Семейные отношения и право наследования по законам 12 таблиц

Семья и наследование по законам 12 таблиц

Семейные отношения и право наследования по законам 12 таблиц

Наследованием называется переход имущества умершего лица к одному или нескольким другим лицам.

Подобно тому, как собственность в экономическом смысле существовала и до образования государства и права, а право собственности появилось только с образованием государства, так и наследственное право в качестве завершения права собственности появилось только с возникновением государства.

Наследование в собственном смысле есть преемство универсальное. Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом все имущество наследователя или — при наличии нескольких наследников — определенную долю имущества как единое целое.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Наследственное право. Общие положения

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Брак и семья по законам XII таблиц. Агнаты и когнаты. Наследование
  • Брак и семья по Законам XII таблиц
  • Наследование по законам xii таблиц
  • Семейное право по законам 12 таблиц
  • 1.4. Семейное и наследственное право
  • Основные черты раннего римского права по Законам XII таблиц
  • Семья в Древнем Риме
  • Семейные отношения и права наследования по законам 12 таблиц
  • Брак в Древнем Риме
  • § 90. Римская семья

Брак и семья по законам XII таблиц. Агнаты и когнаты. Наследование

Наследование по закону. Древнейшая известная нам римская система наследования по закону ab intestato относится к эпохе Законов XII таблиц и исходит из приоритета агнатского родства принципа общности семейного имущества. Законодательно устанавливались три очереди наследования.

Первоочередными наследниками Законы XII таблиц признают непосредственных подвластных наследодателя прежде всего дети, внуки от ранее умерших детей, не вышедшие из-под власти домовладыки к моменту смерти последнего.

Эти наследники получали независимо от воли принять его, то есть являлись “необходимыми наследниками”. Если после наследодателя не оставалось “необходимых наследников”, к наследству призывался ближайший агнатский родственник умершего. Он мог не принимать наследство, в таком случае наследуемое имущество становилось выморочным, преемство правомочий наследника не допускалось.

Таким образом действовал принцип однократности призвания к наследству. Только если после наследодателя совсем не оставалось агнатских родственников, к наследованию призывались члены одного с ним рода gentiles , то есть когнатские родственники являвшиеся лишь наследниками третьей очереди.

По мере разложения патриархальной семьи система наследования на основании агнатского родства теряла свою актуальность и значимость. Преторский эдикт придал большее значение когнатскому родству.

В первую очередь наследников претор поставил детей наследодателя liberi , в отличие от норм Законов XI! Вторую очередь наследников составили legitimi, то есть лица, имеющие право наследования после умершего по Законам XII таблиц агнатские родственники наследодателя.

Третью очередь наследников образовали кровные когнатские родственники наследодателя, вплоть до шестого колена. Лишь в четвертой очереди наследования стоял переживший наследодателя супруг.

Принцип однократности призвания к наследству утратил свою силу, то есть наследство могло открываться не один раз, иными словами, если наследники первой очереди не принимали наследство, то оно открывалось для наследников второй очереди, а не становилось автоматически выморочным, как ранее.

Постепенно преторское наследование вытеснило наследование, основанное на нормах Законов XII таблиц цивильное наследование.

Последнее изменение условий римского наследования по закону относится к Юстиниановому праву и содержится в новеллах Юстиниана. Им была установлена несколько обновленная очередность наследования по закону.

Первую очередь наследников составили нисходящие родственники наследодателя сыновья и дочери, внуки и т. Между нисходящими родственниками одной степени родства например, между всеми сыновьями и дочерьми наследодателя наследство при наследовании по закону делилось поровну.

К наследству в первоочередном порядке призывались нисходящие родственники более близкого к наследодателю родства например, если у наследодателя были дети и они не отказывались от наследства, внуки к наследованию уже не призывались.

Эти правила распространялись и при наследовании наследниками других очередей наследования. Вторую очередь наследования в Юстиниановом праве составляли восходящие родственники наследодателя родители наследодателя, его бабушки, дедушки и т.

Третью очередь наследования составляли братья и сестры наследодателя. Четвертую очередь наследования образовывали все остальные кровные когнатские родственники наследодателя без учета степени родства. Как и прежде, лишь в последнюю очередь к наследованию призывался переживший наследодателя супруг.

Однако при этом пережившая мужа вдова получала право на необходимое наследование в размере одной четверти от наследства; если наследников было более трех, то наследственная доля вдовы равнялась их долям.

