Последние изменения в гпк рф 2018

«Процессуальная революция» отменяется

Последние изменения в гпк рф 2018

В конце 2017 года юридическая общественность была взбудоражена подготовленными Верховным Судом РФ предложениями по внесению существенных и очень спорных изменений в процессуальное законодательство, которые даже назывались отдельными юристами «процессуальной революцией».

Соответствующий федеральный закон со скромным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 28 ноября 2018 года (Федеральный закон № 451-ФЗ). Изменения вступят в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, не позднее 1 октября 2019 года.

Итак, что же вошло в итоговую редакцию законопроекта и стало законом?

Закон исключает из российского законодательства термин «подведомственность», заменяя его на «компетенцию судов».

Такой подход делает возможным передачу дел, относящихся к компетенции судов, между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, без прекращения производства «по неподведомственности».

При этом, арбитражный суд передает дело не напрямую в соответствующий районный суд, а в суд субъекта РФ (ч. 4 ст. 39 АПК РФ, в редакции Федерального закона № 451-ФЗ).

Фактически изменение свелось к замене, во всех нормах законодательства, где оно использовалась, слова «подведомственность» на слово «компетенция». С учетом того, что само разграничение дел между арбитражами и судами общей юрисдикции не изменилось, эта новелла имеет шанс пройти безболезненно.

 АПК РФ, к сожалению, теряет установленный в настоящее время порядок разрешения отвода судьи: председателем судебного состава, заместителем председателя или председателем суда (ст. 19 АПК РФ).

Вместо этого заимствован откровенно неудачный, но удобный суду, подход ГПК РФ, в соответствии с которым «вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается тем же судьей». Аналогичные правила устанавливаются ч. 2 ст. 20 ГПК РФ, в редакции Федерального закона № 451-ФЗ.

Еще древние римляне говорили, что «нельзя быть судьей в своем деле», но в России в 21 веке вопрос об отводе судьи будет рассматривать – сам этот судья.

 Представителем в арбитражном процессе, в силу ч. 3 ст.

59 АПК РФ, в редакции Федерального закона № 451-ФЗ, сможет быть только лицо, «имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности» (кроме патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве, а также иных лиц, указанных в федеральном законе). Документы представителя о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности предъявляются суду.

Представителями в суде общей юрисдикции, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, смогут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности (ч. 2 ст.

49 ГПК РФ, в редакции Федерального закона № 451-ФЗ).

«Юридическая монополия» в суде общей юрисдикции не распространяется на патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве, профессиональные союзы, их организации, объединения, представляющие в суде интересы лиц, являющихся членами профессиональных союзов, по спорам, связанным с нарушением или оспариванием прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также на иных лиц, указанных в федеральном законе».

 Сокращается, с шести до трех месяцев, срок на взыскание судебных расходов в арбитражном процессе (абз. 1 ч. 2 статьи 112 АПК РФ, в редакции Федерального закона № 451-ФЗ). Аналогичный срок вводится в ГПК РФ новой статьей 103.

1 ГПК РФ, вопрос о распределении судебных расходов может быть разрешен судом «в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела» (ч. 1 ст. 103.1 ГПК РФ, в редакции Федерального закона № 451-ФЗ).

При этом, разработчики законопроекта не особо задумывались об унификации гражданского и арбитражного процесса, по АПК РФ срок считается по-прежнему, с даты принятия судебного акта, «которым заканчивается рассмотрение дела по существу».

При подаче иска к ответчику-гражданину истец зачем-то должен указать в исковом заявлении, кроме фамилии, имени, отчества (при наличии) и места жительства, даты и места рождения, места работы (если они известны) ответчика, также один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства) (п. 3 ч. 2 ст. 125 АПК РФ, в редакции Федерального закона № 451-ФЗ).

Несмотря на то, что Верховный Суд РФ в целом не считает нарушение единообразия судебной практики существенным нарушением, влекущим отмену судебного акта, АПК РФ дополнен указанием на возможность отражения в мотивировочной части решения суда ссылок на постановления Пленума ВС РФ и сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, на постановления Президиума ВС РФ и сохранившие силу постановления Президиума ВАС РФ, а также на обзоры судебной практики ВС РФ, утвержденные Президиумом Верховного Суда РФ (ч. 4 ст. 170 АПК РФ, в редакции Федерального закона № 451-ФЗ).

