.

Особенности публичного сервитута

Публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом (если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков). Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Публичный сервитут может устанавливаться для:

— прохода или проезда через земельный участок;

— использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

— размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

— проведения дренажных работ на земельном участке;

— забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

сельскохозяйственных животных через земельный участок;

— сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

— использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

— временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

— свободного доступа к прибрежной полосе.

Ист. https://studme.org/226951/pravo/pravo_ogranichennogo_polzovaniya_chuzhim_zemelnym_uchastkom_servitut

Как можно приобрести право ограниченного пользования земельным участком

Сервитут устанавливается на чужом земельном участке (т.е. на участке, право на который у лица отсутствует).

Право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) возникает по основаниям, предусмотренным как земельным (ст. 23 ЗК РФ), так и гражданским (ст. 274 ГК РФ) законодательством.

Главным основанием возникновения, утвержденного ЗК РФ публичного сервитута является решение соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления.

Основанием возникновения сервитута по ГК РФ (в соответствии с ЗК РФ сервитута частного) является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Это соглашение подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Если соглашение об установлении и условиях сервитута между сторонами не достигнуто, спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

В данном случае подчеркнем то обстоятельство, что соглашение заключается по требованию, т.е. по инициативе собственника соседнего земельного участка.

Возникновение права сервитута по инициативе собственника земельного участка, где он будет установлен, не предусматривается.

Право сервитута не может возникнуть у лица, которому предоставлено иное право пользования участком (аренда, безвозмездное срочное пользование). Если владелец сервитута приобретает иное право на земельный участок, право сервитута прекращается.

Ограничения для частного и публичного сервитута

Общими особенностями, как частного, так и публичного сервитута как права на землю являются следующие.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен, т.е. сервитута не должно быть, если есть возможность обеспечить надлежащую эксплуатацию участка, не ущемляя прав соседних землепользователей.

Например, если возможен обход соседнего земельного участка для проникновения на земли лица, требующего сервитута, без существенных затрат.

Причем, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его правообладатель (собственник, землепользователь, землевладелец) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка.

При этом органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, должны быть возмещены убытки и/или предоставлен равноценный земельный участок.

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, когда это приводит к существенным затруднениям в использовании его участка, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен частный сервитут, или от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут.

Сервитут — это узкоцелевое использование земельного участка. Например, если часть земельного участка выделена для прохода или проезда, то ее нельзя использовать под складирование имущества, размещение каких-либо объектов и т.д.

Право сервитута носит вспомогательный характер к основному праву на земельный участок для лица, в пользу которого устанавливается данный сервитут т.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут может быть, как срочным, так и постоянным.

Порядок установления частного сервитута на земельный участок

Частный сервитут не является предметом купли-продажи или залога. Он привязан к конкретному участку и переходит к новому владельцу в случае его продажи. Сервитут может устанавливаться не только в пользу собственника, но и арендатора, пользователя участком на правах бессрочного или пожизненного наследуемого владения.

Собственник соседнего участка может попросить об установке сервитута в следующих случаях:

  • для обеспечения прохода по чужому участку;
  • для проезда транспорта; для провоза стройматериалов на участок;
  • для проведения системы водоснабжения, ЛЭП, канализации;
  • для решения задач животноводства;
  • в других ситуациях, когда без использования участка невозможно решить поставленные задачи.

Часто соседу требуется земельный участок на время проведения ремонтных работ, например, для складирования строительных материалов. В таком случае нередко стороны договариваются на словах без заключения договора. Но в случае причинения ущерба земельному участку доказать свою правоту собственнику без документального подтверждения и потребовать компенсации убытков будет непросто.

Документы для оформления частного сервитута

Минимальный перечень необходимых документов для оформления разрешения на право пользования чужим земельным участком состоит из:

  1. Паспорт собственника.
  2. Документ, подтверждающий правовой статус собственника: свидетельство о собственности, выписка из реестра.
  3. Исковое заявление об установлении частного сервитута.
  4. Соглашение об установлении частного сервитута земельного участка (2 экземпляра) или судебное решение об установке сервитута.
  5. Кадастровый (межевой) план с указанием границ земельного участка, на которых накладывается сервитут.

