Семейное право древней руси устанавливало брачный возраст

Брачно семейное право на руси

Семейное право древней руси устанавливало брачный возраст

Развитие брачно-семейных отношений в Древней Руси………….. Одновременно семья выступает малой группой — самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Семья — это сложное социокультурное явление.

Специфика и уникальность ее состоит в том, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного.

Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Ваш IP-адрес заблокирован.
  • Семейное право
  • 6. Семейное и брачное право в ведении церкви
  • Семейное и наследственное право в Древней Руси
  • Брачное право в условиях язычества и после принятия христианства
  • Семейное право по Русской Правде
  • Исследовательская работа на тему: “Семейные отношения в Древней Руси”
  • Древнерусское семейное право
  • Семейное право в Киевской Руси

Шпаргалки А.

Ваш IP-адрес заблокирован

Шпаргалки А. Семенова, предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес. Семейное право в Древнерусском государстве На начальном этапе в период родоплеменных отношений все вопросы семьи и брака регулировались обычаями и запретами, поэтому весьма смутные сведения об устройстве семьи в Древней Руси мы получаем из летописных источников.

Известно только, что практиковалось многоженство достаточно рассмотреть семейные связи первых отечественных князей , существовал обычай кражи невесты и выплаты за нее выкупа. С появлением начал государственности правовые отношения жителей Руси стало регулировать княжеское право, кодифицированное впоследствии в Правде Ярослава и Правде Ярославичей.

Некоторые типы отношений княжеское право не регулировало, эти отношения регулировались церковными властями, но князь принимал участие в разработке церковных законов, относящихся к мирскому населению.

Брачно-семейное право с принятием христианства стало вводить новые для народа понятия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. На Руси утвердилось византийское каноническое церковное право.

В обиход вошел Номиканон — византийский сборник новелл семейного права, положения которого легли в основу Церковного устава Ярослава. По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством.

Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким 14—15 лет для мужчины и 12—13 лет для женщины. Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака.

Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе.

Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.

Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

Семейное право

Наследование Введение к работе Актуальность темы исследования. На протяжении всей истории государства и права основы нравственности, духовности и государственности закладывались в семье, то есть семейно-брачные отношения являются основой общественного развития.

Следовательно, социально-правовая актуальность проблем брачно-семейных правоотношений обусловлена ролью института семьи в жизни общества, их ретроспективный анализ позволит не только избежать возможных ошибок, имевших место в историческом прошлом, но и наметить пути и способы эффективного правового регулирования этих отношений.

В настоящее время российская семья вступила в сложный период развития – число разводов приближается к числу браков.

6. Семейное и брачное право в ведении церкви

РП и другие источники древ-кого права различают две основные части гражданского права – право собственности и обязательственное право. Еще по теме 7. Гражданское и брачно-семейное право по Русской правде.

Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду , боярской или монастырской вотчины.

В Краткой редакции РП закреплена незыблемость феодальной земельной собственности.

Щапов Я. Брак и семья в Древней Руси Заглянуть в жизнь древнерусского населения, причем в такую скрытую от посторонних глаз ее сторону, как семейная жизнь, и интересно и небесполезно в научном отношении.

Прямые родственники Введение к работе Представители всех общественных наук всегда уделяли особое внимание исследованию института семьи. И это не случайно.

Вопросы заключения брака, расторжения или признания его недействительным подлежали юрисдикции церкви. После крещения на Руси устанавливалась моногамная семья, церковь начала решительно бороться с многоженством. Браку предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Для вступления в брак надо было иметь определенный возраст, он был низок: лет для мужчин и лет для женщин.

Семейное и наследственное право в Древней Руси

Международно-правовые акты о заключении брака Ныне действующий семейный закон — Семейный кодекс Российской Федерации не содержит легального определения брака, однако, законодатель весьма подробно урегулировал порядок и условия заключения брака, ведь надлежаще урегулировать этот вопрос – задача любого правового государства, как более крупной ячейки объединения людей. Именно с моментом заключения брака законодатель связывает возникновение у супругов общей собственности, взаимных прав и обязанностей. Именно при заключении брака закладывается равенство сторон.

На протяжении всей истории в русской культуре особое место занимала семья.

Семья также выступает базовой единицей в иерархии демографических образований, в связи с чем вполне справедливо утверждение о том, что население представляет собой не столько совокупность людей, сколько совокупность семей и лишь по традиции рассматривается как совокупность индивидов, не различающихся ничем, кроме возраста и пола.