Для судов общей юрисдикции в целом аналогичное правило предусматривается ч. 4.1. ст. 198 ГПК РФ, в редакции Федерального закона № 451-ФЗ), но без указания ВАС РФ и Президиума ВАС РФ.

Лимиты рассмотрения арбитражными судами дел в упрощенном производстве по исковым заявлениям о взыскании денежных средств повышены, для юридических лиц – до 800 000 рублей (сейчас – 500 000 рублей), для предпринимателей – до 400 000 рублей (сейчас – 250 000 рублей) (п.

1 ч. 1 ст. 227 АПК РФ, в редакции Федерального закона № 451-ФЗ). При этом, аналогичные лимиты по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства судами общей юрисдикции, несмотря на инфляцию и прочие экономические факторы, почему-то не изменились (100 000 рублей).

В приказном производстве в арбитражных судах лимит для выдачи судебного приказа по заявлениям о взыскании долга повышен с четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (п. 1 ч. 1 ст. 229.2 АПК РФ), тем самым, этот лимит унифицирован с гражданским процессом (ч. 1 ст. 121 ГПК РФ).

 К сожалению, в качестве общего правила исключается, кроме прямо предусмотренных случаев, принцип коллегиального рассмотрения дел апелляционным судом, из части 1 статьи 266 АПК РФ удалено указание на «коллегиальный состав судей».

Это большой шаг назад применительно к роли и статусу апелляционного суда, очевидно, что пересмотр судебных актов, вынесенных судом первой инстанции единолично, с точки зрения объективности и компетентности, целесообразен именно в коллегиальном составе.

Федеральный закон № 451-ФЗ сохраняет в АПК РФ «сверхполномочия» Председателя ВС РФ и его заместителей, которые вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче кассационных жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ и вынести определение об отмене данного определения и передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. В соответствии с правовой позицией КС РФ, это возможно до истечения срока подачи кассационных жалобы на обжалуемый судебный акт (ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ). Аналогичные «сверхполномочия» предусмотрены в гражданском процессе ч. 3 ст. 390.7 ГПК РФ, в редакции Федерального закона № 451-ФЗ.

 Глава 41 ГПК РФ (в редакции Федерального закона № 451-ФЗ) дополнена «§ 1. Производство в кассационном суде общей юрисдикции», который отражает введение в структуру судов общей юрисдикции «сплошной» кассации, по образцу арбитражных судов.

Установление для лиц, участвующих в деле, возможности непосредственно инициировать пересмотр судебных актов в кассационном порядке, является одним из самых важных и значительных положительных изменений российского гражданского процесса в 2018 году.

Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 года № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» предусмотрено создание девяти отдельных кассационных судов, которые будут находиться в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке.

Срок на подачу кассационной жалобы – три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления (ч. 1 ст. 376.1 ГПК РФ).

К счастью, при рассмотрении законопроекта Госдумой из него были исключены наиболее одиозные предложения, в частности:

  • не прошло предложение ВС РФ дать суду право оформлять «немотивированные» решения по большинству категорий дел;
  • исключено положение о праве апелляционного суда не оформлять мотивированное постановление (причем, вне зависимости от волеизъявления лиц, участвующих в деле) в случае, когда судебный акт оставлен без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения;
  • не вошел в финальную версию закона новый институт «поверенного», который представлял собой некоего «квалифицированного курьера»: мог бы давать объяснения суду (но только в присутствии «нормального» представителя), а также получать судебные извещения, вызовы и копии судебных актов;
  • отказался законодатель вводить предложенный ВС РФ общий запрет договорной подсудности (кроме дел с участием иностранных лиц). Мотивирован этот запрет был тем, что существующее право выбрать суд «практически по всем делам без какого-либо ограничения» приводит к «необоснованной нагрузке» на суды Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, хотя очевидно, что нагрузка на суды в этих регионах связана не с договорной подсудностью, а с объективным нахождением в Москве и Санкт-Петербурге большинства крупных фирм и государственных органов.

С учетом этого, почитав Федеральный закон № 451-ФЗ, возникает странное ощущение… этот закон – рутинное «техническое» внесение изменений в отдельные нормы, бессистемное, не ставящее целью развитие процесса или какую-то его существенную унификацию. В общем, «процессуальная революция» отменилась. К счастью.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/processualnaya_revolyuciya_otmenyaetsya/76288

В гпк рф, апк рф и кас рф внесены масштабные поправки

Последние изменения в гпк рф 2018

Президент РФ подписал закон, который вносит существенные изменения в процессуальное законодательство и корреспондирующие – в ряд иных законодательных актов.

