При увеличении размера исковых требований государственная пошлина

Порядок уплаты госпошлины

При увеличении размера исковых требований государственная пошлина

Порядок уплаты госпошлины (ст. 333.18 Налогового кодекса РФ)

Государственная пошлина уплачивается в следующие сроки:

1) истцом, взыскателем при обращении к мировым судьям – до подачи искового заявления, заявления о выдаче судебного приказа;

2) ответчиком в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения мирового судьи в случае, если решение принято не в пользу ответчика и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия (нахождения мирового судьи) в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Мировые судьи не имеют доступ к информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. В связи с этим факт уплаты государственной пошлины не может подтверждаться с использованием информации в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Порядок доплаты, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины (ст. 333.20, 333.41 Налогового кодекса РФ)

При затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения мирового судьи.

При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения мирового судьи.

При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса РФ.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, не превышающего один год.

На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Порядок возврата или зачета государственной пошлины (ст. 333.40 НК РФ)

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено Налоговым кодексом РФ;

2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии мировым судьей. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

3) прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения мировым судьей.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при утверждении мировым судьей мирового соглашения.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Источник: http://minjust.rkomi.ru/page/15077/

Статья 251. Сроки и порядок уплаты государственной пошлины

При увеличении размера исковых требований государственная пошлина

1. Государственная пошлина уплачивается:

1.1. при обращении в суды, органы прокуратуры – до подачи искового заявления, заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной) или ходатайства;

1.2. при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариального действия;

1.3. при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов), если иное не установлено настоящим пунктом;

1.4. исключен;

1.5. исключен;

1.6. за регистрацию перемены фамилии, собственного имени, отчества, за выдачу свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записей актов гражданского состояния, а также за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния – при выдаче этих свидетельств;

1.7. исключен;

1.8. за выдачу генеральных лицензий на ввоз (импорт) продукции военного назначения, товаров (работ, услуг), контролируемых в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, и вывоз (экспорт) специфических товаров (работ, услуг) – при регистрации в Государственном военно-промышленном комитете Республики Беларусь каждого контракта (договора) и (или) дополнительного соглашения к нему под генеральную лицензию;

1.9. исключен;

1.10. за внесение изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в специальном разрешении (лицензии) на осуществление банковской деятельности, за выдачу разрешений на открытие, продление срока деятельности представительства иностранного банка – после принятия Национальным банком Республики Беларусь соответственно решения о внесении изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию) на осуществление банковской деятельности (до выдачи указанного специального разрешения (лицензии), оформленного на новом бланке), решения о выдаче разрешения на открытие, продление срока деятельности представительства иностранного банка;

1.101. исключен;

1.11.

за государственную регистрацию (подтверждение государственной регистрации) лекарственного средства, биомедицинского клеточного продукта, за государственную регистрацию фармацевтической субстанции, за государственную регистрацию (перерегистрацию) медицинского изделия, ветеринарного препарата – после принятия решения о государственной регистрации (перерегистрации), подтверждении государственной регистрации этих товаров до выдачи регистрационного удостоверения;

1.12. исключен;

1.13. исключен;

1.15. исключен;

1.151. исключен;

1.152. за предоставление права на охоту – до начала охоты; 1.153 . за выдачу пропуска на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной зоне иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, выдачу пропуска на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной полосе – после принятия органами пограничной службы Республики Беларусь решения о выдаче пропуска; 1.16. при обращении за совершением иных юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав, за исключением указанных в подпунктах 1.1–1.3, 1.8, 1.10, 1.14, 1.152 и 1.17 настоящего пункта, – до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий. 1.17. при обращении за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав, которые в соответствии с законодательством являются административными процедурами, за исключением указанных в подпунктах 1.6 и 1.15-3 настоящего пункта, – до обращения за осуществлением соответствующей административной процедуры. 2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком (иным обязанным лицом) по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день обращения за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, в специально уполномоченные на то государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам, а в случае, предусмотренном частью первой пункта 5 настоящей статьи, – на день фактической уплаты государственной пошлины.

Для целей применения настоящей главы днем обращения за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, признаются день поступления искового заявления, заявления, жалобы, ходатайства или иных документов на совершение таких действий в специально уполномоченные государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам либо день отправления их через отделение почтовой связи.