Публикации раздела Традиции Семейные отношения в контексте изучения правовой культуры в русской деревне XX века Отношение к браку и к воспитанию детей в русской деревне, пример того, как общественное мнение может отличаться от общепринятых норм права. Бреус Елена Михайловна.

Кандидат исторических наук, научный сотрудник, Центр азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН Правовая культура как предмет исследования может рассматриваться разными науками, причем в последнее время и сами юристы не склонны к узурпации тем, связанных с изучением правовых вопросов, хотя зачастую имеют свой, профессиональный взгляд на эти проблемы. Данная статья — это попытка рассмотрения семейных отношений в сельской местности как одной из составляющих правовой культуры XX в. Был осуществлен ряд экспедиционных выездов для сбора материала среди русского населения в сельские районы Омской области в — гг. Усть-Тара, с. Нагорное Тарского района, д.

Семейное право по Русской Правде

Контакты 6. Семейное и брачное право в ведении церкви Церковная юрисдикция на Руси складывалась и развивалась в несколько этапов. Первый из них охватывает время с официального принятия христианства и создания церковной организации и до середины XI в.

На семейные правоотношения распространялось обычное право. С приходом на территорию Руси христианства брачно-семейные правоотношения.

Изучение истории семьи играет важную роль в духовной жизни общества. Семья в историческом ракурсе имеет непреходящее значение.

Древнерусское семейное право

Гражданское и брачно-семейное право по Русской правде. Гражданское право. РП и другие источники древ-кого права различают две основные части гражданского права – право собственности и обязательственное право.

Заказать новую работу Оглавление Введение……………………………………………………………. Институт семьи и брака в Древней Руси…………………. Условия вступления в брак ………………………………………………. Формы заключения брака…………………………………..

Признание брачно-семейных отношений: исторический аспект На сайте ведутся технические работы. Некоторые функции будут недоступны Ads Признание брачно-семейных отношений: исторический аспект Ю.

Языческие и раннехристианские времена[ править править код ] Мнения историков о порядке брака и развода на Руси до крещения крайне полярны и противоречивы. В основном они базируются на Повести временных лет и свидетельствах арабских путешественников.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ПОЧЕМУ КРЕСТЬЯНКИ ИЗМЕНЯЛИ НА РУСИ СВОИМ МУЖЬЯМ?

Источник: https://myredtravelshoe.com/semeynoe-pravo/brachno-semeynoe-pravo-na-rusi.php

Семейное право на древней руси

Семейное право древней руси устанавливало брачный возраст

Адвокаты Луганска Семейное право В 10 веке в связи с христианизацией Руси право заключения браков было передано церкви. В это время брачно-семейные отношения стоились на основе византийской версии римского права.

Однако среди населения еще сильны были языческие традиции, поэтому лишь к середине 12 века в Древней Руси были оформлены основы семейного права. К этому времени относится создание Устава князя Ярослава, в котором регламентировались нормы семейного права.

В кодексе достаточно хорошо были проработаны вопросы брака, брачных отношений, прав и обязанностей супругов и детей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Семейное право в Древней Руси
  • Ваш IP-адрес заблокирован.
  • Брачно семейное право древней руси
  • Влияние византийского права на развитие отечественного семейного права: историография вопроса
  • Семейное право
  • Гражданское право Киевской Руси.
  • Гражданское право древней руси. имущественные правоотношения наследственное и семейное право
  • Развод в Древней Руси
  • Cемейное право Древней Руси
  • Семейное право по Русской Правде

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ЧТО БЫЛО НА РУСИ ДО РУСИ?

Семейное право в Древней Руси

Устанавливается моногамный брак 1 муж, 1 жена Брачный Возраст Византийское право — лет мужчина, лет женщина. Законным признавался только церковный брак.

Возможность развода Русской Правдой не предусмотрена, однако за вдовой закрепляется право вторичного вступления в брак. Право собственности вещное право : РП закрепляет понятия движимого и недвижимого имущества. Согласно РП, выделялась частная и коллективная собственность. Субъекты частной собственности — все жители Киевской Руси, кроме холопов.

Женщины могли владеть только животом. Право наследования: Наследование по завещанию отморщина Имущество смерда: По завещанию: движимое можно было распределить между сыновьями и вдовой, которые должны были обеспечить часть на прожиток незамужним дочерям. Недвижимое отходила младшему сыну. Законный порядок наследования: Недвижимое отходила отроку младшему сыну.