Он вступит в силу со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (напомним, что решение о дне начала деятельности этих судов примет Пленум ВС РФ с официальным извещением не позднее 1 октября 2019 года).

Выделим некоторые из нововведений.

  • термин “подведомственность” (применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов) заменен термином “компетенция”/”подсудность” (в зависимости от контекста). А термин “место нахождения” – термином “адрес”;
  • введено новое правило, касающееся подсудности: если в ходе рассмотрения дела арбитражным судом выяснится, что спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд направит дело в СОЮ, к подсудности которого оно отнесено законом. Если же отсутствие компетенции на рассмотрение дела будет выявлено на стадии принятия искового заявления, его вернут заявителю в связи с неподсудностью;
  • аналогичные положения закрепили и в Гражданском процессуальном кодексе;
  • уточнена компетенция мировых судей. В частности, предусмотрено, что мировой судья рассматривает в первой инстанции дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей 100 тыс. руб.;
  • закреплено требование об обязательном высшем юридическом образовании для представителей сторон по гражданским и арбитражным делам. Поправками предусмотрено, что помимо адвокатов ими могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. Исключение – дела, подлежащие рассмотрению мировыми судьями или районными судами. При этом требования, предъявляемые к представителям, не будут распространяться на патентных поверенных, арбитражных управляющих, профсоюзы, иных лиц, указанных в федеральном законе (Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

Аналогичное требование к наличию высшего юридического образования у представителей, уже сейчас содержащееся в Кодекс административного судопроизводства, дополнено уточнением – “или ученую степень по юридической специальности”.

  • В арбитражном процессе судьи будут самостоятельно решать вопрос об отводе при единоличном рассмотрении дела. Аналогичное правило уже содержится в ГПК РФ;
  • повышены размеры судебных штрафов, налагаемых судом, арбитражным судом
  • председательствующему судье предоставлено право ограничивать в определенных случаях выступления участников процесса (например, если участник допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания);
  • увеличено предельное значение денежных сумм, требования о взыскании которых рассматриваются арбитражным судом в порядке упрощенного производства, – до 800 тыс. руб. для юрлиц и 400 тыс. руб. для ИП. Сейчас цена таких исковых требований составляет 500 тыс. руб. и 250 тыс. руб. соответственно. В ГПК РФ сохранится существующий ценовой порог (ст. 232.2 ГПК РФ);
  • в Арбитражный процессуальный кодекс предельное значение требований, которые могут быть рассмотрены в порядке приказного производства, повышено до 500 тыс. руб. (сейчас – 400 тыс. руб.). Аналогичный ценовой порог в настоящее время уже предусмотрен ГПК РФ;
  • изменен порядок выдачи исполнительного листа. В гражданских и арбитражных делах он будет выдаваться только по ходатайству/ заявлению взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичное правило применительно к рассмотрению административных дел в настоящее время уже содержится в КАС РФ;
  • ГПК РФ дополнен отдельной главой “Примирительные процедуры, мировое соглашение”;
  • положения ГПК РФ и КАС РФ, посвященные содержанию судебных актов судов разных инстанций, дополнены требованием об указании в них номера дела (административного дела), присвоенного судом первой инстанции;
  • дополнен перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства. К ним отнесены также дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению, а также дела о признании информационных материалов экстремистскими.

Соответственно, в КАС РФ закрепили порядок рассмотрения указанных категорий дел.

Предусмотрено множество иных изменений.

Ряд из них обусловлен созданием в системе судов общей юрисдикции структурно обособленных кассационных и апелляционных судов, а также кассационного и апелляционного военных судов.

Отметим, что часть нововведений, содержащихся в первоначальном варианте проекта рассматриваемого федерального закона, в итоговый текст закона не вошла.

Так, при подготовке законопроекта ко второму чтению из него были исключены положения, вызвавшие ранее наибольшее количество обсуждений и критики в профессиональном сообществе: об отказе от обязательного составления “мотивировки” по большинству дел, о запрете изменения договорной подсудности, о введении института поверенного, об изменении правил извещения участников гражданского процесса и некоторые другие.