В случае изменения ставки государственной пошлины и (или) размера базовой величины во время рассмотрения искового заявления, заявления, жалобы, ходатайства доплата государственной пошлины не производится. При увеличении размера исковых требований производится доплата государственной пошлины в соответствии с увеличением цены иска по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день подачи искового заявления, а в случае, предусмотренном частью первой пункта 5 настоящей статьи, – на день фактической уплаты государственной пошлины. Если государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, уплачена меньше установленного размера, производится доплата по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день обращения, а в случае, предусмотренном частью первой пункта 5 настоящей статьи, – на день фактической уплаты государственной пошлины. В случае, если среди плательщиков, одновременно обратившихся за совершением одного юридически значимого действия, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, один плательщик (несколько плательщиков) полностью освобожден (освобождены) от государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается плательщиком, не имеющим права на льготу по государственной пошлине, в полном размере. Если плательщиков, не имеющих права на льготу по государственной пошлине, несколько, государственная пошлина уплачивается ими в полном размере в соответствии с частью первой настоящего пункта. В случае, если среди плательщиков, одновременно обратившихся за совершением одного юридически значимого действия, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, один плательщик (несколько плательщиков) частично освобожден (освобождены) от уплаты государственной пошлины, льгота по государственной пошлине предоставляется ему (им) в части той доли, которая причиталась бы ему (им) к уплате при отсутствии права на льготу по государственной пошлине. До полного размера государственной пошлины, установленного за совершение этого юридически значимого действия, государственная пошлина уплачивается плательщиком, не имеющим права на льготу по государственной пошлине. Если плательщиков, не имеющих права на льготу по государственной пошлине, несколько, государственная пошлина уплачивается ими до полного размера, установленного за совершение этого юридически значимого действия, в соответствии с частью первой настоящего пункта.

4. Факт уплаты государственной пошлины путем внесения наличных денежных средств подтверждается квитанцией банка, организации связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа. При необходимости по просьбе плательщика квитанция возвращается плательщику.

В органе, взимающем государственную пошлину, остается копия квитанции, соответствие которой оригиналу заверяется подписью должностного лица органа, взимающего государственную пошлину, с указанием его должности, фамилии и инициалов.

На квитанции делается отметка о дате ее представления в орган, взимающий государственную пошлину, которая заверяется также подписью должностного лица органа, взимающего государственную пошлину, с указанием его должности, фамилии и инициалов.

Факт уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию коммерческих и некоммерческих организаций (за исключением указанных в подпунктах 1.10 и 1.11 пункта 1 статьи 249 настоящего Кодекса), индивидуальных предпринимателей, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации подтверждается платежным документом либо его копией. При представлении копии указанного документа должностное лицо органа, взимающего государственную пошлину, удостоверяет ее в порядке, установленном частью второй настоящего пункта. Факт уплаты государственной пошлины при проведении налоговым органом зачета налога, сбора (пошлины) в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, указанных в статье 249 настоящего Кодекса, подтверждается оригиналом письма налогового органа о проведенном зачете, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверенного гербовой печатью налогового органа.

Факт уплаты государственной пошлины посредством системы ЕРИП подтверждается наличием в системе ЕРИП информации, подтверждающей зачисление государственной пошлины.

Платежные инструкции либо их копии, подтверждающие уплату государственной пошлины, хранятся в специально уполномоченных государственных органах, иных уполномоченных организациях, у должностных лиц, взимающих государственную пошлину, и при наличии заявлений, жалоб или других документов, по которым уплачена государственная пошлина, приобщаются к ним.

Платежные инструкции либо их копии, подтверждающие уплату государственной пошлины за действия, совершаемые подразделениями по гражданству и миграции органов внутренних дел по выдаче (обмену) паспорта гражданина Республики Беларусь и вида на жительство в Республике Беларусь, хранятся в подразделениях по гражданству и миграции органа внутренних дел отдельно от документов, за которые взимается государственная пошлина, в порядке, установленном законодательством.

В случае, если плательщик освобождается от уплаты государственной пошлины, об этом делается отметка на соответствующих документах с указанием, на основании какого законодательного акта и (или) иного правового акта (их конкретного структурного элемента) плательщик освобождается от государственной пошлины.

Подтверждением фактического зачисления в республиканский бюджет государственной пошлины, уплаченной плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, является справка инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Минску, которая направляется в специально уполномоченный государственный орган, иную уполномоченную организацию, должностному лицу, взимающим государственную пошлину, в течение пяти рабочих дней после зачисления государственной пошлины в бюджет.

6. В случаях, установленных законодательством, взыскание государственной пошлины производится на основании судебных постановлений.

