Практическая работа по теме семейное право как отрасль права

Элективный курс «Семейное право»

Практическая работа по теме семейное право как отрасль права

Пояснительная записка

Семейное право является самостоятельной отраслью российской системы права. Какие отношения регулируются семейным правом? Что такое семья, брак; каковы права и обязанности супругов, правоотношения родителей и детей, формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей? Получение учащимися ответов на вышеперечисленные вопросы и призвано помочь изучение данного элективного курса.

Курс “Семейное право” рассчитан на 34 часа изучения в 11 классе в рамках профильного обучения.

Цели курса:

  • повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета, оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне;
  • знакомство учащихся с основными вопросами семейного права: брак, права и обязанности супругов, правоотношения родителей и детей, формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
  • развитие интереса к изучению обществознания;
  • воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
  • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, освоения правовых знаний, необходимых для взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования.

Задачи курса:

  • систематизация и закрепление знаний учащихся по семейному праву, имеющихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса;
  • формирование у учащихся восприятия семейного права как самостоятельной отрасли российской системы права;
  • воспитание гражданственности, правового самосознания;
  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
  • развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Материал курса разделён на отдельные темы.

Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: лекции, семинары, практические занятия.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • владеть материалом по теме курса;
  • уметь самостоятельно осуществлять поиск информации в источниках различного типа, систематизировать, анализировать и обобщать полученную информацию;
  • владеть навыками работы с научно – популярной и справочной литературой;
  • уметь пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • уметь представлять собранную информацию в формах конспекта, схемы, таблицы, выступлений на семинарах, творческой работы, реферата, презентации;
  • уметь, участвуя в дискуссиях, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Основные формы отчетности учащихся: тетрадь с конспектами, заданиями (проблемные задания, тестовые задания), творческие работы, рефераты, презентации, собеседования, выступления на семинарах.

курса

Введение (1ч).

Знакомство с целями и задачами курса.

Тема 1. Семейное право как отрасль права (2ч).

Понятие, предмет и метод семейного права. Принципы семейного права. Система семейного права. Источники семейного права. Взаимодействие семейного права с другими отраслями права: конституционным, гражданским, административным, трудовым, уголовным. Исковая давность в семейном праве.

Тема 2. Семья (4ч).

Определение понятия “семья”: семья как первичная ячейка общества и как субъект права. Признаки семьи. Функции семьи. Семейные правоотношения: понятие, особенности, элементы, виды. Семейная правоспособность; семейная дееспособность. Юридические факты в семейном праве. Осуществление семейных прав. Защита семейных прав.

Тема 3. Брак (5ч).

Определение понятия “брак”. Правовая природа брака. Признаки брака. Заключение брака: порядок заключения; условия заключения. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Брачный возраст. Прекращение брака: основания; формы.

Расторжение брака в органах ЗАГС. Расторжение брака в судебном порядке.

Недействительность брака: признание брака недействительным (основания; порядок); последствия признания брака недействительным; обстоятельства, устраняющие недействительность брака.

Тема 4. Права и обязанности супругов (4ч).

Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Личная собственность супругов. Совместная собственность супругов.

Раздел общего имущества супругов. Договорный режим имущества супругов. Брачный договор: понятие; порядок заключения; условия заключения. брачного договора.

Брачный договор: изменение; расторжение; признание недействительным.

Тема 5. Права и обязанности родителей и детей (6ч).

Установление происхождения ребёнка. Установление отцовства. Оспаривание отцовства (материнства). Права несовершеннолетних детей: Конвенция ООН “О правах ребёнка”. Личные права несовершеннолетних детей. Имущественные права несовершеннолетних детей. Право ребёнка на защиту. Права и обязанности родителей. Права несовершеннолетних родителей.

Осуществление родительских прав. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка. Защита родительских прав. Ограничение родительских прав: основания; порядок. Лишение родительских прав: основания; порядок. Последствия лишения родительских прав. Последствия ограничения родительских прав. Отмена ограничения родительских прав.

Восстановление в родительских правах.

Тема 6. Алиментные обязательства (4ч).

Определение понятия “алиментные обязательства”. Особенности алиментных обязательств. Основания для возникновения алиментных обязательств. Субъекты алиментных обязательств. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей.

Обязанности родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей. Обязанности трудоспособных совершеннолетних детей по содержанию родителей. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи. Размер алиментов, изменение размера алиментов.