Документы по теме:

Источник: https://www.garant.ru/news/1231683/

SRG в СМИ

Последние изменения в гпк рф 2018

Василий Гавриленко, ведущий юрист, направление «Налоги и право» группы компаний SRG.

28 ноября 2018 года Президент РФ подписал закон о реформе процессуального законодательства, вносящий существенные изменения в Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства (Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – Закон № 451-ФЗ).

Закон вступит в силу с момента начала работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции – решение о начале их деятельности должен принять Пленум Верховного Суда Российской Федерации не позже 1 октября 2019 года.

Данные изменения были разработаны ВС РФ, и 3 октября 2017 года принято постановление о внесении этого законопроекта1 в Госдуму. Инициатива вызвала в основном негативную реакцию, причем как в государственных кругах, так и в юридическом сообществе.

Например, Правительство РФ подвергло критике нормы законопроекта, регулирующие введение института поверенного, исключение договорной подсудности, порядок составления мотивированных решений по делу, увеличение числа дел, рассматриваемых в упрощенном порядке, порядок судебных извещений и т. д. (письмо Правительства РФ от 2 февраля 2018 г. № 856п-П4).

В свою очередь, ФПА не согласилась с положениями, исключающими составление судами мотивированных решений (авторы инициативы предлагали закрепить их обязательность только для ограниченной категории дел).

В дальнейшем комментарии к законопроекту были частично приняты во внимание законодателем, и конечная версия закона, подписанная президентом, во многом отличается от своей первоначальной редакции.

Изменения, принятые рассматриваемым законом, на мой взгляд, можно разделить на три категории. 

Позитивные изменения

Главным положительным аспектом, как ни странно, можно назвать отсутствие некоторых положений, присутствующих в первоначальной редакции. Так, норма об отказе от обязательного составления мотивировочной части судебного решения в принятой версии закона отсутствует.

Данный факт, на мой взгляд, имеет положительный характер, так как отсутствие мотивировочной части судебного решения позволило бы судам вообще не обосновывать и не комментировать свои решения, что могло привести к фактическому ограничению права на доступ к правосудию.

Кроме того, в итоговой версии закона учтены замечания относительно предложенного в первоначальной редакции законопроекта порядка извещения в гражданском и административном процессе.

При разработке рассматриваемых процессуальных изменений предполагалось, что гражданин считается извещенным надлежащим образом, если судебная повестка или иное судебное извещение вручены или лично ему, или проживающему совместно с ним совершеннолетнему лицу под расписку.

При этом можно разделить позицию Правительства РФ, согласно которой данное предложение нельзя признать обоснованным, поскольку совершеннолетние лица, проживающие совместно с извещаемым гражданином, не несут ответственности за передачу соответствующей информации, что, соответственно, снижает гарантии надлежащего уведомления.

Предложения о введении нового процессуального участника – “поверенного” также не нашли отражения в новом законе, так как его смысл не был понятен, судя по всему, даже самому законодателю.

Отсутствие таких положений в итоговой версии закона, несомненно, является положительным моментом.

Что касается именно положительных нововведений, то в качестве такового можно выделить норму об обязательном высшем образовании участников процесса. Теперь представителями в суде смогут быть только лица с высшим юридическим образованием или ученой степенью по юридической специальности (ч. 3 ст. 59, ч. 4 ст. 61 АПК РФ, ч. 2-3 ст. 49 ГПК РФ, п. 4-5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ в ред. Закона № 451-ФЗ).

Данное положение процессуального законодательства должно выступить гарантией качества юридических услуг для лиц, пользующихся юридической помощью.

Кроме того, необходимость обязательного юридического образования или ученой степени для участника процесса должна разгрузить суды от рассмотрения дел с участием неподготовленных и непрофессиональных представителей.

Вместе с тем стоит учитывать, что это требование не коснется:

  • представителей в гражданском процессе по делам, рассматриваемым в мировых и районных судах;
  • законных представителей;
  • патентных поверенных (споры об охране результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации);
  • арбитражных управляющих (к данному процессуальному участнику уже установлены специальные требования).

Положительным изменением является также прописанная в законе обязанность арбитражных судов и судов общей юрисдикции перенаправлять дела по подсудности в зависимости от компетенции (ч. 4 ст. 39 АПК РФ, ч. 2.1 ст. 33 ГПК РФ, ч. 2.1 ст. 27 КАС РФ в ред. Закона № 451-ФЗ).