Подготовку указанного документа требуется доверить кадастровому инженеру. План не требуется, если обременение устанавливается на весь участок. Копия оплаченной квитанции на госпошлину. Ее можно оплатить заранее, либо через терминал в МФЦ или Росреестре.

В отдельных регионах с учетом местного законодательства возможно потребуется предоставления дополнительных документов.

Порядок установления и оформления документов на право ограниченного пользования участком земли

Установление и оформление сервитута на земельный участок возможно при разных целях, даже под газопровод. Но, в первую очередь, стоит помнить, что как мы и говорили сервитуты бывают частными и публичными. Для частного сервитута определен следующий порядок его установления на земельный участок:

  • Направление землевладельцу предложения о возможности и необходимости установить сервитут с указанием границ.
  • В случае согласия составляется и подписывается соглашение; при отказе – обращение в судебную инстанцию с аргументацией необходимости его установления.
  • Прохождение процедуры государственной регистрации.

Для государственного сервитута предусмотрен следующий порядок установления:

  • Принятие решения госорганом РФ или органом местного самоуправления на основании соответствующего заявления от заинтересованного лица, к которому должны быть приложен результат публичных слушаний, а также согласие землевладельца, чьи интересы ограничиваются. Заявление дополняется кадастровым планом участка.
  • Если при оформлении обременения впоследствии землевладелец не сможет в полной мере пользоваться своим участком, он может потребовать изъять или выкупить у него данный участок. Для этого подается заявление с указанием своих претензий, включая возмещение убытков с полным их расчетом.
  • Если установление обременения приводит к значительным затруднениям в эксплуатации участка, землевладелец имеет право на соразмерную компенсацию. Для этого также подается заявление с полным расчетом выплат.
  • Принятие решение в течение 1 месяца.
  • Права по государственному сервитуту возникают с момента государственной регистрации.
  • С вопросом определения обременения земельного участка сервитутом связано множество трудностей. Среди основных проблем оформления разных видов сервитутов является наличие различных норм права, регулирующих данные правоотношения. Поэтому обременение на земельный участок оформляется в зависимости от оснований его установления. Рассмотрим более подробно, как устанавливается отдельный вид права ограниченного пользования.

https://autolawguide.ru/poryadok-ustanovleniya-servituta-s-chego-nachat-oformlenie-kakie-nuzhny-dokumenty-i-osnovaniya-dlya-zaklyucheniya-servituta-na-zemelnyj-uchastok.html

Источник: https://allotment.ru/pravo-ogranichennogo-polzovaniya/

Публичные сервитуты: понятие, признаки, основания возникновения и прекращения

Основанием возникновения публичного сервитута является

сервитут – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст.

274 Гражданского кодекса РФ). При этом различают публичный и частный сервитут, срочный и постоянный сервитут. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичный сервитут является одним из правовых средств обеспечения общественных интересов в процессе регулирования земельных отношений, которое закреплено в земельном законодательстве наряду с такими публично-правовыми мерами, как изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, резервирование и другие правовые меры. Признаки публичного сервитута:1.

устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, т.е. по сути, для обеспечения некоего публичного интереса;2. устанавливается нормативно правовым актом;3. устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.