Движимое распределялся в равных частях между сыновьями, которые выделяли часть на прожиток незамужним женам и вдове своей матери. Вдова сохраняла право проживания дома до смерти или нового замужества. Если нет сыновей, имущество переходило князю, который обеспечивал часть на прожиток незамужним дочерям и вдове.

Имущество вдовы в случае смерти переходило по завещанию любому. По закону имущество переходило содержателю. Институт опекунства устанавливался для несовершеннолетних детей.

Опекуном была мать, которая в случае смерти наследодателя занималась имуществом до совершеннолетия. Если вдова вторично выходит замуж, опекунство передается ближайшему родственнику мужчине по линии супруга. Присутствие свидетелей не обязательно, за исключением договора самопродажи.

Случаи расторжения договора: Продажа краденой вещи; Если одна из сторон в момент заключения договора находилась в состоянии опьянения. Договор хранения поклажи — заключался в устной форме, свидетели не нужны.

Возможный конфликт по договору разрешался присягой хранителя. Договор займа: Обычный договор займа между 2 крестьянами на сумму до 3 гривен заключался устно и без свидетелей. Договор займа между 2 купцами заключатся устно и при свидетелях. Договор займа между феодалом и крестьянином самозаклад.

Свидетели обязательны. До года проценты по договору займа не устанавливались. Брать проценты по долгосрочному займу можно было первые 2 года. Договор личного найма — письменная форма, наличие свидетелей.

Рядовичи и мостники.

Влияние византийского права на развитие отечественного семейного права: историография вопроса

Заключение брака на Руси В данной статье будут охарактеризованы семейное право и те нормативно-правовые акты, которые регулировали вопросы заключения брака, расторжения брака, личных и имущественных отношений между супругами и другими членами древнерусской семьи. В силу специфики древнерусского быта большую часть жизни женщина X-XV вв.

Следовательно необходимо охарактеризовать семью, в которой она живет, остановиться на положении именно замужней женщины, так как женщины, переходя из одной семьи в другую, приобретали в Древней Руси совершенно новый статус, В своей работе П. Цитович в г.

Шашков также указывает на невозможность рассмотрения истории женщин не затрагивая вопросы семьи и семейных взаимоотношений.

Правовое регулирование семейных отношений 2. Прекращение брака Библиографический список Введение Историко-правовая наука достаточно много знает о регулировании социальной, политической и экономической жизни древнерусского общества: археологические раскопки и многочисленные письменные источники дают возможность почти детально восстановить многие события, имевшие место в период средневековья.

Заказать новую работу Оглавление Введение……………………………………………………………. Институт семьи и брака в Древней Руси…………………. Условия вступления в брак ………………………………………………. Формы заключения брака………………………………….. Порядок прекращения брака……………………………………… Правовое регулирование взаимоотношений родителей и детей

Гражданское право Киевской Руси

Основу церковной концепции семьи составлял тезис о святости супружества. Таким образом, внедрение нравственных начал в семенную жизнь древнерусского человека исходило из провозглашаемых церковью принципов.

Черпая обоснование подобных моральных норм в творениях отцов церкви, церковники призывали сохранять верность супругу даже в случае аморальных проступков с его стороны. Власть мужа над женой трактовалась церковниками как закон, соответствующий иерархичности построения сословного государства: и.

Таким образом, мы видим, что брачно-семейные отношения регулировались запретительными нормами. Церковь столкнулась с такими проявлениями языческих воззрений, которые противоречили христианским взглядам на брак и семью.

За запретами, нарушение которых влекло уголовные наказания, гражданско-правовую ответственность или церковные епитимий, вырисовывается тип отношений между мужчиной и женщиной, который соответствовал бы христианскому образцу.

Читать фрагмент книги: СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. Учебник для СПО. Купить печатную или электронную книгу в издательстве Юрайт по минимальной цене.

Вопросы заключения брака, расторжения или признания его недействительным подлежали юрисдикции церкви. После крещения на Руси устанавливалась моногамная семья, церковь начала решительно бороться с многоженством. Браку предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым.

Развод в Древней Руси

Версия для печати Власть или опека. Права и обязанности. Очень хотят они иметь свободу, которая с их точки зрения несправедливо отнята у них, но подарена родителям. Видимо, мы так устроены: пока есть родители – остаёмся детьми.

И мы в этом не виноваты, так уж повелось в России, – отношения между родителями и детьми строились на многовековом обычае, по которому родительская власть обладала непререкаемым авторитетом.

Формирование древнерусского семейного права связывалось с принятием христианства и непосредственным влиянием византийского права и традиции.