7. Государственная пошлина за выдачу разрешения на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств уплачивается в белорусских рублях путем перечисления денежных средств в безналичном порядке либо наличными денежными средствами через кассу банка.

Источник: http://www.nalog.gov.by/ru/article251/

Арбитражный суд Костромской области

При увеличении размера исковых требований государственная пошлина

В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет. Государственная пошлина уплачивается в наличной либо в безналичной форме.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 5 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Согласно пункту 3 статьи 333.18 НК РФ факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении.

Доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле “Списано со счета плательщика” – дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате – дата последнего платежа), в поле “Отметки банка” – штамп банка и подпись ответственного исполнителя

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Льготы при уплате госпошлины

На основании ст. 333.37. НК РФ от уплаты госпошлины освобождаются:

  • прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражный суд в защиту государственных и (или) общественных интересов только в случаях, прямо предусмотренных законом, (например в случае предусмотренном подпунктом 1 п.1 ст. 333.35. НК РФ). Если же указанные лица выступают ответчиками в суде и решение принято не в их пользу, то они признаются плательщиками госпошлины;
  • истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка;
  • организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
  • истцы – инвалиды I и II групп, когда они подают исковые заявления имущественного характера и (или) исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, если при этом цена иска не превышает 1000000 рублей. Если цена иска превышает 1000000 рублей, указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.333.21. НК РФ, и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей при уплате при цене иска 1000000 рублей;

В соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. По этим делам не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.

Некоторые особенности уплаты госпошлины
при обращении в арбитражный суд

При подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются госпошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и госпошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований. Цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска – арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты.

При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма госпошлины доплачивается, в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной госпошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК РФ.

В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.

В случае, если истец освобожден от уплаты госпошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

При подаче заявлений о возврате из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.

При подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина подлежит уплате по каждому заявлению об обеспечении иска, в том числе по делам о банкротстве, независимо от того, какое количество мер по обеспечению иска указал заявитель в одном заявлении.

Не предусмотрена уплата государственной пошлины при заявлении ходатайств о встречном обеспечении и отмене обеспечения иска (статьи 94, 97 АПК РФ), по заявлениям о замене одной обеспечительной меры другой и заявлениям об обеспечении исполнения судебных актов (статьи 95, 100 АПК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 333.40 Кодекса плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Исходя из имущественного положения плательщика государственной пошлины, арбитражный суд вправе уменьшить размер госпошлины, подлежащей уплате по рассматриваемому делу, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст.333.

41 НК РФ, в силу которой отсрочка или рассрочка предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до 1 года, по истечению которого суд выносит определение о взыскании с лица госпошлины, выдает исполнительный лист и направляет его для исполнения в налоговый орган.

В соответствии со ст. 333.40 НК РФ в случае прекращения производства по делу или оставления заявления арбитражным судом без рассмотрения уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска госпошлина не возвращается, если установлено, что истец отказался от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком его требований после вынесения арбитражным судом определения о принятии искового заявления к производству (абзац третий подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).

Источник: http://kostroma.arbitr.ru/process/duty/order_payment

Актуальные проблемы доплаты государственной пошлины в случае увеличения истцом размера исковых требований (Троицкий А.А.)

При увеличении размера исковых требований государственная пошлина

Дата размещения статьи: 28.06.2015

Современные рыночные отношения России создают условия, при которых существование и развитие гражданского оборота во многом зависит от добросовестности физических и юридических лиц при исполнении обязательств.

Поэтому особую актуальность приобретает вопрос адекватной судебной защиты нарушенного права конкретного лица.

Не секрет, что, обращаясь в суд, заинтересованное лицо обязано уплатить государственную пошлину, размер которой зависит от взыскиваемой суммы (цены иска), а при необходимости нести иные процессуальные издержки, размер которых может быть значительным.

Поэтому уменьшение судебных расходов имеет прикладное значение для имущественной сферы лица при реализации им права на судебную защиту, как механизма обеспечения исполнения обязательств в любых правоотношениях.

Анализ судебной практики показывает, что основные проблемы распределения судебных расходов касаются доплаты государственной пошлины в случае увеличения истцом размера исковых требований.