Правила, порядок, сроки и исчерпывающий перечень возможных случаев, для которых возможно установление публичных сервитутов, содержится в ст. 23 ЗК РФ.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для следующих целей:1) прохода или проезда через земельный участок; 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;4) проведения дренажных работ на земельном участке;5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; 10) свободного доступа к прибрежной полосе. В отличие от частного сервитута, который устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Сервитут может быть срочным или постоянным.Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.Если введение публичного сервитута вызывает существенные затруднения в использовании этого участка, то по требованию собственника (землепользователя, землевладельца) обеспечивается соответствующая выплата за причинённые неудобства.Если же публичный сервитут приводит к невозможности использования земельного участка, то его собственник (землепользователь, землевладелец) может потребовать изъятия участка, например, путём выкупа тем органом, который ввёл сервитут, или путём возмещения убытков.Для установления публичного сервитута необходимо пройти несколько этапов:• Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута;• Рассмотрение заявления органом государственной власти (местного самоуправления) и назначение общественных слушаний;• Организация и проведение общественных слушаний, принятие решения по итогам общественного слушания;• Решение органа государственной власти (местного самоуправления) об установлении публичного сервитута;• Государственная регистрация публичного сервитута(в соответствии с ФЗ”О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”).Публичный сервитут прекращается путём принятия акта об отмене сервитута. Например, отпали причины и общественные нужды, из-за которых он устанавливался. В соответствии с п. 2 ст. 48 ЗК РФ публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Из статьи Мисник: Своеобразие правовой модели публичного сервитута заключается в том, что защита публичного интереса в рамках данного правового института обеспечивается частноправовым способом. Ограничение прав на земельные участки является формой государственного вмешательства в отношения частной собственности, что предполагает строгую регламентацию применения данного правового инструмента. Между тем в законодательстве отсутствует определенность относительно правовых признаков и классификации названных ограничений, что порождает коллизии правоприменительной практики. Общее определение ограничений прав на недвижимое имущество содержится в ст. 1 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, согласно которой ограничения (обременения) понимаются как наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.).

Отсутствие правовой определенности содержания сервитута вызывает спорные вопросы, связанные с его прекращением.

15. Право природопользования: понятие и виды. Под «природопользованием» в экологическом праве понимают эксплуатацию природных ре-сурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (ч. 16 ст. 1 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»).

По способам воздействия на природную среду разделяют, во-первых, позитивное природопользование, связанное с извлечением полезных свойств природных объектов, и, во-вторых, негативное природопользование, состоящее в негативном воздействии на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности.

Позитивное природопользование, в свою очередь, подразделяется на природопользование, связанное изъятием природного вещества (добыча полезных ископаемых и т.д.) и не связанное с изъятием природных ресурсов (землепользование, водопользование для целей судоходства и т. д.).

Позитивное природопользование классифицируется по объекту природопользования на землепользование, водопользование, пользование лесами, недрами и животным миром. Негативное природопользование подразделяется на виды в зависимости от воздействия и формы проявления негативного воздействия.

По объекту выделяют загрязнение и другое негативное воздействие на водные объекта, почвы, атмосферный воздух, недра и леса. По форме проявления негативное воздействие подразделяется на химическое, физическое и биологическое загрязнение природной среды. Право природопользования понимается в двух значениях.

В объективном смысле право природопользования — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов.

Выделяют следующие группы отношений в сфере природопользования:• отношения собственности на природные ресурсы;• отношения пользования природными объектами;• отношения по поводу охраны природных ресурсов.

В субъективном смысле право природопользования — это совокупность прав и обязанностей конкретного природопользователя по использованию и охране природного объекта. Субъектами права природопользования могут быть юридические лица и граждане. Объектами субъективного права приропользования являются конкретные природные объекты или их части, участки.

Объектом права природопользования могут являться лишь те природные объекты, которые могут быть индивидуализированы в установленном правовом порядке. Такими объектами являются земля, недра, водные объекты, животный мир, леса


Источник: https://studopedia.org/11-18619.html

Основанием возникновения частного сервитута является

Основанием возникновения публичного сервитута является

Если сфера действия сервитута распространяется только на часть недвижимости, то к договору должен быть приложен заверенный местным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству план служебного земельного участка, на котором отмечается пространственный предел действия данного сервитута. При обременении сервитутом всего земельного участка предоставление такого документа не требуется (ст. 27 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Судебное решение как основание возникновения сервитутов упоминается в п.З ст.274 ГК РФ, Водном кодексе РФ, ч.5 п.5 ст.8 ФЗ «О товариществах собственников жилья», ч.1 п.1 ст. 17 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статья 276. Прекращение сервитута

  1. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
  2. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
  • ГК РФ, статья 277 говорит о возможности обременения сервитутом не только земельных территорий, но также другого находящегося в собственности недвижимого имущества граждан, к которому существует необходимость применить ограниченное использование.