Так, если при рассмотрении дела выяснится, что его должен рассматривать суд общей юрисдикции, арбитражный суд передаст дело в областной или равный ему суд того же субъекта РФ, который в дальнейшем направит дело в суд общей юрисдикции по подсудности. И аналогично – при ошибочной подаче иска в суд общей юрисдикции дело должно быть передано в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено. Эта поправка будет способствовать упрощению и ускорению процедуры подачи иска. 

Негативные изменения

Нельзя не отметить, что новый закон вносит изменения, которые могут привести и к отрицательным последствиям для участников процесса.

Таковым является новое правило, согласно которому при подаче искового заявления в арбитражном и гражданском процессе, заявителю необходимо указывать дополнительные сведения об ответчике. Например, если ответчиком является гражданин, то в иске нужно будет указать один из следующих идентификаторов:

  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • серию и номер документа, удостоверяющего личность;
  • регистрационный номер ИП;
  • серию и номер водительского удостоверения;
  • серию и номер свидетельства о регистрации транспортного средства (п. 3 ч. 2 ст. 125 АПК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в ред. Закона № 451-ФЗ).

При этом из текста закона не совсем понятно, что делать заявителю, если у него таких сведений об ответчике нет, и как данные положения будут взаимодействовать с нормами законодательства о защите персональных данных.

По моему мнению, данное правило приведет к ограничению прав на судебную защиту, так как оно устанавливает для потенциальных заявителей обязательные условия, не всегда фактически выполнимые.

К негативным изменениям также можно отнести новые сроки на подачу заявления о взыскании судебных расходов.

Согласно новым положениям срок на подачу заявления о взыскании судебных расходов составляет три месяца со дня вступления в силу последнего судебного акта по итогам рассмотрения дела по существу (ст. 112 АПК РФ, ст. 103.1 ГПК РФ, ст. 114.1 КАС РФ в ред. Закона № 451-ФЗ).

В настоящий момент в АПК РФ на это отведено шесть месяцев, а в гражданском и административном процессе специальный срок не установлен, поэтому на практике применяется общий срок исковой давности.

Как видно, законодатель существенно сократил сроки на подачу заявления о возмещении судебных расходов, и это, без сомнения, существенно отразится на количестве таких заявлений и, соответственно, на сумме возмещения расходов – общая сумма возмещения судебных расходов значительно уменьшится. 

Изменения, последствия которых либо незначительны, либо оценить их пока невозможно

Помимо прочего, в новом законе есть ряд положений, которые, на мой взгляд, не внесут каких-либо существенных изменений в процессуальное законодательство. Так, теперь арбитражные суды будут рассматривать больше дел в упрощенном и приказном порядке.

Вместе с тем изменился размер суммы взыскания для упрощенного производства, которая не должна будет превышать 800 тыс. руб. для юридических лиц и 400 тыс. руб. для ИП (ст. 227 АПК РФ в ред. Закона № 451-ФЗ). В действующей пока редакции АПК РФ для юридических лиц пороговая сумма составляет 500 тыс. руб., а для ИП – 250 тыс. руб.

В то же время по требованиям, основанным на неисполнении или ненадлежащем исполнении требований договора, которые должник признает, либо требований, основанных на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, суды будут выдавать судебный приказ, если цена по ним не превысит 500 тыс. руб. (ст. 229.2 АПК РФ в ред. Закона № 451-ФЗ). В действующей редакции установлен лимит в 400 тыс. руб.

Можно с уверенностью предположить, что данные правила не внесут каких-либо существенных изменений в существующий порядок работы судебных органов и никак не отразятся на деятельности юристов.

Также в соответствии с положениями нового закона в гражданском и арбитражном процессе теперь потребуется подавать отдельное заявление, чтобы получить исполнительный лист (ч. 3 ст. 319 АПК РФ, ч. 1 ст. 428 ГПК РФ в ред. Закона № 451-ФЗ).

На практике данное условие фактически не должно изменить порядок получения исполнительных листов, так как в настоящее время заявителю также необходимо писать отдельное заявление, чтобы получить лист в установленный законом срок, а также для того, чтобы лист не отправили по почте на юридический адрес (если заявителем является юридическое лицо).

Кроме того, стоить упомянуть нормы о новых апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции, однако давать какую-либо оценку этому нововведению пока некорректно ввиду того, что фактически решение о начале работы таких судов пока еще не принято.