Уплата алиментов: основания. Соглашение об уплате алиментов: форма; содержание; субъекты; изменение и прекращение. Взыскание алиментов по решению суда. Порядок уплаты алиментов по решению суда. Задолженность по алиментам. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов.

Прекращение алиментных обязательств и освобождение от уплаты задолженности по алиментам.

Тема 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (3ч).

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) ребёнка: понятие. Усыновление (удочерение) ребёнка: цель; задача. Субъекты усыновления. Основания усыновления.

Порядок усыновления. Отмена усыновления. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей: цели; субъекты. Правоотношения по опеке (попечительству) над детьми, оставшимися без попечения родителей.

Права и обязанности опекуна (попечителя). Управление имуществом подопечного. Приёмная семья: понятие. Образование приёмной семьи. Договор о передаче детей на воспитание в приёмную семью.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тема 8. Семейные отношения с участием иностранцев и лиц без гражданства (2ч).

Основы правового регулирования международных брачно-семейных отношений. Заключение браков с участием иностранных граждан и лиц без гражданства: порядок заключения; условия заключения.

Расторжение браков с участием иностранных граждан и лиц без гражданства: основания; формы. Правоотношения между супругами с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правоотношения между родителями и детьми с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Правоотношения по международному усыновлению (удочерению).

Тема 9. Акты гражданского состояния (2ч).

Акты гражданского состояния: понятие. Общие положения об актах гражданского состояния и их регистрации. Государственная регистрация рождения ребёнка. Государственная регистрация установления отцовства.

Государственная регистрация заключения брака. Государственная регистрация расторжения брака. Государственная регистрация усыновления (удочерения). Государственная регистрация перемены имени.

Государственная регистрация смерти.

Итоговое занятие (1ч).

Подведение итогов курса.

Тематическое планирование

Тема занятияВсего часовВ том числеФормы контроля
лекциясеминарПрактическое занятие
1Введение11Конспект
2Семейное право как отрасль права211Конспект, выступления на семинаре, тестирование, презентация
3Семья4121Конспект, выступления на семинарах, проблемные задания, тестирование, творческая работа, презентация
4Брак5122Конспект, выступления на семинарах, проблемные задания, тестирование, творческая работа, презентация
5Права и обязанности супругов4121Конспект, выступления на семинарах, проблемные задания, тестирование, творческая работа, презентация
6Права и обязанности родителей и детей6222Конспект, выступления на семинарах, проблемные задания, тестирование, творческая работа, презентация
7Алиментные обязательства3111Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация
8Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей3111Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация
9Семейные отношения с участием иностранцев и лиц без гражданства211Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация
10Акты гражданского состояния211Конспект, выступления на семинаре, тестирование, презентация
11Итоговое занятие11Итоговое собеседование, тестирование, реферат, презентация
Итого3411158

Литература

  1. Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. М., 2013.
  2. Гомола А.И., Гомола И.А. Семейное право. Учебник. М., 2014.
  3. Лозовская С.О. Семейное право. Учебник. М., 2014.
  4. Семейный кодекс РФ. М., 2014.

27.11.2014

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/articles/652228/

Обществознание Практическая работа по теме:Семейное право

Практическая работа по теме семейное право как отрасль права

Практическая работа по теме: Семейные правоотношения 1Вариант

1.Прочитайте извлечения из Семейного кодекса Российской Федерации, выполните задания и ответьте на вопросы.

Глава 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА

 Статья 16. Основания для прекращения брака

 1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим.

 2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.

 Статья 17. Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака

 Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

 Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния

 1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.

 2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. 

Статья 21. Расторжение брака в судебном порядке

 1. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19настоящего Кодекса, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. 

Статья 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака

 1. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов.

1.Какие основания для прекращения брака установлены Семейным кодексом?

2.Какое обстоятельство ограничивает право мужа на расторжение брака? Объясните почему?

3.Какие органы власти осуществляют расторжение брака? При каких обстоятельствах расторжение брака происходит в каждом из них?

4.Почему закон допускает расторжение брака без согласия одного из супругов?

2.Перечислите: права несовершеннолетних детей (Работа с извлечением из Семейного Кодекса РФ) 3.Проанализируйте описанные ситуации и объясните свою точку зрения.1) Гражданин Н.

, 50 лет, проживающий в Мурманске и имеющий жену и двух несовершеннолетних детей, подал заявление о вступлении в брак с гражданкой М, 45 лет, проживающей в Москве. В регистрации брака им было отказано.