Статья 277.

Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).

Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, далее «Уполномоченный орган», соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута.

Важно

При этом сервитуарий вправе осуществлять лишь вполне конкретные, оговоренные в соглашении действия по использованию участка или его части. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо другим лицам (п.2 ст.275 ГК РФ).

Это исключает из сервитута такое правомочие, как распоряжение. Вряд ли можно признать за обладателем сервитута и постоянное наличие у него правомочия владения обремененного сервитутом земельного участка. Исходя из этого, у обладателя сервитута имеется лишь правомочие пользования земельным участком, да и то в очень ограниченном объеме.

Если собственник praedirum serviens отказывается заключить договор об установлении сервитута или же

стороны не могут прийти к соглашению о его условиях, то сервитут может быть установлен на основании вступившего в законную силу судебного решения, вынесенного по иску лица, требующего установления сервитута.

В отличие от договора само судебное решение не нуждается в государственной регистрации, являясь только безусловным основанием для регистрации сервитута (п.1 ст.4, п.1 ст.
17, п.1 ст.

27 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество).

И частные, и публичные сервитуты могут быть срочными или постоянными (п. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ).

  1. ГК РФ, вместе со статьей 275 гарантирует сохранение действия сервитута, в случае возможного перехода обремененного земельного надела к другому владельцу.

    Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

    1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
    2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
  2. ГК РФ, в присутствующей в нем статье 276 указывает на некоторые случаи, согласно которым установленный на обремененную территорию сервитут может прекратить свое действие.

Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Частный сервитут устанавливается для обеспечения определенных интересов (потребностей). Согласно ст.

Соответственно, 7*130=910 руб.

Суд увеличил данную сумму еще на 20% с учетом того, что владелец участка должен получить разумную прибыль и компенсировать себе все неудобства. Итого, сумма составила 1092 руб.

Но главное, что стоит запомнить: публичный сервитут не устанавливается на основании решения суда!

То есть мы можем защитить свои права, только подав исковое заявление на решение органа власти об отказе в установлении сервитута или на признание недействительным акта органа власти о введении сервитута.

Источник: http://nsovetnik.ru/zemlya/kto_i_kak_mozhet_ustanovit_publichnyj_servitut_na_zemelnyj_uchastok/

Инструкция по установке и использованию земельного сервитута: когда можно пользоваться чужой землей?

Законы России прописывают различные механизмы и пути для пользования своей, а в некоторых ситуациях и чужой землей.

В этом случае сервитут может быть установлен на основании судебного решения.

Основания возникновения и государственной регистрации сервитутов

Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Частный сервитут

  1. Гибель служебного земельного участка или иной недвижимости объекта сервитутного права (например: пересыхание источника воды).
  2. Изъятие служебного участка для государственных или муниципальных нужд в порядке, предусмотренном в ч. 1 п.

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Законом установлены два вида сервитута – частный и публичный.

Источник: https://tral86.ru/osnovaniem-vozniknoveniya-chastnogo-servituta-yavlyaetsya

Основания и условия установления сервитута

Основанием возникновения публичного сервитута является

По ГК РФ сервитут (СВ) относится к ограниченному вещному праву и с его помощью гражданин может ограниченно пользоваться чужой вещью, например, земельным участком (ЗУ).

Законы

В выпущенном позднее ЗК (ст. 23) рассмотрены вопросы публичного сервитута (ПС), а
также уточнены положения по сервитуту ЗУ.

Некоторые вопросы применения законов в судах рассмотрены в более поздних документах, например, в Постановлении ВАС №11248/11 от 28.02.12, а также в «Методических рекомендациях о порядке регистрации сервитутов ЗУ» (приказ Минюста №4 от 2005 года).