Наследственное право в Древнем Риме развивалось в соответствии с социально-экономическими реалиями. Так, в древ-нереспубликанский период наследование основывалось исключительно на агнатском родстве. Когнатское родство получило признание только в преторском праве и окончательно восторжествовало лишь в императорском законодательстве.

Изначально когнатский родственник умершего мог быть его правопреемником в порядке наследования лишь при условии отсутствия конкуренции со стороны агнатских родственников наследодателя. В период принципата претор стал обеспечивать обладание правом на наследство новыми наследниками по когнатскому родству.

Не имея полномочий на отмену норм цивильного права, претор лишь защищал владение наследуемым имуществом когнатскими наследниками, у которых вследствие этого фактически возникала бонитарная собственность на наследство.

Брак и семья по Законам XII таблиц

Институт familia Romana был в республиканскую и императорскую эпохи основной социальной ячейкой, тесно связанной с развивавшейся и утверждавшейся частной собственностью, и потому находился под пристальным вниманием римских юристов. Благодаря их свидетельствам современные ученые получили в свое распоряжение богатый материал.

Историки права подробно описали структуру и функции римской фамилии. Первым из специалистов по истории Рима восстановил из обломков рассказов античных авторов и юридических памятников римскую фамилию как патриархальную семью Т.

Но он рассматривал ее в качестве элемента государственной эпохи и на самых ранних ступенях истории видел в семейных общинах зачатки государственного устройства.

Понятие и виды наследования Римское наследственное право прошло долгий и сложный путь развития. Этот путь был неразрывно связан с хо- дом развития римской собственности и семьи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Согласно исторической традиции они были созданы в результате полуторагодовой работы особой комиссии – децемвиров гг. Это – первое письменное законодательство эпохи Ранней республики, ограничивавшее до известной степени произвол патрицианских магистратов.

К сожалению, оно не сохранилось в полном виде.

Наследование по законам xii таблиц

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Семейное и наследственное право Семья по законам XII таблиц Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Кировский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения.

Гражданское право регулирует многие сферы деятельности общества. По ходу истории из Гражданского права выделились такие самостоятельные отрасли права, как трудовое право, муниципальное право, административное право, земельное право, семейное право.

Так как ни одна система права в настоящее время не возникла одномоментно, а становилась и развивалась совместно с обществом и государством, возникает необходимость изучения истории государства и права.

Если учесть то, что на протяжении всей истории человечество постоянно мигрирует между континентами и образовавшимися государствами, то становится очевидным, что при становлении разных систем права происходит их взаимная рецепция. В связи с этим, чтобы понять нормы современного права, необходимо изучать и историю государства и права зарубежных стран.

Семейное право по законам 12 таблиц

Учёный нашёл надписи, вырезанные на каменной стене круглого в плане здания, над которым в римское время был сооружен театр. Вероятно, древнейшее строение представляло собой гортинский дикастерий , то есть общественный суд. Первоначально были найдены только 4 столбца.

Дальнейшие раскопки, сделанные совместно с немецким археологом Фабрициусом, вскрыли остальные 8 столбцов, на которых вырезаны законы. Эти 12 Гортинских таблиц сделались достоянием учёного мира, одним из важнейших и наиболее полных памятников древнегреческого законодательства.

Данные латинские термины относятся к эпохе законов XII таблиц V в.

Брак также мог состояться по инициативе главы семьи, например, в целях укрепления политического или торгового партнёрства. Юридический характер браку придавала именно эта моральная сторона, а не формальная и не физическая [6]. Мотивы для вступления в брак[ править править код ] Портрет супругов.

1.4. Семейное и наследственное право

Римская семья На протяжении римской истории появилось и сменилось три вида семьи: консорциум, патриархальная семья агнатов и когнатическая семья. Как правило, их потомки вступали в брак между собой. Об организации и общественной роли римского консорциума почти нет сведений. Вероятнее всего, эта семейная организация не отличалась от семейных общин других народов.

Семейное право Древнего Рима Римское право знало два вида брака: cum manu – брак, устанавливающий власть мужа над женой, и sine manu – брачное сожительство с равноправием супругов.

Вступление в брак cum manu неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была персоной своего права, то, вступив в такой брак, она становилась персоной чужого права.

Если она была под властью своего отца и агнаткой всех членов его семьи, то, вступив в брак, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца семейства, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агнатиче- ской семьи мужа.