Так, по исследуемому вопросу в правоприменительной практике судов Российской Федерации выработаны три подхода: 1) в случае непредставления доказательств доплаты государственной пошлины, уточненное исковое заявление подлежит оставлению без движения либо без удовлетворения по мотивам злоупотребления правом; 2) при удовлетворении иска обязанности по доплате недостающей государственной пошлины решением суда возлагаются на истца; 3) при удовлетворении иска обязанности по доплате недостающей государственной пошлины решением суда возлагаются на ответчика.Первый подход в судах общей юрисдикции объясняется тем, что согласно ч. 2 ст. 92 ГПК РФ при увеличении размера исковых требований рассмотрение дела продолжается после предоставления истцом доказательств уплаты государственной пошлины или разрешения судом вопроса об отсрочке (рассрочке) уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера в соответствии со ст. 90 ГПК РФ.Некоторые суды отмечают, что при подаче искового заявления истцом оплачивается госпошлина, поэтому в случае увеличения исковых требований государственная пошлина оплачивалась бы не в полном объеме. Учитывая, что спор является имущественным, ходатайство об отсрочке, рассрочке уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера истцом не заявлено. Поэтому уточненное исковое заявление не соответствует требованиям ст. 131 – 132 ГПК РФ, в связи с чем суд оставляет уточненное исковое заявление без движения (Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 2 июля 2013 г. по делу N 33-3714/13 , а также Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 22 мая 2012 г. по делу N 33-3322/2012 ).——————————– Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 2 июля 2013 г. по делу N 33-3714/13 // СПС “КонсультантПлюс”.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 22 мая 2012 г. по делу N 33-3322/2012 // СПС “КонсультантПлюс”.

Указанный подход видится сомнительным, на наш взгляд, суду следовало руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 N 11 “О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству” , в подп. 3 п.

2 которого указано, что согласно положениям главы 12 ГПК РФ применение статей 134 (отказ от принятия заявления), 135 (возвращение заявления), 136 ГПК РФ (оставление заявления без движения) возможно только на стадии возбуждения гражданского дела.

После завершения этой стадии применение положений, закрепленных в перечисленных статьях, в стадии подготовки дела не предусмотрено. Аналогичный вывод содержится в Апелляционном определении Ленинградского областного суда от 20 ноября 2013 г. по делу N 33-5500/2013 .——————————– См.: Российская газета.

2008. 2 июля. N 140.

Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 20 ноября 2013 г. по делу N 33-5500/2013 // СПС “КонсультантПлюс”.

При таких обстоятельствах, поскольку первоначальное исковое заявление было принято к производству с оплаченной истцом госпошлиной, заявление об увеличении размера исковых требований подано на стадии судебного разбирательства, поэтому вопрос о взыскании государственной пошлины должен быть решен при распределении судебных издержек в судебном решении.В отличие от судов общей юрисдикции некоторые арбитражные суды придерживаются позиции о том, что ходатайство об увеличении размера исковых требований и непредставление доказательств оплаты государственной пошлины на основании ст. 41, ч. 5 ст. 159 АПК РФ является злоупотреблением процессуальным правом. Следовательно суд вправе отказать в удовлетворении такого ходатайства, если сторона действовала с целью ее освобождения от доплаты госпошлины в соответствующий бюджет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 марта 2012 г. по делу N А17-2995/2011 , Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2014 г. по делу N А40-30760/2014 ).——————————– Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 марта 2012 г. по делу N А17-2995/2011 // СПС “КонсультантПлюс”.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2014 г. по делу N А40-30760/2014 // СПС “КонсультантПлюс”.

Однако имеется и иная правоприменительная практика, которая, на наш взгляд, более соответствует закону. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 20 июня 2014 г. по делу N А40-117505/13 , отменяя судебные акты, кассационная коллегия указала, что положения ч. 5 ст.

159 АПК РФ направлены на пресечение злоупотребления процессуальными правами лицом, участвующим в деле, выражающегося в том числе в нераскрытии доводов и доказательств перед другой стороной и направленного на затягивание процесса.

Поэтому названная норма не может распространяться на безусловное процессуальное право истца, на увеличение размера исковых требований. Отклоняя ходатайство истца об увеличении иска, суды тем самым нарушили принцип диспозитивности и не рассмотрели по существу исковые требования, что законом недопустимо.

——————————–

Постановление ФАС Московского округа от 20 июня 2014 г. по делу N А40-117505/13 // СПС “КонсультантПлюс”.

Позиция других судов сводится к тому, что при увеличении размера исковых требований суд должен в судебном решении возложить обязанности по доплате недостающей государственной пошлины на истца.Например, в Апелляционном определении Оренбургского областного суда от 3 апреля 2013 г.