Основания установления

Главные основания для установления ЧС приведены в ГК. В частности, такими основаниями являются (ст. 274):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • необходимость прохода и проезда на ЗУ через соседний участок;
  • строительство, эксплуатация или ремонт объектов;
  • других нужд, для обеспечения которых нужен сервитут соседнего участка.

Такое положение приводит к тому, что при судебном разбирательстве вопросы наличия оснований для установления ЧС решаются самим судом. При этом суды обязаны соблюдать баланс между интересами истца (владельца господствующего ЗУ) и собственником служащего ЗУ.

Основания для установления ПС во многом совпадают с основаниями для ЧС. Отличия состоят в том, что ПС устанавливается в интересах РФ, субъекта РФ, местного муниципалитета или проживающего в данной местности населения. Эти основания приведены в ст. 23 ГК.

В их число входят:

  • обеспечение прохода или проезда;
  • необходимость ремонта линий и сетей или дорог;
  • проведение работ по осушению;
  • геодезические работы;
  • работы по эксплуатации водных ресурсов;
  • прогон скота на пастбища;
  • временное использование ЗУ для сенокоса, выпаса скота, охоты и рыболовства; проведение изыскательских работ;
  • обеспечение подхода к берегу водоема.

Регистрация

ЧС регистрируется как вещное право господствующего ЗУ и как обременение служащего ЗУ. ПС регистрируется только как обременение соответствующего ЗУ.

Для регистрации ЧС в местном филиале Росреестра необходимо подать следующие документы:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • заявление о регистрации сервитута. При регистрации ЧС такое заявление может подать собственник ЗУ, на который устанавливается СВ, или лицо, в пользу которого этот СВ установлен;
  • квитанция об уплате пошлины (в сумме 1500 рублей для частных лиц и 6000 рублей для организаций);
  • договор о сервитуте или судебное решение;
  • кадастровый паспорт с планом, на котором отмечена часть ЗУ, на котором работает СВ (если сервитут действует только на часть ЗУ).

С заявлением о регистрации СВ в Росреестр может также обратиться лицо, которое имеет участок на правах бессрочного пользования, пожизненного владения или аренды на срок более 1 года.

При регистрации СВ гражданин должен предоставить паспорт, а юридическое лицо – набор документов, включающих учредительные документы, приказ о назначении директора, доверенность на лицо, регистрирующее СВ.

Заключенный между двумя сторонами договор может включать следующие пункты:

  • Введение.
  • Предмет договора. Описывается адрес ЗУ, срок действия сервитута, плата за сервитут.
  • Правила пользования.
  • Права и обязанности сторон. Описаны действия, которые должны выполнить стороны.
  • Дополнительные условия. Включают начало действия договора, действие его при изменении собственника и тому подобное.
  • Адреса и реквизиты сторон.

Для регистрации ПС установивший этот СВ орган управления подает в Росреестр заявление о регистрации СВ, квитанцию об уплате госпошлины, нормативный правовой акт об установлении ПС.

При регистрации в случае обращения с заявлением собственника служащего ЗУ запись о регистрации ЧС вносится в раздел III-3 ЕГРП как о обременении права.

Если с заявлением обращается сервитуарий, то запись вносится в раздел II-2 ЕГРП как о вещном праве. При регистрации ПС запись о СВ вносится в раздел обременений.

Если ЧС регистрируется лицом, не являющимся правообладателем, то правообладатель должен быть поставлен в известность о регистрации обременения ЗУ. Собственник ЗУ, на который установлен ПС, также должен получить соответствующее уведомление в течение 5 дней.

Причины, по которым нельзя установить СВ

Приведенный в законах перечень оснований для установления сервитутов не охватывает всех возможных случаев.

В процессе разбирательства суд не должен решать вопрос о сервитуте таким образом, чтобы собственник служащего участка был фактически лишен прав на свой участок (Определение КС №510-О-О от 22.03.12).