Почему?2) Вообразите, что вы юрист и к вам на консультацию пришла клиентка, которая просит объяснить, как будет поделено имущество между ней и супругом в случае развода. Какие вопросы вы задали бы своей клиентке, прежде чем дать ответ? 3) Задание 3 стр.150

Извлечение из Семейного Кодекса

  Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). 2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

  Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками  1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. 2.

Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом .  Статья 56. Право ребенка на защиту   1.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.3.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.  Статья 57.

Право ребенка выражать свое мнение Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.  Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию 1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.2.

Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей.

При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.5.

Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка), фамилия – по фамилии матери. Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка 1.

По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.  Статья 60. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством

Источник: https://infourok.ru/obschestvoznanie-prakticheskaya-rabota-po-temesemeynoe-pravo-436138.html

Урок по обществознанию на тему

Практическая работа по теме семейное право как отрасль права

Урока по обществознанию:«Семейное право».

11 класс .Учитель Димитренко Л.В.

Цель урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали.

Задачи урока:формирование системы знаний семейного права; воспитание ответственного отношения к законам и нормам права вообще и семейного права в частности; развитие опыта и культуры правового поведения у обучающихся.

Обучающиеся должны знать, что:Семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; в Семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами.

Обучающиеся должны уметь:объяснять назначение семьи; раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений; аргументировать свои ответы; высказывать свою собственную точку зрения.

Основные понятия:семейное право, семья, брак, брачный договор, алименты, усыновление (удочерение), опека, попечительство.

Оборудование урока:компьютер, проектор, экран. Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/(Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2006.

Тип урока: урок предъявления и изучения нового материала в форме лабораторно-практического занятия.

Ход урока:

1. Изучение нового материала.

План:

1.Понятие и источники семейного права;

2.Вступление в брак и расторжение брака;

3.Права и обязанности супругов;

4.Права и обязанности родителей;

5.Права и обязанности детей.

Мотивация и актуализация темы.

Учитель сообщает: из предложенных афоризмов, посвящённых семье, выберете тот, который более всего соответствует вашему мнению. Свой выбор объясните, выделив ключевые слова в избранной цитате.

– Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (А.Шопенгауэр).

– Коли семья вместе, то и душа на месте. (Русская пословица).

– Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и родиной. (У.Фосколо).

– Семья – это кристалл общества. (В.Гюго).

– Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать. (А.Моруа).

Обучающиеся выделяют ключевые слова. Затем педагог просит их, объединив все прозвучавшие идеи, завершить фразы: Семья – это…, Брак – это…

Итог: формулировка понятий семья и брак.

Вопрос № 1. Понятие и источники семейного права (учебник с. 262-264).

Учитель сообщает основную информацию и задаёт вопросы на понимание.

– Каким нормативным актом регулируются семейные отношения?

– Что мы называем семейным правом?

– Что такое семья? Кто относится к членам семьи по законодательству?

– Какие отношения регулируются семейным правом?

Вопрос № 2. Вступление в брак и расторжение брака (учебник с. 264-266).

Групповое обсуждение проблемы и формулировка ответов на вопросы.

– Как можно определить брак по семейному праву?

– Какой брак в нашей стране признаётся и защищается государством?

– Каковы условия вступления в брак?

– Каковы обстоятельства, препятствующие браку?

– Каков порядок регистрации брака?

Вопрос № 3. Права и обязанности супругов (учебник с. 266-268).

Индивидуальная работа с текстом параграфа и ответ на вопросы.

– Какие виды прав и обязанностей имеют супруги в браке?

– Назовите личные и имущественные права супругов

– Каков порядок расторжения и прекращения брака?

– Укажите, какое имущество делится при расторжении брака.

Вопрос № 4. Права и обязанности родителей (учебник с. 269).

Коллективное обсуждение проблемы и ответ на вопросы.

Заполнение сравнительной таблицы (Права и обязанности родителей).

– Каковы права и обязанности родителей?

– В каких случаях применяется мера лишения родительских прав?

– Что вам известно об основаниях и порядке взыскания алиментов на детей?

Вопрос № 5. Права и обязанности детей (учебник с. 268-271).

Самостоятельная работа с текстом Семейного кодекса и ответ на вопросы. Заполнение сравнительной таблицы (Права и обязанности детей).

– Назовите личные и имущественные права ребёнка в семье

– Кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без родителей?

– Каковы обязанности детей?

В качестве итоговой работы обучающимся предлагается решить практические задачи и проанализировать ситуации по семейному праву (раздаточный материал).