по делу N 33-2438/2013 коллегия судей отметила, что доводы частной жалобы о том, что государственная пошлина, не оплаченная истцом при увеличении размера исковых требований, должна быть взыскана с ответчика в доход государства пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, основаны на неверном толковании норм процессуального права, т.к. ст. 98 ГПК РФ предусматривает возмещение судебных расходов истцу, в пользу которого состоялось решение суда, в случае если эти расходы были им понесены.——————————–

Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 3 апреля 2013 г. по делу N 33-2438/2013 // СПС “КонсультантПлюс”.

Источник: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/9993

Доплата государственной пошлины: обязанность или право?

При увеличении размера исковых требований государственная пошлина

В данной статье речь пойдет о таком процессуальном механизме как доплата государственной пошлины на стадиях возбужденного искового производства. Лицам, участвующим в деле, часто приходится сталкиваться с подобного рода явлениями в рамках гражданского процесса. Для начала вспомним об основных моментах, касающихся уплаты государственной пошлины.

В Налоговом Кодексе Российской Федерации в ч. 1 ст. 333.

16 дается определение понятия государственной пошлины: государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. В ч. 2 ст.

333.

17 данного закона определен круг лиц, относящихся к налогоплательщикам, а именно: организации и физические лица, причём статус плательщика они приобретают в двух случаях: 1) обращение за совершением юридически значимых действий; 2) выступление в суде, принявшем решение не в вашу пользу, в качестве ответчика, при условии, что истец от уплаты государственной пошлины освобождён. Перечень обстоятельств признания налогоплательщиком в данном случае установлен законодателем как исчерпывающий и требует наличия хотя бы одного из этих  условий. Уплата государственной пошлины при обращении в суд должна быть осуществлена до соответствующего обращения (например, после составления искового заявления, ходатайства, запроса, жалобы и т.д.) Если статус плательщика был приобретен в качестве ответчика при освобождении от уплаты истца, то государственная пошлина должна быть оплачена в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу. При обращении за совершением юридически значимого действия сразу нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы по оплате, государственная пошлина выплачивается ими в равных долях. Стоит обратить внимание на то обстоятельство, что размер государственной пошлины уменьшается на сумму, подлежащую выплате лицами, освобождёнными от её уплаты. Оплата государственной пошлины осуществляется по месту совершения юридически значимого действия либо в наличной, либо в безналичной форме.

Если вы не относитесь к тем категориям граждан, которым предоставляются льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины, то в случае обращения в суд вы должны предоставить доказательства её уплаты.

Также заинтересованному лицу по его ходатайству может предоставляться рассрочка или отсрочка уплаты государственной пошлины не более чем на один год по общему правилу (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Но если учитывать сложившуюся практику и установленные законом сроки рассмотрения дел в судах, то обычно заинтересованные лица просят предоставить рассрочку или отсрочку платежа до вынесения судом окончательного решения.

Основное требование относительно доплаты государственной пошлины содержится в ч. 2 ст.

92 ГПК РФ и сформулировано оно следующим образом: «При увеличении размера исковых требований рассмотрение дела продолжается после предоставления истцом доказательств уплаты государственной пошлины или разрешения судом вопроса об отсрочке, о рассрочке уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера в соответствии со статьей 90 настоящего Кодекса». Статья 90 ГПК РФ отсылает нас к законодательству о налогах и сборах, а именно к ст. 333.

41 НК РФ, которая гласит: 1) Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса. 2) На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Ч. 1 ст. 92 ГПК РФ определяет, что основания и порядок доплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, чему посвящена целая глава 25.3 НК РФ под названием «Государственная пошлина». Нельзя не учитывать положение ч. 9 ст. 333.

20 НК РФ: «При затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.

18 настоящего Кодекса», положение ч. 10 ст. 333.

20 НК РФ: «При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.

18 настоящего Кодекса». Причем подп. 2 п. 1 ст. 333.

18 НК РФ устанавливает десятидневный срок для уплаты госпошлины со дня вступления решения суда в законную силу.

Не влезая в дебри налогового законодательства, остановимся на том, как решается вопрос доплаты государственной пошлины в судебной практике.

В обобщениях и обзорах судебной практики судов Ставропольского края, Челябинского областного суда за 2013 год, судами Калининградской области за 2009 год и многих других судов явно усматривается, что при подаче иска без уплаты госпошлины, иск однозначно оставляют без движения с правом ее доплаты в разумный срок. Но какие возникают правовые последствия, если на стадии уже возбужденного производства обнаружится факт ее неуплаты или недоплаты, или необходимости доплаты при увеличении размера исковых требований?

В обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2003 года (по гражданским делам) (утв. постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 3 и 24 декабря 2003 г.

) прослеживается следующая позиция: «Если на стадии кассационного рассмотрения будет установлено, что сторона не оплатила, не доплатила государственную пошлину, снять дело с рассмотрения нельзя, поскольку ГПК РФ не предоставляет суду кассационной инстанции такого права.

Суд кассационной инстанции должен поступить аналогично суду первой инстанции, оказавшемуся в сходной ситуации, когда исковое заявление, не оплаченное государственной пошлиной в установленном размере, было ошибочно принято судьей к производству, а не оставлено без движения в соответствии со ст. 136 ГПК РФ: рассмотреть дело и решить вопрос о довзыскании или взыскании государственной пошлины в кассационном определении с учетом правил ст. 98 ГПК РФ».

Итак, исходя из положений законодательства РФ о налогах и сборах, устойчиво сложившейся судебной практики, можно сделать вывод, что доплата госпошлины это обязанность заинтересованного лица, чьи права и законные интересы защищаются в судебном процессе, но одновременно с этим законодательство предусматривает возможность ее доплаты после вынесения решения суда и обязывает судей рассматривать дела до конца.

Так как же уйти от доплаты госпошлины на стадии возбужденного искового производства?

Вот совет лицам, оказавшимся в подобной ситуации:

Заявить ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины в связи с тяжелым материальным положением, исключающим возможность уплаты госпошлины (предъявление деклараций, справок о доходах, справки о состоянии семьи);В ходатайстве сделать отсылку к подп. 2 п. 1 ст. 333.

18, согласно которому госпошлина может быть уплачена в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу; в мотивировке ходатайства указать на то, что Налоговое законодательство является специальным по отношению к ГПК РФ и вопрос уплаты госпошлины регулируется именно его нормами;В случае удовлетворения исковых требований ходатайствовать о возложении судебных расходов на проигравшую сторону.

Это, конечно, не панацея, но как средство урегулирования правовой ситуации в ракурсе, необходимом заинтересованному лицу, будет существенным подспорьем.

Источник: https://zakon.ru/blog/2016/9/29/doplata_gosudarstvennoj_poshliny_obyazannost_ili_pravo

При увеличении исковых требований госпошлина

При увеличении размера исковых требований государственная пошлина

Подали исковое в Арбитражный суд о взыскании неосновательного обогощения и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Хотим увелить исковые требования так как сумма неустойки продолжает идти, а основной долг не оплачен . Обязательно ли истец должен доплачивать госпошлину или суд взыщет ее потом с ответчика.

Суд не примет ходатайство об увелдичении без доплаты госпошлины? № 91 сказано: «Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.22 Кодекса при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 Кодекса.

Уточнение от 12 сентября 2012 – Прочитать Налоговый кодекс я могу и сам(что я и сдела). С учетом результатов рассмотрения дела государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением размера исковых требований, взыскивается в доход федерального бюджета или с истца, или с ответчика».

Таким образом, срок возникновения обязанности, уплаты госпошлины установлен предельно четко: десять дней со дня вступления в законную силу решения суда.

При этом нормы Налогового кодекса РФ не обязывают истца при подаче ходатайства об увеличении размера исковых требований, предоставлять суду доказательства доплаты государственной пошлины.

И в этом случае не является основанием для отказа в принятии ходатайства об увеличении исковых требований без предварительной доплаты госпошлины. 333.22 НК РФ при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового Кодекса РФ.

При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового Кодекса. ОДни юристы одназначно уплачивают пошлину, другие ссылаются на указанное вами письмо, достигают нужного результата, но этот путь по времени более затратный.

Можно подать ходатайство об увеличении без уплаты гос.

Пошлины и в случае если ходатайство будет отклонено – оспаривайте данный отказ со ссылкой на указанное письмо ВАС.

Исковое заявление о расторжении брака и

Наряду с ответчиком он является основным действующим лицом.

Именно истец инициирует обращение в суд, определяет суть и размер своих требований, выбирает способы защиты своих прав.

Ищет защиты в суде, так как считает, что его право кем-то нарушено или оспорено.

Гражданское процессуальное законодательство различает две формы участия истца в гражданском процессе.

Это лицо, лично обратившееся в суд за защитой права.