Остальные изменения можно назвать косметическими: вряд ли они смогут существенно повлиять на действующий гражданский, арбитражный и административный процесс. Это касается, например, замены понятия “подведомственность” на понятия “компетенция” и “подсудность”.
 

***

С учетом вышеизложенного можно заключить, что, несмотря на ряд позитивных и негативных нововведений, рассматриваемый закон все же не оправдывает ранее данный ему эпитет и, по сути, не является “процессуальной реформой”, так как не привносит каких-либо кардинальных изменений в действующее процессуальное законодательство и не меняет основных подходов к его применению.

Вернуться в раздел

Источник: https://srgroup.ru/mass-media/srg-smi/plyusy-i-minusy-protsessualnoy-reformy/

Изменения в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ в связи с вступлением в силу закона о процессуальной реформе

Последние изменения в гпк рф 2018

Сегодня, 1 октября 2019 года, начинают работу кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, Кассационный военный и Апелляционный военный суды, а также Центральный окружной военный суд (информация Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. о территориальной подсудности новых судов, их почтовых и электронных адресах, адресах их интернет-сайтов и номерах телефонов).

Соответственно, также сегодня вступил в силу Федеральный закон, которым внесены существенные изменения в процессуальное законодательство и корреспондирующие – в ряд иных законодательных актов (Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ).

Выделим некоторые из нововведений.

  • Введено требование об обязательном высшем юридическом образовании для представителей сторон по гражданским и арбитражным делам. Так, в Гражданском процессуальном кодексе теперь предусмотрено, что представителями в суде общей юрисдикции помимо адвокатов могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. Исключение – дела, подлежащие рассмотрению мировыми судьями или районными судами; для них специальных требований к статусу или квалификации представителя законом не установлено. Приведенные требования также не распространяются на законных представителей и на отдельные категории лиц, например, на патентных поверенных в спорах, связанных с правовой охраной интеллектуальной собственности, арбитражных управляющих в делах о банкротстве, профсоюзы, которые защищают в суде интересы своих членов. Схожие требования и исключения установлены и для представителей в арбитражном процессе. А аналогичное требование к наличию высшего юридического образования у представителей, содержащееся в Кодексе административного судопроизводства и до вступления рассматриваемых поправок в силу, теперь дополнено альтернативным требованием – “либо ученую степень по юридической специальности”.

Обратите внимание: как недавно разъяснил Пленум ВС РФ, лицо, которое до 1 октября 2019 года начало участвовать в деле в качестве представителя, после 1 октября 2019 года сохраняет предоставленные ему по данному делу полномочия вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности.

  • Изменилась подсудность дел мировому судье. В частности, мировой судья теперь будет рассматривать в первой инстанции в том числе дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей 100 тыс. руб. А “иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений” и “дела об определении порядка пользования имуществом” из его компетенции исключены.
  • Увеличились размеры судебных штрафов, налагаемых судом, арбитражным судом.
  • Председательствующему судье теперь предоставлено право ограничивать в определенных случаях выступления участников процесса (например, если участник допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания).
  • Предельное значение денежных сумм, требования о взыскании которых рассматриваются арбитражным судом в порядке упрощенного производства, увеличилось до 800 тыс. руб. для юрлиц и 400 тыс. руб. для ИП. До вступления поправок в силу цена таких исковых требований составляла 500 тыс. руб. и 250 тыс. руб. соответственно. В ГПК РФ ценовой порог не изменился.
  • В Арбитражном процессуальном кодексе предельное значение требований, которые могут быть рассмотрены в порядке приказного производства, увеличилось до 500 тыс. руб. (до этого – 400 тыс. руб.). Аналогичный ценовой порог ранее уже был предусмотрен и в ГПК РФ.
  • Изменился порядок выдачи исполнительного листа. В гражданских и арбитражных делах он будет выдаваться только по ходатайству/ заявлению взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичное правило применительно к рассмотрению административных дел содержится и в КАС РФ (оно содержалось в нем и до вступления рассматриваемых поправок в силу).
  • Положения ГПК РФ и КАС РФ, посвященные содержанию судебных актов судов разных инстанций, дополнены требованием об указании в них номера дела (административного дела), присвоенного судом первой инстанции.
  • Дополнен перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства (по правилам КАС РФ). К ним отнесены также дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению, и дела о признании информационных материалов экстремистскими. Соответственно, в КАС РФ закреплен теперь и порядок рассмотрения указанных категорий дел.