Вывод по теме (формулируют обучающиеся):Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.

Семейное законодательство регулирует:

1.Условия и порядок вступления в брак;

2.Условия и порядок прекращения брака, и признание его недействительным;

3.Личные неимущественные и имущественные отношения в семье;

4.Определяет формы и порядок устройства в семью детей оставшихся без попечения родителей;

2. Закрепление.

а. тестовые задания по вариантам (необходимо выбрать и отметить один или несколько правильных вариантов ответов).

1 вариант:

1.Брачный возраст в России определён:

а. 16 лет;

б. 18 лет. +

2.Брак не может быть заключён между…

а. близкими родственниками; +

б. несовершеннолетними; +

в. лицами без определённого места жительства.

3.Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?

а. различие национальностей;

б. одна из сторон уже состоит в браке; +

в. отсутствие денежных средств.

4.Согласно принципам семейного права

а. главой семьи является мужчина;

б. вопрос решается по общему согласию супругов;

в. супруги обладают равными правами. +

5.Брак в РФ заключается…

а. в суде;

б. в церкви;

в. в органах ЗАГС. +

6.Над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет устанавливается:

а. наблюдение;

б. попечительство;

в. опека. +

7.Закончите следующее предложение: В случае если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, закон предусматривает…

а. проведение с ними специальных разъяснительных бесед;

б. лишение родительских прав; +

в. конфискацию имущества.

8.Для того, что бы приобрести полную дееспособность необходимо:

а. достичь 18 лет; +

б. вступить в брак; +

в. получить паспорт.

9.Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно вправе:

а. совершать мелкие сделки; +

б. распоряжаться стипендией. +

10.При взаимном согласии на расторжение брака и отсутствии совместных детей супруги будут разведены:

а. в суде;

б. в ЗАГСе. +

2 вариант:

1.Брачный договор определяет:

а. место жительства супругов;

б. порядок изменения фамилий супругов в браке или в случае его расторжения;

в. имущественные права, обязанности супругов в браке или в случае его расторжения. +

2.Когда возможно заключение брачного договора?

а. до регистрации брака; +

б. после регистрации брака; +

в. после расторжения брака.

3.В каких случаях брак не может быть расторгнут по требованию мужа?

а. во время беременности жены; +

б. при наличии спора о разделе совместно нажитого имущества;

в. в течение года после рождения ребёнка. +

4.Какие из следующих юридических фактов подлежат регистрации в органах записи актов гражданского состояния?

а. рождение; +

б. поступление на работу;

в. заключение брака. +

5.В случае развода может ли один из бывших супругов запретить видеться другому с

ребёнком?

а. да;

б. нет. +

6.Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18-ти лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими?

а. да; +

б. нет.

7. Может ли несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно, без согласия родителей или иных законных представителей, распоряжаться своим заработком?

а. да;

б. нет.

8.Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается:

а. опека;

б. наблюдение;

в. попечительство. +

9.С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?

а. с момента рождения ребёнка; +

б. с момента регистрации ребёнка;

в.с момента вступления в брак.

10.Какое имущество не подлежит разделу в случае расторжения брака?

а. вещи индивидуального пользования; +

б. предметы роскоши;

в. вещи, подаренные каждому супругу в отдельности. +

б. работа с понятиями (обучающиеся формулируют значение терминов):

семейное право, семья, брак, брачный договор, алименты, усыновление (удочерение), опека, попечительство.

Рефлексия. Необходимо ответить на вопросы:

Я узнал на уроке…, Меня удивило, что…, Мне кажется…

Домашнее задание: § 23.

Написать сочинение – эссе на одну из предложенных тем:

– Брак и «неофициальные отношения»: достоинства и недостатки;

– Развод родителей и судьба детей;

– Что для ребёнка лучше – плохая семья или детский дом?

– Я хотел бы жить в семье, потому что…

Источник: https://infourok.ru/urok-po-obschestvoznaniyu-na-temu-semeynoe-pravo-2636724.html

Практическая работа по теме «Семейное и гражданское право»

Практическая работа по теме семейное право как отрасль права

Наша кнопка

Скачать материал

Тема урока: Практическая работа по теме «Семейное и гражданское право»

Цель: развитие навыки глубокого осмысления материала и критического отношения к нему

Задачи:

развитие коммуникативных навыков и самостоятельной работы с правовыми документами, воспитание правовой культуры.