Или лицо, в интересах которого дело начато по заявлению прокурора и других лиц, имеющих право на обращение в суд за защитой прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц.

В качестве истца могут выступать граждане и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).

Однако участниками гражданского процесса могут быть лишь те лица, которым законом предоставлена возможность иметь процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле.

Граждане, в зависимости от цели их участия в гражданском судопроизводстве, могут быть истцами только при наличии полной дееспособности.

Юридические лица имеют право быть истцами с момента государственной регистрации.

Прекращение юридического лица ведет к прекращению его процессуальной правоспособности.

Гражданскую процессуальную правоспособность и дееспособность юридических лиц осуществляют их органы, которые могут быть единоличными и коллегиальными.

Все основные процессуальные акты (заявления, жалобы) должны исходить от них.

Истец имеет процессуальные права, общие с остальными участниками гражданского процесса, а также индивидуальные, присущие только ему.

К общим правам истца относятся: Истец вступает в гражданский процесс путем подачи искового заявления.

В делах особого производства и заявлений о выдаче судебного приказа истца нет. Если иск принят судом, возбуждается гражданское дело.

После возбуждения дела по нему проводится подготовка.

В ходе подготовки истец должен передать ответчику копии доказательств, которые подтверждают его исковые требования, и может заявить: По сложным делам суд может назначить предварительное судебное заседание, в котором истец вправе заявить любое ходатайство и выяснить позицию ответчика, задав ему соответствующие вопросы.

По окончании подготовки суд назначает рассмотрение дела в судебном заседании.

В ходе судебного заседания истец всегда выступает первым.

Юридический справочник руководителя

Прекращение юридического лица ведет к прекращению его процессуальной правоспособности.

Гражданскую процессуальную правоспособность и дееспособность юридических лиц осуществляют их органы, которые могут быть единоличными и коллегиальными.

Все основные процессуальные акты (заявления, жалобы) должны исходить от них.

Истец имеет процессуальные права, общие с остальными участниками гражданского процесса, а также индивидуальные, присущие только ему.

К общим правам истца относятся: Истец вступает в гражданский процесс путем подачи искового заявления.

В делах особого производства и заявлений о выдаче судебного приказа истца нет. Если иск принят судом, возбуждается гражданское дело.

После возбуждения дела по нему проводится подготовка.

В ходе подготовки истец должен передать ответчику копии доказательств, которые подтверждают его исковые требования, и может заявить: По сложным делам суд может назначить предварительное судебное заседание, в котором истец вправе заявить любое ходатайство и выяснить позицию ответчика, задав ему соответствующие вопросы.

По окончании подготовки суд назначает рассмотрение дела в судебном заседании.

В ходе судебного заседания истец всегда выступает первым.

Договор об обучении работника за счет

Суд в первую очередь устанавливает личность истца (документ, удостоверяющий личность), дает ему первому возможность заявить отводы и ходатайства.

Истец первым дает пояснение по существу рассматриваемого дела.

В судебных прениях истец также выступает первым, однако после речи ответчика может сделать реплику.

Следует учитывать, что истец, необоснованно предъявивший иск в суд, не несет никакой ответственности, за исключением судебных расходов.

Оплаченная при подаче иска госпошлина проигравшему истцу не возвращается, а ответчик может взыскать с него свои расходы по делу (к примеру, на оплату экспертизы, оплату услуг представителя).

Гражданское судопроизводство считается самым распространённым в России, поскольку у большей части населения, как правило, возникают вопросы бытового характера, связанные с имущественными или личностными отношениями (развод, алименты, моральный или материальный ущерб и т. Эти дела не являются серьёзными, поэтому для их разрешения достаточно одного мирового судьи.

Его главная задача — это вынести постановление, а всем остальным занимаются уже истец и ответчик.

Они собирают друг против друга доказательства, факты, улики, справки, документы, необходимые для рассмотрения, то есть всё, что пригодится и как-то повлияет на общий итог.

Материальная база обычно предоставляется судье непосредственно при обращении, чтобы он успел с ней ознакомиться, однако бывают ситуации, когда различного рода детали раскрываются только в процессе рассмотрения.

В таких случаях возможность их подтвердить всё ещё присутствует, но для этого нужно написать заявление на увеличение исковых требований (ГПК РФ позволяет это сделать), чтобы предоставленные материалы добавили к делу на законных основаниях. Никаких оснований кроме фактической причины обращения для этого не нужно — достаточно просто заполнить бланк заявления, позволяющий внести или убрать часть требований.