Предусмотрено множество иных изменений. Подробнее о нововведениях читайте в специальных Обзорах:

  • по изменениям в ГПК РФ;
  • по изменениям в АПК РФ;
  • по изменениям в КАС РФ.

К сведению: на прошлой неделе Госдумой были приняты поправки в ст. 21 Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ, согласно которым, планируется отложить до 30.03.2020 срок вступления в силу требований об указании в иске и заявлении о вынесении судебного приказа (а также в судебном приказе и исполнительном документе) большего количества сведений о гражданах – должниках и ответчиках.

Документы по теме:

Источник: https://www.garant.ru/news/1296745/

Законы, вступающие в силу 1 октября

Последние изменения в гпк рф 2018

Для внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа при условии, что они пролегают в обход московского авиаузла, установлена нулевая ставка налога на добавленную стоимость.

Федеральный закон от 18 марта 2019 года № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»

В Гражданский кодекс РФ внесены изменения, касающиеся регулирования цифровых прав.

Цифровые права — это обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы.  Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

Обладателем цифрового права, если иное не предусмотрено законом, признаётся лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом.

Предусмотрено, что письменная форма сделки считается соблюдённой, также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести её на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки. При этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.

Кроме того, установлены особенности договора об оказании услуг по предоставлению информации.

Федеральный закон от 15 апреля 2019 года № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации»

С 1 октября 2019 года жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг. Теперь открывать гостиницы можно будет только в нежилых помещениях многоквартирных домов с отдельным входом. Они должны быть оборудованы звукоизоляцией, охранной сигнализацией и противопожарной системой.

Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 268-ФЗ «О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

С 20 до 10 процентов снижена ставка налога на добавленную стоимость в отношении фруктов и ягод (в том числе виноград).

Кроме этого, пальмовое масло исключено из списка продуктов, облагаемых НДС по ставке 10%. С 1 октября в отношении этого товара будет применяться стандартная налоговая ставка — 20%.

Федеральный закон от 18 июля 2019 года №191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вводится единообразный порядок обращения в суд общей юрисдикции, арбитражный суд о защите прав и законных интересов группы лиц, а также рассмотрения соответствующих исковых заявлений.

Гражданский процессуальный кодекс РФ дополнен новыми положениями, устанавливающими, в частности, условия, при которых гражданин или организация вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц, порядок присоединения заинтересованных лиц к заявленному требованию. Также определены процессуальные права членов группы лиц, порядок распределения судебных расходов, порядок рассмотрения судами соответствующих дел.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации также дополняется новыми положениями, а его глава, касающаяся рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, существенно расширяется, её положения дополняются и унифицируются с положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон от 26 июля 2019 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Скорректирован перечень осуществляемых банками и государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» операций, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость.

В него включены: привлечение драгметаллов во вклады, кроме монет; размещение привлеченных драгметаллов от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц в драгметаллах, за исключением монет; переводы по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам в драгметаллах.

Ряд положений Федерального закона от 26 июля 2019 года № 210-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Скорректирован порядок освобождения от налога на добавленную стоимость безвозмездной передачи товаров (работ, услуг) и имущественных прав в рамках благотворительной деятельности.

Если получателями таких товаров (работ, услуг), имущественных прав являются организация или индивидуальный предпринимать, то документами, подтверждающими право на освобождение от налогообложения, являются: договор или контракт о безвозмездной передаче; акт приема-передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав или иной документ, подтверждающий передачу.

Ряд положений Федерального закона от 26 июля 2019 года № 249-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Выдача банковских гарантий исключена из перечня банковских операций, проводимых только на основании лицензии Банка России.

Ряд положений Федерального закона от 2 августа 2019 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Банк России получил право устанавливать максимальный размер процентной ставки по ипотечным займам, предоставляемым кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Ряд положений Федерального закона от 1 мая 2019 года № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции для получения возмещения до 100 тысяч рублей при наличии разногласий или до 400 тысяч рублей при их отсутствии страховой компании представляются данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате аварии, которые зафиксированы с помощью мобильного приложения или системы ГЛОНАСС.