Признание брачно-семейных отношений: исторический аспект Ю. Целью политического вмешательства в обычно-правовое регулирование семейных отношений являлась коррекция брачной модели, выработка и внедрение новой концепции института брака.

Международно-правовые акты о заключении брака Ныне действующий семейный закон — Семейный кодекс Российской Федерации не содержит легального определения брака, однако, законодатель весьма подробно урегулировал порядок и условия заключения брака, ведь надлежаще урегулировать этот вопрос – задача любого правового государства, как более крупной ячейки объединения людей. Именно с моментом заключения брака законодатель связывает возникновение у супругов общей собственности, взаимных прав и обязанностей. Именно при заключении брака закладывается равенство сторон. Заключение брака — важный шаг в жизни любого человека. Однако для его заключения не достаточно только желания брачующихся.

История заключения браков на Руси

Семейное право древней руси устанавливало брачный возраст

На Руси женить молодых было принято рано “чтобы не забаловали”. Бывало, что возраст жениха был от 12 до 13 лет.

При ранней женитьбе совершенно было естественным, что жених и невеста не знали друг друга до брака.

Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Жених не смел даже сказать, что желает жениться, все решалось родственниками.

Обычно отцы и матери жениха лично выбирали девицу, сообщая об этом сыновьям, когда свадьба уже готовилась.
Но иногда, первый шаг начинался и со стороны родителей невесты. Желая сбыть дочку, родители засылали к жениху близкого им человека сватом, если родители жениха соглашались, то приступали к сватовству обычным порядком.

Она смотрела, хороша ли невеста, умна ли, “не безъязычна ли и речью во всем исполнена”. Бывали случаи, что если дочь некрасива собой, то вместо нее приводили другую или вообще служанку. Сам жених до свадьбы видеть невесту не мог.

Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак мог быть расторгнут, но это случалось очень редко.

Иногда жених настаивал на том, чтобы самому видеть невесту, если женихом дорожили, то могли и разрешить, но тогда, отделаться, ему было уже почти невозможно. После смотра происходил сговор – первая часть брачного праздника или вступление к торжеству.

Сговорный день назначался родителями невесты. Родители садились друг против друга и несколько минут молчали, так было принято.

Составлялся уговор, писалась рядная записка, где означалось, что в такое-то время состоится свадьба, а за невестой будет такое приданое.

Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, люди, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось. Этот сговор имел юридическое значение.

Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам “делал приданое” или передавал родителям невесту некоторую сумму денег – старинный обычай не позволял брать невесту без приданного.

Утром в день торжества (иногда же накануне) сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Существовало верование, что лихие колдуны и колдуньи могут внести порчу и нагнать злых духов в тот дом, где рядят свадьбу. Против этого делались разные средства. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. В сенник приносили лари с зерном, бочки.

Перед венчаньем гостей и молодоженов приглашали к столу, но и там сидя рядом будущий супруг не видел лица невесты – на ней было плотное покрывало – прообраз сегодняшней вуали. Обычно после 4–5 перемен кушаний посаженый отец обращаясь к родному отцу невесты спрашивал разрешения вести молодых “чесать и крутить”, т.е.

венчать. После венчания снова устраивали застолье, невеста была уже открыта, девичий венец сменен на “бабий убор” – повойник, и должна была непременно плакать, а женщины и девицы петь печальные песни.

Перед тем как покинуть свадебный пир муж, в знак своей власти, ударял будущую спутницу своей жизни по спине плетью, полученною от тестя. Это символизировало переход молодой женщины от одного “хозяина” к другому. После этого в положенное время молодой муж уводил суженную в сенник.

Молодых сопровождали все гости и если кто-то случайно перебегал дорогу “свадебному поезду”, то мог и попасть под саблю возглавляющего процессию ясельничего.

Оставшись наедине молодым предстояло выполнить еще один старинный обычай: между женихом и невестою происходил обряд разувания, очень древний обряд, дошедший к русским от времен язычества. Он состоял в том, что жена, в знак покорности, должна была снять с мужа сапоги. В одном из сапог была монета.

Если ей удавалось снять прежде тот сапог, в котором была монета, это значило, что ей будет счастье, в противном случае значило, что ей придется угождать мужу и разувать. Другой дошедший вариант обряда разувания супруга, бытовавший в Сибири и за Уралом – жена моет ноги супругу.

Когда молодые в сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил с обнаженным оружием ясельничий для предохранения от всякого лиходейства.