Но женщина, вступившая в брак без совершения брачных формальностей, могла предупредить возникновение manus, покинув на три ночи дом мужа, таким образом она прерывала срок давности.

Брак sine manu рассматривался как некоторые фактические отношения, с которыми связывались определенные юридические последствия в отношениях отца с детьми, позднее и в некоторых отношениях между мужем и женой , но для того, чтобы эти последствия возникли, нужно было одно: вступление жены в дом мужа при наличии согласия брачующих- ся, а при соответствующих условиях также и лиц, осуществляющих над ними отеческую власть.

Основные черты раннего римского права по Законам XII таблиц

Наследование по закону. Древнейшая известная нам римская система наследования по закону ab intestato относится к эпохе Законов XII таблиц и исходит из приоритета агнатского родства принципа общности семейного имущества. Законодательно устанавливались три очереди наследования.

Первоочередными наследниками Законы XII таблиц признают непосредственных подвластных наследодателя прежде всего дети, внуки от ранее умерших детей, не вышедшие из-под власти домовладыки к моменту смерти последнего.

Эти наследники получали независимо от воли принять его, то есть являлись “необходимыми наследниками”.

Законы XII таблиц знали два основания наследования: наследование по по закону, hereditas legitima, в силу которого имущество оставалось в семье, .

В связи с этим, вероятно, именно здесь зародилась rei vindicatio с ее торжественным заявлением “hunc fundum ex jure Quiritium meum esse aio [] , и, быть может даже, именно здесь впервые проявилось вмешательство государственной власти в частные споры, выразившееся в запрещении физической борьбы “mittite ambo rem” []. Участок земли, как сказано, усваивался не домовладыке как таковому, а всей семье: он был ее неотъемлемой принадлежностью, ее материальным базисом. Акт его частной воли не мог изменить публичного порядка. С течением времени, однако, оба указанные рукава постепенно сближаются.

Семья в Древнем Риме

История создания Законов XII таблиц 2. Создав реальную защиту против произвола патрицианских судей, они явились олицетворением важного этапа в борьбе между патрициями и плебеями в Древнем Риме.

К сожалению, подлинник их не сохранился, и материалом для реконструкции этого древнейшего кодекса, предпринятой в XIX веке, стали фрагменты, приведенные в сочинениях древних римских и греческих авторов буквально или в пересказе.

Семейные отношения и права наследования по законам 12 таблиц

Жена лишалась имущественных прав: ее приданое становилось семейной собственностью. Законы XII таблиц. Семейное, наследственное, уголовное.

Семейные отношения и права наследования по законам 12 таблиц Семейные отношения и права наследования по законам 12 таблиц Распоряжения по завещаниям признавались ненарушимыми.

Наследование ab intestato по законам XII таблиц Постановление XII таблиц. Система наследования старого цивильного права определялась положением законов XII таблиц: Si intestato moritur, cui suus heres non essit, agnatus proximus familiam habeto. Si agnatus nec essit, gentiles familiam habento. Heredes sui.

Брак в Древнем Риме

Законы XII таблиц. Семейное, наследственное, уголовное право. Семейное право. Семейное право по Законам 12 таблиц. Римская семья была строго патриархальной, т.

§ 90. Римская семья

Брачно-семейное право в Древнем Риме. Поделись с друзьями Семейное право. Римская семья, как ее рисуют Законы XII таблиц, была строго патриархальной, т. Когнатическое родство возникало с переходом агната агнатки в другую семью или с выделом из семьи.

Источник: https://dudleysrefresher.com/ugolovno-ispolnitelnoe-pravo/semya-i-nasledovanie-po-zakonam-12-tablits.php

Законы XII таблиц

Семейные отношения и право наследования по законам 12 таблиц

Одним из первых памятников римского права являются законы XII таблиц. Выше уже говорилось о том, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями стала выработка комиссией 10 (децемвиров) в 451–450 гг.

до н.э. законов XII таблиц, которые получили свое название от того, что были начертаны на 12 деревянных досках – таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре – Форуме.

Законам XII таблиц присущи многие черты древнего права: казуистичность (изложение предписаний не в общем виде, а применительно к конкретным случаям), неполнота (многие положения закона подразумевались, не оспаривались и не требовали записи), недостаточная систематизированность (нормы частного и публичного права, процессуальные нормы могли быть изложены подряд), сакральный характер (связь с религией).

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за “перст божий”.

Законы XII таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV–III вв. до н.э.