При судебном разбирательстве суды могут отказать в наличии основания для сервитута также в случаях:

  • если истец не предоставил суду доказательств того, что он сможет нормально эксплуатировать свой ЗУ только при предоставлении ему сервитута;
  • если установление СВ для ЗУ ухудшит санитарный режим и создаст угрозу санитарно-эпидемиологической защите населения;
  • если в результате установленного для строительства дороги СВ последует массовая вырубка деревьев и уничтожение плодородного слоя земли;
  • если установление СВ необходимо для создания проезда к самовольной постройке. Иногда возникает вопрос о наличии оснований установления СВ в случае, когда к господствующему участку можно проехать другим путем, который потребует больших материальных затрат.

В таком случае суд должен придерживаться мнения, что в связи с большим объемом работ и затрат альтернативная сервитуту возможность создания проезда к господствующему участку отсутствует (Постановление Президиума ВАС РФ №2509/10).

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/osnovaniya-vozniknoveniya.html

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Основанием возникновения публичного сервитута является
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Собственность » Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Переход права собственности на участок не является основанием для прекращения действия публичного сервитута.

Основным среди государственных природных ресурсов является земля, которая выступает базисом для возведения жилых и производственных помещений, почвенный слой используется для выполнения сельскохозяйственных работ, а также территории необходимы для осуществления различных задач государственной важности.

Ключевым фактором, который классифицирует все земли страны, является форма собственности. Соответственно, участки могут принадлежать частным лицам, государственным или муниципальным структурам, фермерским коллективам и др.

Существует ряд территорий, которые независимо от формы собственности, использует не только законный владелец, но и жители определенных населенных пунктов и сообществ. Такое явление предусматривает составление специального документа, который законодательством регламентируется как земельный сервитут.

Понятие права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута). Объекты и субъекты сервитутов

Земельное законодательство предусматривает земельный сервитут как ограниченное право гражданина, которое предоставляется для пользования определенным имуществом – объектом сервитута. Данный документ заключается для удовлетворения потребностей граждан, которые используют данный земельный участок.

Факт перехода права собственности на участок к другому владельцу не является основанием для прекращения действия публичного сервитута.

Данный режим использования территорий выступает определенным обременением для собственника, поэтому перед заключением любых сделок в отношении конкретного участка субъекты процесса должны быть осведомлены об установке сервитута в отношении недвижимого имущества, в частности, земли.

Каждый сервитут имеет свою юридическую структуру, которая состоит из следующих элементов:

  • Объектом земельного сервитута может быть земельный участок, а также все природные объекты, недвижимость и коммуникации. Условием для установления права ограниченного использования земель для граждан является возможность полноценной эксплуатации недвижимости и любых объектов без использования земель;
  • Субъект земельного сервитута – это законный собственник земли, а также все лица, которым участок предоставляется в пользование на пожизненный срок на основании получения наследства, а также те особы, которые приобретают права бессрочного использования земель на постоянной основе.

Законодательством также предусматриваются случаи, когда сервитут устанавливается для иных лиц по их требованию и для обеспечения их интересов.

Основания возникновения сервитута

Каждый территориальный сервитут устанавливается при обязательном условии наличия законных оснований. Основным поводом для заключения данного документа является наличие потребности в обеспечении и удовлетворении интересов государственной важности, потребностей муниципальных органов местного самоуправления, а также нужд отдельных граждан.

Конкретными основаниями для установления режима сервитута в отношении территорий являются:

  • потребность свободного пешего прохода или проезда через земельный участок с помощью транспортного средства;
  • необходимость в размещении в пределах территории геодезических, административных и межевых знаков, а также организация подъездов к данным объектам;
  • использование водных ресурсов из расположенных на территории водных объектов и сельскохозяйственных водопоев;
  • нужда осуществления кошения сена, выпаса сельскохозяйственного скота в строго ограниченном порядке, а также при условии соблюдения всех сроков;
  • проведение изыскательных, археологических, исследовательских и научных работ;
  • эксплуатация территорий для осуществления ремонта любых коммунальных, электрических коммуникаций, а также реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;
  • необходимость осуществления дренажных манипуляций;
  • потребность прохождения сельскохозяйственных пород животных по территории участка;
  • использование территории для охоты, рыболовства, а также времяпровождения в пределах прибрежной полосы.