Через некоторое время он справлялся о здоровье жениха, если тот отвечал, что в хорошем здравии, это означало, что доброе дело свершилось, ясельничий говорил это гостям и те шли кормить молодых.

После свадьбы еще в течение нескольких дней (порой до месяца – в зависимости от состоятельности семей и местных обычаев) продолжались гуляния.

XVI-XIX века

В Российском государстве до XVII века брачно-семейные отношения строились и регулировались на основе Домостроя. Каких-либо фундаментальных документов или указов регулирующих эту сторону жизни населения не существовало. Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства.

Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. В 1714 г.

царь Петр пробует ввести образовательный ценз для дворян вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. А в 1722 г. эта идея обличается в форму Устава, суть которого в том, запрещалось женить “дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся”.

С этого же года всех приходах священников обязуют регистрировать все акты гражданского состояния.

В середине 40-х гг. этого же столетия Указом Синода запрещаются браки лиц старше 80 лет. “Брак от бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от шлющего за 80 надеяться весьма отчаянно”. С 1775 г. “семейное законодательство” пополняется новыми правилами.

Заключение брака с 1775 г. могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию предшествовало обязательное оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты.

Исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами. Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.

Законодательно устанавливаются личные права и обязанности супругов, принимаются попытки регулировать внутренние отношения супругов в браке. Все официальные документы, касающиеся семейно-брачных отношений, входят в свод гражданских Законов.

Вот, например, что гласят статьи 106 и 107: “Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостать и облегчать ей немощи”, “жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома”.

Место жительства супругов определяется по месту жительства мужа, ей вменяется в обязанность следовать за ним, в противном случае она могла быть водворена в дом мужа принудительно.

Начало XX века

В дореволюционной России не существовало единого для лиц всех вероисповеданий “семейного кодекса”. Вопросы заключения брака и ведения актов гражданского состояния находились в ведении церкви.

Поэтому лица разных вероисповеданий попадай под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии.

Парам, принадлежащим к различным конфессиям, для заключения брака требовалось разрешение верховных лиц государства и той церкви, к которой они принадлежали. В большинстве случаев требовалось принятие супругами единой веры.

После революции 1917 г. начинается новый этап развития семейного законодательства. 18 декабря 1917 г. вышел декрет “О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся”. Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах.

Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак значительно упростились.

Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет – для женщин и 18 лет мужчин и взаимного согласия будущих супругов.

Препятствиями к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства (запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, родными братьями и сестрами), а также наличие другого нерасторгнутого брака.

Вторым важнейшим положением, содержавшимся в этом декрете, было уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей.

(В дореволюционной России зачастую признанные незаконнорожденные дети знатных родителей не имели права носить фамилию своего настоящего отца, а только ее сокращенный вариант – один из примеров – Иван Бецкий, известный деятель екатерининских времен – незаконнорожденный сын князя Трубецкого). Кроме того, в соответствии с декретом было возможно установление отцовства в судебном порядке.

Тогда же принят декрет “О расторжении брака”. На основании этого декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции церковных судов. Дела о разводе, возбужденные по одностороннего заявлению супруга, были переданы в ведение местных судов.

До революции для получения разрешения на развод требовалось разрешение Синода (семейным парам, исповедавшим православие) или Папы Римского (для католиков). Расторжение брака не приветствовалось церковью и обществом.

Так, например, на того из разведенных супругов, кто признан виновным, накладывалось церковное покаяние, запрет на последующие браки.

22 октября 1918 г. был принят первый “Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве”. Законодательно устанавливается, что гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе ЗАГСа, порождает права и обязанности супругов. Брачный возраст остался прежних: 16 и 18 лет.

Перечень препятствий к заключению братца по сравнению с предусмотренным указом 1917 г. был расширен. В качестве препятствия теперь рассматривалось также состояния в другом нерасторгнутом браке.

Четко проводилось различие между разводом, прекращающим брак на будущее время, и признанием брака недействительным, обладающим обратной силой и аннулирующим брак с момента его заключения.

Основаниями для признания брака недействительным считались следующие обстоятельства: заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста; отсутствие согласия на брак одного из супругов; брак между лицами, одно из которых состоит в другом нерасторгнутом браке; наличие запрещенных степеней родства:, брак с недееспособным. Признание брака недействительным осуществлялось в судебном порядке.

Согласно этому кодексу выбор общей фамилии, или двойной осуществлялся самими супругами, тогда как до революции на принятие двойной фамилии или фамилии жены требовалось высочайшее соизволение. Процедура развода еще более упростилась.