Страховщики обязаны обеспечивать непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о ДТП. Неполучение страховой компанией сведений об аварии, зафиксированных его участниками и переданных в такую систему, не является основанием для отказа в страховом возмещении.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 сентября 2019 г. № 30 «О дне начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, Центрального окружного военного суда»

С 1 октября 2019 года в России начнут работать кассационные, апелляционные суды общей юрисдикции, Кассационный и Апелляционный военные суды, а также Центральный окружной военный суд.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 года № 417-ФЗ «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Полномочия по рассмотрению жалоб, протестов на вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях передаются кассационным судам общей юрисдикции, в том числе кассационному военному суду.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Поправки, внесенные в действующие законодательство, направлены на совершенствование российской судебной системы, унификацию правил судебного разбирательства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

В частности, для представителей сторон в суде при ведении гражданских и арбитражных дел вводится требование о наличии высшего юридического образования, однако оно не распространяется на гражданские дела, рассматриваемые мировыми судьями и районными судами.

Также повышен порог цены иска по арбитражным делам, которые рассматриваются в порядке упрощённого производства: до 400 тысяч рублей — для индивидуальных предпринимателей и до 800 тысяч рублей — для юридических лиц. Порог цены иска по гражданским и арбитражным делам приказного производства устанавливается в пределах 500 тысяч рублей.

К делам, которые будут рассматриваться по правилам административного судопроизводства, относятся дела о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещённой, дела о признании информационных материалов экстремистскими.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2019 года № 749 «Об утверждении перечня услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах Российской Федерации, при реализации которых налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0 процентов, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2018 г. № 588»

Утвержден перечень услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в российских международных аэропортах, при реализации которых действует ставка НДС 0%. В него, в частности, вошли:

предоставление аэровокзального комплекса; обеспечению авиационной (транспортной) безопасности и наземное обслуживание самолётов, пассажиров, экипажей воздушных судов, обработке багажа, грузов и почты.

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2019 года № 820 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти»

С 1 октября 2019 года на 4,3% будут повышены оклады военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также федеральной противопожарной службы и таможенных органов.

Кроме того, будут пересмотрены пенсии граждан, уволенных со службы.

Распоряжение Правительства РФ от 13 марта 2019 года № 415-р «О принятии мер федеральными государственными органами, федеральными государственными учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета по увеличению с 1 октября 2019 года оплаты труда работников подведомственных учреждений»

С 1 октября 2019 года на 4,3% будет повышена оплата труда работников бюджетного сектора экономики, занятых в учреждениях федерального подчинения. Это повышение коснётся всех федеральных учреждений — казённых, бюджетных и автономных.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года № 1239 «О повышении размеров должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы»

На 4,3% будут повышены оклады работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 1213 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей»

Установлен порядок аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей, а также требования к таким организациям. Кроме того, определены порядок принятия решения об их аккредитации или отказе в ней, порядок осуществления контроля за их деятельностью, а также порядок прекращения действия аттестатов аккредитации и их переоформления.

Аккредитацию организаций будет проводить Министерство экономического развития РФ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2019 года № 1196 «О внесении изменений в Правила организованной перевозки группы детей автобусами»

Скорректированы Правила организованной перевозки группы детей автобусами. Так, установлено, что дети всегда должны быть пристёгнуты ремням безопасности (ранее это требование действовало только для междугородних перевозок). Сопровождающий должен следить за тем, чтобы это правило неукоснительно выполнялось.

Также внесены изменения в требования к стажу работы в качестве водителя лиц, допускаемых к управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, а также к сроку хранения документов о перевозке. Кроме того, сокращены сроки подачи уведомления в подразделение Госавтоинспекции об организованной перевозке группы детей.

Ряд положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2019 года № 1252 «Об установлении особенностей оформления обыкновенных однократных деловых, туристических и гуманитарных виз в форме электронных документов и въезда в Российскую Федерацию на основании виз в форме электронных документов граждан иностранных государств, прибывающих в Российскую Федерацию через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенные на территориях г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

Установлены особенности оформления электронных виз для въезда в Россию граждан иностранных государств через пункты пропуска в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Иностранцу для получения такого вида визы не менее чем за четыре дня до предполагаемой даты въезда нужно заполнить заявление о получении визы на специализированном сайте МИДа России.

В случае положительного решения ведомство формирует электронную визу и направляет её данные в государственную систему миграционного и регистрационного учёта, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.

Источник: https://www.pnp.ru/politics/zakony-vstupayushhie-v-silu-1-oktyabrya-2.html

Юр-Оплот
Добавить комментарий