Оборудование:

Проекты учащихся

Тексты правовых задач

Презентация учителя

Отрывок из мультфильма «Мешок яблок»

Знание — сокровищница, но ключ к ней — практика.

(Фуллер Томас, 1608-1661, английский богослов, историк, биограф, литератор)

Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл. Цицерон

Бернард Шоу как-то написал : «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этим и яблоками , то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея , и мы обмениваемся этими идеями , то у каждого будет по две идеи» . Идеи сегодняшней встречи мы реализовали с группой ребят из вашего класса.

Тему определим, просмотрев отрывок из мультфильма «Мешок яблок». (1мин. 30 с.)

Заяц – хороший отец. В каком кодексе говорится о обязанности родителей заботиться о детях?

Имущество — совокупность вещей, которые находятся в собственности какого-либо физического лица, юридического лица

Яблоня – имущество. А какая отрасль права регулирует имущественные отношения?

Определение темы урока. Сегодня в ходе практической работы мы закрепим наши навыки работы с СК РФ и ГК РФ.

В реальной жизни мы постоянно сталкиваемся с различными важными юридическими документами, за объяснением значения которых зачастую приходится обращаться к юристам или знакомым с юридическим образованием . Сегодня есть возможность найти самостоятельно ответ, умея работать с кодексами.

Мы работаем в 4 группах.

При подготовке к уроку группам ребят было дано задание создать проекты по нашей теме. Необходимо было собрать изученную информацию, написать сценарий, графически изобразить основные моменты семейных и гражданских правоотношений и представить работы технологию скрайбинг.

Каждая группа внимательно слушает и смотрит информацию и используя кодексы, решает задачи. Присутствующие гости в конце урока назовут лучшую группу, которая юридически грамотно и полно давала ответы на вопросы.

  1. Итак, смотрим и освежаем в памяти основные положения семейных правоотношений. (4 мин. 33 с.)

  2. Решение задач по семейному праву. А сейчас начинает свою работу «Юридическая консультация». Представьте, что вы являетесь юридическими консультантами, и к вам обратился «клиент» с проблемой по семейному праву.

Задача 1. Николаев состоял в юридическом браке, но семейные отношения с женой длительное время не поддерживал и о месте ее жительства не был осведомлен, попытки разыскать супругу для официального расторжения их браке не увенчались успехом.

Спустя несколько лет, Николаев вступил в фактические брачные отношения с другой женщиной. Воспользовавшись потерей паспорта, Николаев получил новый документ без штампа о регистрации прежнего брака и оформил свои отношения со второй супругой юридически.

С порой на СК РФ найдите нарушения в данной ситуации. (см. Гл. 3, ст. 14)

Задача 2. Николай, когда ему исполнилось шестнадцати лет, вступил в брак со Светланой. На момент вступления в брак Николай находился на попечительстве Валентины Матвеевны. Остается ли Николай на попечительстве Валентины Матвеевны после вступления в брак? Ответ обоснуйте. (См. Гл. 3, ст. 13 )

Задача 3. В ходе бракоразводного процесса гражданин Воронов ходатайствовал о выделении ему части сервиза, полученного его супругой в подарок к своему тридцатилетию, ссылаясь на то, что по закону имущество, нажитое в период совместного проживания супругов в браке, принадлежит им в равных долях. Прав ли гражданин Воронов? Поясните свое мнение. (см. Глава 7, ст. 36)

Задача 4. 40-летний Сергей решил вступить в брак с 18-летней Еленой, заручившись ее добровольным согласием. Алексей, брат Сергея пытался образумить своего брата, указывая на большую разницу в возрасте между будущими супругами. Может ли аргумент Алексея стать препятствием для регистрации этого брака в органах загса? Поясните свое мнение. (См. Гл. 3, ст. 12)

Задача 5.Супруги Степановы находились в зарегистрированном браке и у каждого из них были дети от прежнего брака: у мужа – дочь, а у жены – сын. Супруги прошли процедуру усыновления и удочерения детей.

Дети росли и воспитывались в одной семье, а став взрослыми, они решили пожениться. Работники ЗАГСа им отказали. Молодые люди обратились в суд с жалобой на работников ЗАГСа. Какое решение примет суд? (см. раздел № 3, глава 3.