Как и прежде, при взаимном согласии супругов развод производился органами ЗАГСа. Дела о расторжении брака по заявлению одного из супругов рассматривались как бесспорные единолично судьей без участия заседателей. В случае неявки обоих супругов дело слушалось заочно.

Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось.

Уравниваются в правах законно и незаконнорожденные дети в отношении родителей и их родственников.

Мать ребенка, рожденного вне брака, имела право не позднее, чем за три месяца до разрешения от бремени подать заявление об установлении отцовства.

Лицо, указанное матерью, могло в течение двух недель оспорить свое отцовство в судебном порядке. Если заявление матери не оспаривалось, отцовство объявлялось установленным.

II половина XX века

В 1923 г. началась разработка нового кодекса. Проект с первого раза не был принят, и в 1925 г. его вынесли на всенародное обсуждение, был вынесен новый кодекс законов о семье и браке. Спустя год он был принят.

Наиболее существенным нововведением этого Кодекса было придание правового значения фактическим брачным отношениям. Регистрация брака не была отменена, но фактические брачные отношения были во многом приравнены к зарегистрированному браку.

Полного равенства между ними, однако, не было, но в дальнейшем судебная практика их уравняла. Кодекс устанавливал единый брачный возраст для мужчин и, женщин – 18 лет.

Расторжение брака в суде было отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГСа, причем без вызова второго супруга, ему только сообщалось о факте развода.

Запись об отце внебрачного ребенка производилась по заявлению матери, поданным после рождения ребенка. Никаких доказательств от нее не требовалось. Отцу лишь сообщалось о такой записи и предоставлялось право обжаловать ее в суде в течение одного года.

В 1944 г. принимаются неожиданно регрессивные указы: о запрещении установления отцовства детей рожденных вне брака и о признании брака как существующего только у пар зарегистрированных, а не состоящих в фактическом браке, в связи с чем таким парам требовалось немедленно зарегистрироваться.

Была усложнена процедура развода: брак отныне расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. Сама процедура расторжения брака стала более сложной. Заявление о разводе с указанием мотивов расторжения брака подавалось в народный суд. После этого в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела о разводе.

Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов.

В 1968 г. впервые был принят общесоюзный семейно-правовой акт “Основы законодательства о браке и семье Союза ССP и республик”. В целом расхождение между законодательством отдельных республик было не слишком значительным.

С 1969 г. принимается Кодекс о браке и семье РСФСР. В соответствии с этим кодексом признавался только зарегистрированный брак.

Фактический брак по-прежнему не порождал никаких правовых последствий. Основанием к разводу считался непоправимый распад семьи. При отсутствии у супругов несовершеннолетних детей или споров по поводу имущества развод по взаимному согласию производился в органах загса.

Существенные изменения в 1995 г. были внесены в правовое регулирование усыновления. Однако с помощью внесения отдельных изменений в КоБС 1969 г.

невозможно было произвести необходимое реформирование семейного законодательства. В связи с этим в 1994 г.

Государственной Думой РФ и была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, который был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и вступил в действие с 1 марта 1996 г.

Ирина Хомченкова, источник edem.ru

Источник: http://www.videolog.ru/publications/wedding/50

Семейное право в Киевской Руси

Семейное право древней руси устанавливало брачный возраст

После принятия христианства на Руси была введена церковная форма заключения брака, и брак стал находиться в ведение церкви.

Дела о признании брака недействительным, и о разводе принадлежали юрисдикции церковного суда. Как известно русская православная церковь находилась в непосредственном подчинении константинопольской.

Естественно, что греческое законодательство служило действующим источником русского семейного права.

В основе русского семейного права лежали некоторые принципы римского брачного права. Так, например, в Риме церковному браку предшествовал брачный сговор или обручение. Этот брачный сговор, после принятия на Руси христианства, стал сопровождаться некоторыми церковными обрядами.

Для заключения брака, по нормам православного церковного права, требовалось соблюдение ряда условий. Среди этих условий, прежде всего, необходимо упомянуть отсутствие близких степеней родства и свойства.

Кроме кровного родства учитывалось так называемое духовное родство – между восприемниками (между кумом и кумой). Духовное родство было препятствием к браку. Далее требовался определенный возраст. Византийское законодательство по-разному устанавливало минимальный брачный возраст.

По Эклоге вступление в брак дозволялось мужчинам по достижении 15 лет и женщинам с 13 лет, по Прохирону, соответственно в 14 и 12 лет.