Виды и формы земельных сервитутов

Земельное законодательство предлагает гражданам заключить любой сервитут. В зависимости от субъектов данного договора сервитуты могут быть:

  • Частные сервитуты свидетельствуют о предоставлении права ограниченного использования земельного участка, который расположен непосредственно рядом с границей территории. Обеспечение интересов граждан может осуществляться без заключения частного сервитута, при условии согласия законного собственника территории;
  • Публичные сервитуты принято заключать в целях удовлетворения публичных потребностей, которые включают обеспечение государственных интересов, нужд органов местного самоуправления и местного населения федеральных субъектов.

Порядок и срок установления сервитута. Договор об установлении сервитута

Сервитут устанавливается в любом порядке: в соответствии с добровольным договором, по закону, в соответствии с завещанием, а также по решению суда. Срок действия данного режима устанавливается субъектами договора, но законодательством предусматривается и бессрочный сервитут.

Договор об установлении территориального сервитута должен включать в себя следующие данные:

  • данные о целях использования и месте расположения земель;
  • кадастровые данные участка;
  • срок действия договора;
  • сумма платы за использование территории;
  • ответственность сторон пользователя и собственника.

Оценка и расчет стоимости сервитута земельного участка. Государственная регистрация сервитута земельного участка

Земельный сервитут предусматривает внесение платы всеми пользователями территорий, в интересах которых был установлен соответствующий режим. Величина стоимости использования чужих земель рассчитывается с учетом суммы убытков, которые были нанесены собственнику в связи с ограничением его прав на собственный участок.

Размер всех убытков собственника земли рассчитывается исходя из следующих показателей:

  • размер ущерба, который был действительно нанесен собственнику;
  • сумма упущенной выгоды;
  • убытки, причиненные владельцу земли в результате прекращения действия сервитута.

Каждый земельный сервитут, независимо от его разновидности, регистрируется в государственном реестре, который фиксирует права на земельные территории. Оформление сервитута возможно при наличии заявления от имени собственника земли или особы, в интересах которой будет устанавливаться сервитут.

В данное регистрационное учреждение могут обратиться граждане, которые владеют землями на правах постоянного пользования или пожизненной эксплуатации после прохождения процедуры получения наследства. Сервитут будет иметь законную силу после момента его регистрации в соответствующем реестре.

Заявление в суд об установлении сервитута

Частный или публичный сервитут на земельный участок может устанавливаться после подачи искового заявления в судебные органы. Для вынесения положительного решения, важно правильно составить заявление. Данный документ включает в себя следующие данные:

  • ФИО, фактическое место проживания истца и ответчика;
  • точные кадастровые и административные данные земельной территории, которая является объектом установления сервитута;
  • требования истца и основания для установления сервитута;
  • точный срок действия договора и размер платы за его использование;
  • факт ознакомления ответчика с требованиями;
  • предоставление необходимых приложений.

Прекращение сервитута земельного участка

Публичный сервитут на земельный участок в законном порядке подлежит прекращению, при условии наличия определенных оснований, среди которых:

  • отказ от установления режима сервитута лица, для удовлетворения потребностей которого предусматривалось заключение сервитута;
  • истечение срока действия земельного обременения;
  • нарушение участником договора условий использования территорий, которые устанавливаются документацией;
  • тот, кто является собственником участка и для удовлетворения интересов которого заключается договор, – одно лицо;
  • наличие судебного решения о прекращении сервитута;
  • неиспользование сервитута более трех лет.

Прекращение действия земельного сервитута может осуществляться в судебном порядке по инициативе любой из сторон.

Также вам будут полезны следующие статьи

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/pravo-ogranichennogo-polzovaniya-chuzhim-zemelnym-uchastkom-servitut.html

Юр-Оплот
Добавить комментарий