Изменение иска ГПК необходимо для того, чтобы добавить какие-либо доказательства, справки или ещё что-то к материалам дела. Но перед составлением заявления желательно ознакомится с основными законами Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: Заявитель имеет право изменять свой иск, но в пределах разумного, в соответствии с действующим законодательством.

Один из супругов имеет полное право донести какой-нибудь документ уже в процессе рассмотрения, кардинально меняющий исход событий, в частности, медицинское заключение, справку о доходах и т. Причём после внесения поправок судья пересматривает дело заново.

Важно понимать, что исправление возможно только при редактировании предмета или основания иска по отдельности, так как одновременное изменение этих деталей судья не воспримет и посчитает за новое дело, ведь они, по сути, и являются основными признаками любого гражданского процесса.

Чтобы ходатайствовать в суд, должен найтись соответствующий повод.

Заявитель имеет право внести в свой иск изменения, но только под предлогом чего-либо.

Для лучшего понимания достаточно разобрать всё на примере.

Пострадавший обратился в суд с целью возмещения морального ущерба.

Основанием для этого стало медицинское заключение, подтвердившее перелом руки из-за драки, в которой он невиновен.

По истечении определённого периода времени, когда судья уже изучил материалы и дожидался заседания, истец начал испытывать боль в груди и повторно обратился к врачу.

Исследование показало, что кроме руки у него ещё две трещины в ребре.

Статья 333.19 НК РФ с Комментарием 2019

Вновь полученное заключение эксперта и послужит основанием для внесения изменений в иск посредством повышения суммы материального ущерба.

Теперь пострадавший вправе требовать сумму на лечение больше, чем требовал раньше, и суд в любом случае его поддержит, а виновный будет доплачивать. Редактирование иска без закрепления за ним каких-либо документов, подтверждающих наличие для этого оснований, не даст результата.

Обязательно должен быть предлог, который указывается ещё при написании заявления на внесение изменений.

Готовый шаблон и заполненный образец можно найти в интернете или в судебном участке по месту рассмотрения.

Ходатайство не должно содержать помарок, ошибок и непонятных слов, а лучше его вообще составлять на компьютере.

Если дело имеет имущественный характер с предварительной оценкой, то госпошлина взимается как процент с той суммы, которую возмещает ответчик.

Следовательно, если истец потребует её увеличить, то и взнос государству тоже увеличится. Отказать заявителю в увеличении или уменьшении суммы могут только в двух случаях — когда требования противозаконны и когда для них нет основания.

Соответственно, если с этим всё будет в порядке, то проблем не возникнет.

Таким образом, российское законодательство позволяет вносить изменения в исковое заявление, если истец или его представитель обнаружил, что требования сильно занижены либо появились новые обстоятельства, позволяющие увеличить сумму требований.

Однако все изменения должны подтверждаться доказательствами, которые необходимо в виде приложений прикрепить к изменённому иску.

Вновь полученное заключение эксперта и послужит основанием для внесения изменений в иск посредством повышения суммы материального ущерба.

Теперь пострадавший вправе требовать сумму на лечение больше, чем требовал раньше, и суд в любом случае его поддержит, а виновный будет доплачивать. Редактирование иска без закрепления за ним каких-либо документов, подтверждающих наличие для этого оснований, не даст результата.

Обязательно должен быть предлог, который указывается ещё при написании заявления на внесение изменений.

Готовый шаблон и заполненный образец можно найти в интернете или в судебном участке по месту рассмотрения.

Ходатайство не должно содержать помарок, ошибок и непонятных слов, а лучше его вообще составлять на компьютере.

Если дело имеет имущественный характер с предварительной оценкой, то госпошлина взимается как процент с той суммы, которую возмещает ответчик.

Следовательно, если истец потребует её увеличить, то и взнос государству тоже увеличится. Отказать заявителю в увеличении или уменьшении суммы могут только в двух случаях — когда требования противозаконны и когда для них нет основания.

Соответственно, если с этим всё будет в порядке, то проблем не возникнет.

Таким образом, российское законодательство позволяет вносить изменения в исковое заявление, если истец или его представитель обнаружил, что требования сильно занижены либо появились новые обстоятельства, позволяющие увеличить сумму требований.

Однако все изменения должны подтверждаться доказательствами, которые необходимо в виде приложений прикрепить к изменённому иску.

Источник: http://oxbridge.spb.ru/acts/pri-uvelichenii-iskovyh-trebovaniy-gosposhlina

Юр-Оплот
Добавить комментарий