Ст. 14 СК РФ)

Задача 6. В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса Ольга, его супруга, поставила вопрос о разделе всего имущества, в том числе и фирмы, принадлежащей Сергею. Сергей возражал, ссылаясь на то, что Ольга во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. Правомерны ли требования Ольги? Почему?(См. Глава 7, ст. 34

Задача 7.В суд с иском о лишении родительских прав гражданки Семеновой обратились супруги Вороновы. В заявлении они указали, что Семенова не исполняет свои родительские права, злоупотребляет спиртными напитками. В квартире Семеновой часто собираются компании, поэтому ее несовершеннолетний сын Никита вынужден всю ночь сидеть на лестнице в подъезде, голодный.

Никита не имеет зимней одежды, не ходит в школу, часто занимается попрошайничеством на улице. Вороновы так же указали, что изложенные в заявлении факты им достоверно известны, поскольку они проживают в одном подъезде с Семеновой, являются ее соседями. Сможет ли суд лишить Семенову родительских прав или Вороновы что-то сделали не правильно? Ответ обоснуйте. (см. ст.

70 СК РФ)

Задача 8. Моряков и Петухова решили заключить брак, но впоследствии выяснилось, что Моряков не сможет присутствовать на церемонии бракосочетания, поскольку он студент морского училища и в это время он будет находиться в открытом плавании.

Чтобы не переносить уже согласованную с работниками ЗАГСа дату, Моряков написал доверенность на имя своего близкого друга Курочкина, в которой уполномочивал его на заключение брака с Петуховой от имени Морякова.

Как Вы думаете, будет ли зарегистрирован брак? Обоснуйте ответ. (см. гл. 3, ст. 11)

Задача 9. Муж говорит своей жене: « Я решил, что мы в следующем месяце переедем в город Днепропетровск. Как бы ты к этому ни относилась, все равно тебе придется ехать со мной, потому что жена обязана следовать за мужем туда, куда он хочет».Правомерны ли требования мужа? Почему? (см. глава 6, ст. 31)

Задача 10. Олег до вступления в брак купил дом в деревне . После вступления в брак он построил рядом сарай. Что является личным имуществом Олега, а что – совместным имуществом супругов? (см. глава 7 ст. 36)

Задача 11. В орган загса обратились с заявлением о расторжении брака супруги Ивановы, имеющие совершеннолетних детей. Совместно нажитое имущество ими было разделено по взаимному согласию.

Однако в органе загса супругам в регистрации развода было отказано, так как, по мнению работников загса, они не предоставили достаточно веских доказательств невозможности сохранения семьи.

Вправе ли был орган загса отказать супругам Ивановым в регистрации развода? Ответ поясните. (см. глава 4 ст. 19)

Коллективное решение. Предлагаю познакомиться со ст. 32 СК РФ

Задача 12. Александра Луговцева и Дмитрий Смоленский решили заключить брак.

В совместном заявлении о заключении брака кроме всего прочего они указали что, при вступлении в брак хотели бы взять общую фамилию Луговцевы-Смоленские.

Решение о соединении фамилий Александра Луговцева обосновывала стремлением передать будущим детям более индивидуализирующую фамилию, что по её мнению должно способствовать развитию личности детей.

В субъекте Российской Федерации, в органах ЗАГСа которого решили зарегистрировать свой брак Дмитрий и Александра, не принимался закон, запрещающий соединение фамилий при вступлении в брак.

Возможно ли присвоение Александре Луговцевой выбранной ими фамилии? Изменится ли решение задачи, если Дмитрий захочет оставить себе добрачную фамилию? См. гл. 6 ст. 32)

В последнее время современные невесты хотят не просто быть под фамилией будущего мужа по старинке, но и сохранить свою девичью, присоединив её к фамилии мужа. Поэтому не редко встречаются случаи двойной фамилии.

Хотя, в принципе всё не так просто, как может, показалось вам на первый взгляд в этой ситуации. В этом деле есть свои нюансы. Российское законодательство конкретно гласит, что при регистрации брака один из супругов может взять фамилию второго супруга. У супружеской пары, таким образом, будет одна фамилия на двоих.

А также каждый из двоих супругов может по желанию оставить себе свою собственную фамилию. Это добровольный выбор вступающих в брак людей. Федеральный закон все-таки уточняет, что общей фамилией может стать фамилия кого-то одного из супругов. Общую фамилию можно создать и присоединением к фамилии мужа девичьей фамилии жены.

Такая фамилия должна быть сложена не более чем из двух фамилий и пишется она через дефис.

Источник: https://doc4web.ru/obschestvoznaniya/prakticheskaya-rabota-po-teme-semeynoe-i-grazhdanskoe-pravo.html

Юр-Оплот
Добавить комментарий