Далее для признания брака действительным было необходимо согласие брачующихся и их родителей. По законодательству, брак, заключенный в более раннем, чем положено

возрасте, между лицами состоящими в близкой степени родства или свойства, без согласия, признавался недействительным и расторгался.

Но наряду с признанием брака недействительным, церковь знала и развод. Развод не был предметом судебного разбирательства. Иногда правила развода не соблюдались. Несомненно, церкви пришлось выдержать довольно сильную борьбу с тенденцией прекращать брак по одностороннему желанию мужа.

Недаром выработался особый термин для такого одностороннего прекращения брака – «роспуст». Что борьба с роспустом была серьезная, доказывает факт, что с него начинается список дел, которые принадлежат юрисдикции церкви.

Ряд поводов к разводу из византийского законодательства не мог найти применения на Руси. Устав Ярослава о некоторых из этих поводов вообще умалчивает.

Так, например, в уставе умалчивается о неспособности мужа к брачному сожительству, а также о тех поводах, которые давали жене право просить развода, о злоумышлении мужа против государства, о торговле мужем честью жены, о ложном

доносе на жену в прелюбодеянии, о содержании в доме сожительницы.

До принятия христианства жена, как было указано, находилась под полной властью мужа. После того как по территории Киевского государства стал постепенно распространяться церковный брак, положение жены стало улучшаться. Во взаимных отношениях супругов стали проявляться элементы равенства. Достаточно указать, что сохранение супружеской верности стало обязательным как для мужа, так и для жены.

В Киевской Руси положение жены, как правило, определялось положением мужа. Но имеется исключение из этого правила: свободный человек женившийся на рабыне, не только не сообщал ей свободу, но и сам становился холопом этого господина. Однако это тяжелое следствие может быть предотвращено заключением ряда- договора.

Поскольку борьба между двумя началами: старым – патриархальным и новым –получившим развитие под воздействием духовенства, в XI-XII вв. не заканчивалась, то нельзя говорить о какой-либо устоявшейся системе имущественных отношений между супругами.

Перейдем к конкретному изучению моментов, характеризующих имущественные отношения между супругами. Обратимся к вопросу о приданом. Прежде всего, знало ли наше право в

те времена институт приданого. Согласно Русской Правде на этот вопрос следует ответить утвердительно, хотя этот основной памятник древней Руси и не знает этого термина. Одна из статей говорит, что имущество приносимое женой оставалось за ней и во время брака. После смерти это имущество шло наследникам, даже если муж вторично женился и дал часть его второй жене.

Еще один вопрос, который входит в общую проблему об имущественных отношениях между супругами – это вопрос об ответственности жены за мужа. Здесь мы не имеем исчерпывающих данных для ответа на вопрос.

Однако, судя по статье 110 «Аже холоп крадеть кого-либо то господину выкупати и любо выдати и с ним будеть крал: а жене и детям не надобе, ио с ним крали и хоронили, то всех выдать» можно сказать, что жена не отвечала за долги и вину своего мужа.

Однако, можно сказать, что эта статья имела ввиду только холопов, дабы господин не понес дополнительных убытков от выдачи жены вместе с холопом. Нет сомнения, что имущественный вопрос в отношениях супругов на Руси следует решать исходя из того, что шла борьба между патриархальными и византийскими взглядами на жену.

Нет сомнения, что в Русской Правде получил отражение старый взгляд на жену и ее ответственность за мужа. Именно по статье 5 «Будеть ли стал на разбой без всякоя свады, то за разбойника люди не платить, а выдать с женою и детьми на поток и разграбление» этот принцип долго держался в Древней Руси.

Доказательством того, что строгий принцип об ответственности жены за мужа стал уже в Киевской Руси смягчаться, служит договор Новгорода с немцами 1270 г., по которому жена несла ответственность за долги мужа только в том случае, если она за него ручалась. Для того чтобы такая норма могла возникнуть в 1270г., необходимы были серьезные изменения во взглядах на отношения супругов.

Естественно эти сдвиги возникают не сразу.

В праве позднего феодализма или в праве капиталистических государств родительская власть устанавливалась рождением в законном браке или усыновлением. Каким путем ус-

танавливалась родительская власть в Киевском государстве?

Известно, что до принятия христианства существовали так называемые «водимые» жены и наложницы. По-видимому, различия между детьми, рожденными от наложницы и от законной

жены не было или им не придавалось особого значения.

После принятия христианства можно было ожидать, что духовенство, борясь за так называемую «святость брака», примет строгие меры, чтобы установить различие между законными и незаконными детьми.