законы XII таблиц стали корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.

Регулирование имущественных отношений

Первые века Римской республики земля – главное достояние граждан – находилась в общей собственности и соответственно называлась общественной землей (ager publicus).

Пахотной земли было мало, и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли и разделом ее между завоевателями.

Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.

Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием для переделов земли в интересах справедливого распределения, ограничения количества земли и количества скота, выпасаемого на общественных пастбищах.

Примером таких ограничений может быть закон Лициния Секстин 367 г. до н.э.

, запретивший отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров (125 га) государственных (общественных) земель и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого.

Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два типа – манципируемых (res mancipi) и неманципируемых (res nec mancipi). К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения; ко второму – все другие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории (продажи, дарения и пр.) требовалось соблюдение формальностей, носивших название “манципации”. Слово это произошло от “манус” – рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь.

Для совершения обряда манципации требовалось присутствие собственника вещи и приобретателя, пяти свидетелей – совершеннолетних римских граждан, весовщика, держателя медных весов (необходимого элемента обряда), кусочка меди как эквивалента оплаты, затем самой вещи, если она была движимой, или ее символа, если она была недвижимой (черепица от дома, кусок дерна с участка земли). Наложив руку, следовало еще сказать: “Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов…” (т.е. потомков обожествленного Ромула Квирина). Манцинация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег (без манципации) было еще недостаточно для возникновения права собственности.

Обряд манципации возник до появления чеканной монеты (асса), но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем, возникнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, т.е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

В принципе, собственник осуществлял полное и исключительное господство над вещью. Однако уже законы XII таблиц предполагали некоторые ограничения, так называемые сервитуты, т.е. право пользования чужой вещью в определенном хозяйственном отношении.

Что касается займа, законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и прочим, знают еще и так называемый нексум, т.е. самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую тюрьму.

Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор выводил должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи.

Этот вид займовой кабалы и называется в законах XII таблиц уже знакомым нам словом “нексум” – долговое обязательство под гарантию личной свободы.

Только в 326 г. до н.э. законом Петелия договор займа был реформирован и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров, законы XII таблиц выдя- ляют и обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще: воровства, потравы и пр. Виновный присуждался к выплате штрафа.

В случае членовредительства допускался талион. Вор должен был возместить стоимость вещи в кратном размере. Если вор был захвачен с поличным, то он подвергался бичеванию и выдавался потерпевшему.

Вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления.

Семейное право

Римская семья, как ее рисуют законы XII таблиц, была строго патриархальной, находящейся под неограниченной властью домовладыки, которым могли быть дед и отец. Члены римской патриархальной семьи были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделением из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и выделившийся (с разрешения отца) из семьи сын и т.д.

Напротив, усыновленный и тем принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с этим правами, в том числе и на часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

В Риме существовали три формы заключения брака: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и в результате женщину-невесту отдавали под безграничную власть мужа.

В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: “Где ты, Гай, там найдешь и меня”.

Второй способ заключения брака состоял в виде покупки невесты (в форме манципации).

Для вступления в брак требовалось согласие глав обеих семей и самих врачующихся. Брачный возраст для женщины был 12 лет, для мужчин устанавливался путем осмотра.

Заключать брак по цивильному праву могли только граждане. Такого права не имели рабы, перегрины, латины (до Латинских войн). Длительное время не разрешались браки между патрициями и плебеями, но в 445 г.

до н.э. запрет был отменен законом Канулея.

Типичной формой был брак с властью мужа (cum manu). Однако уже законы XII таблиц знают и брак “sine manu”, т.е. “без власти мужа”. Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но эго только предположение.

В браке “sine manu” женщина получала значительную свободу, включая свободу развода, которой она не имела в “правильном браке”. В случае такого развода женщина забирала свое имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого.

С течением времени именно браку “sine manu” было обеспечено наибольшее распространение, тогда как “правильные” формы брака постепенно отмирали.

Специфической особенностью брака sine manu было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности. Издержки на содержание семьи лежали на муже, который распоряжался приданым, принесенным женой и являвшимся его собственностью.

В браке “cum manu” муж или домовладыка имели неограниченную власть над женой, вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти.

Однако отсутствие в древнейший период юридических ограничений для власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, т.е. без совета родственников (агнатов), а иногда и когнатов жены.

Постепенно проявлялась тенденция к смягчению власти домовладыки и мужа.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены – только в браке “sine manu”.