Несомненно, церковь принимала меры, и со временем дети рожденные вне брака стали считаться незаконными: они не имели права наследования после своих родителей.

Одним из показателей успеха духовенства в этом направлении можно считать статью Русской Правды «Аже будеть робьи дети у мужа, то задници им не имети, но свобода им с матерью».

Однако летописи и другой материал, до нас дошедший, показывают нам, что эти новые начала внедрялись в жизнь с большим трудом. Русские князья не только иногда приравнивали внебрачных детей к законным, но и давали им преимущества.

Так, например, Галицкий князь Ярослав Владимирович передал все свое княжество внебрачному сыну Олегу, а сыну рожденному в браке – Ярославу, только город Перемышль.

Что касается другого способа установления родительской власти- усыновления, то источники о нем молчат. Но институт усыновления был весьма распространен у европейского населения. Исследователи считают, что этот институт был известен славянам еще в древности.

Что касается прекращения родительской власти, то она заканчивалась, когда сыновья могли жить и кормиться самостоятельной семьей. Для дочерей родительская власть прекращалась выходом замуж.

Источники сведений о личных и имущественных отношениях родителей и детей в Киевском государстве весьма бедны. Ввиду этого многие вопросы данной проблемы остаются нерешенными.

Прежде всего, необходимо отметить, что в рассматриваемый период, неограниченная власть отца над детьми, распространявшаяся вплоть до права жизни и смерти, стала несколько смягчаться, с одной стороны из-за тех социально-экономических сдвигов, которые произошли обществе, а с другой под влиянием греческого духовенства. Исследователи, касаясь вопроса о влиянии византийской правовой системы на взаимоотношения родителей и детей, отмечают некоторое влияние в появлении двоевластия, т.е. власти отца и матери. Несомненно, элементы двоевластия проявились в статье Русской Правды, по которой дети от умершей первой жены должны были получать ее имущество, хотя бы отец дал его второй жене.

Когда рассматривался вопрос о личных и имущественных отношениях супругов, была процитированы статья о том, что жена и дети обвиненного в разбое подлежали потоку и разграблению. Тогда был сделан вывод, что супруги находятся в полной личной и имущественной зависимости.

Теперь надо сделать подобное заключение в отношении детей. Летописи и другие источники, говорят, что родители продавали своих детей. Так как первое запрещение продавать детей появляется только в XIV в., можно сказать, что до этого времени отношения «отец-раб» не прекращались.

Очень много источников говорит о том, что отцу принадлежало право наказывать своих детей. Насколько широк был объем этого положения, показывает изречение «Аже любешь своего сына, то сокруши ему ребра».

Летописи и другие источники говорят, что отцы распоряжались брачной судьбой своих детей: женили сыновей и выдавали замуж дочерей по своей воле.

Наличие особого имущества у детей вовсе не означает их право на судебную охрану от притязаний их родителей на это имущество. Статья Устава князя Владимира говорит не о судебных тяжбах между родителями и детьми, а между братьями, если умрет кто-то из братьев или между детьми, если умрет кто-то отец.

Дошедший до нас материал, относящийся к опеке, в частности статьи Русской Правды, свидетельствует о развитии норм опекунского права.

В Русской Правде проводятся такие черты опекунского права, как вознаграждение опекуна за его деятельность, установление ответственности.

Русская Правда говорит довольно подробно об опеке матери, сначала в статье 84, затем в статье 92. «Аже жена сядеть по муже, то на ню же есть госпожа, а задница ей мужа не надобе».

«Аже жена ворочеться сидети по муже, а растерять добыток и поидеть за муж, то платить ей все детем; ни хотети ли начнуть дети ей на дворе, а она начнет всяко хотети, то творити всяко волю, а детем не дати воли… ».

Эти статьи имеют ввиду случаи, когда после смерти отца, раздела оставшегося после него имущества не происходит. Русская Правда предусматривает случаи, когда опекуном был отчим. В ней нет статей, которые бы запрещали отчимам быть опекунами пасынков. Она ограничивается обязательством возместить все убытки, которые пасынок мог понести во время опеки.

Что касается времени прекращения опеки, то оно определяется в Русской Правде не достижением определенного возраста, а «до надеже возмогуть», т.е. достижением зрелости.

Русская Правда не упоминает, того, какие учреждения ведали делами опеки. Поскольку по Уставу князя Владимира делами о наследстве ведала церковь, то логично предположить, что духовенство ведало и опекой.

Источник: https://studopedia.org/8-47046.html

Юр-Оплот
Добавить комментарий