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста.

Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались после смерти отца.

Наследники могли, впрочем, нс делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

Уголовное право

В древнейший период римского государства преступления рассматривались как публичные деликты (delictum publicum), т.е. правонарушения, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений еще не был широк. К ним относились прежде всего преступления против республики.

По законам XII таблиц предавались смертной казни лица, которые подстрекали “врага римского народа к нападению на Римское государство” или же предавали “врагу римского гражданина”.

Среди других преступлений выделялись умышленные убийства, сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц, лжесвидетельство, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая, а также его потрава или жатва в ночное время и т.д.

Хотя в самих законах XII таблиц (в пересказе римских юристов) утверждается, что смертная казнь применялась “за небольшое число преступных деяний”, последняя упоминалась в целом ряде статей.

В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д.

Постепенно, однако, смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства (“лишением огня и воды”).

Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса (например, запрещение быть магистратом), лишение права на погребение. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона) и влекли за собой религиозные проклятья.

При определении наказания в древнейшем римском праве еще слабо учитывались такие категории, как вина, степень участия в преступлении и т.д.

Лишь в редких случаях различались умышленные и неосторожные преступления, что влекло за собой и разные наказания.

В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних (за жатву на чужом поле в ночное время, за кражу с поличным). По общему правилу рабы наказывались более строго, чем свободные люди.

Судебный процесс

Первой формой судебного процесса в Древнем Риме был легисакционный процесс. Эта древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев закреплялась законами XII таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась in iure, вторая – in iudicio. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризовалась свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, которым для данных случаев со временем сделался претор, вторая после консула магистратура Рима.

Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась.

На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение, которое было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

Источник: https://studme.org/71292/pravo/zakony_tablits

Брачно-семейное право в Древнем Риме

Семейные отношения и право наследования по законам 12 таблиц

Семейное право. Римская семья, как ее рисуют Законы XIIтаблиц, была строго патриархальной, т. е. находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, а все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и сын, выделившийся из семьи (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым

принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с этим правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство было несомненно более прогрессивным по сравнению с кровнородственным, когнатическим родством, в котором нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

В Древнем Риме существовали три формы заключения браков: две древнейшие и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке, и жену отдавали под власть мужа.

В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: «Где ты, Гай, там найдешь и меня».

Вторая форма брака совершалась в форме покупки невесты (в маниципационной форме).

Но Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака — «сине ману», т. е. «без власти мужа». Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение.

В этой форме брака женщина нашла значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в «правильном» браке). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, равно как и благоприобретенное после вступления в брак.

С течением времени именно брак «сине ману» получил наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака сохранялись главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака «сине ману» было то, что его следовало возобновлять ежегодно.

Для этого жена в положенный день на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

Заботы о содержании семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным; мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой, оно было его собственностью. Развод разрешался мужу при всех формах брака, для жены — только в браке «сине ману».

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца.

Наследование по завещанию ограничивалось рядом условий. Лишая наследства кого-либо из агнатов, отец должен был прямо назвать его. Всякое наследственное распоряжение нуждалось в утверждении Народным собранием.

Семейное право. Господствующей формой брака в период империи становится брак без власти мужа.

Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие врачующихся — как жениха, так и невесты.

Брак по расчету, особенно в среде имущих классов общества, становится обыкновенным явлением. При этом господство мужа в семье (хотя и лишенное прежних атрибутов власти) признается как в праве, так и в обычае.

Освободившись от религиозных и моральных оков прошлой эпохи, брак сделался легкорасторжимым, непрочным. Император Август (63 г. до н. э.— 14 г. н. э.) пытался исправить положение с помощью репрессивного законодательства.

В числе прочего была установлена уголовная ответственность жены за супружескую неверность, ограничено право разводов. Лицам, не состоящим в браке, было запрещено принимать наследство по завещанию. Лица, состоящие в браке, но не имеющие детей, могли принимать наследство в половинном размере.

Наконец, был введен налог на безбрачие. Закон устанавливал, естественно, и брачный возраст: от 25 до 60 лет — для мужчин, от 20 до 50 лет — для женщин. Несмотря на все эти меры, цель не была достигнута. Напрасно Август настаивал на строгом исполнении закона.

«Бурное сопротивление,— писал римский историк и юрист Гай Светоний (около 70— 140),— заставило Августа отменить или смягчить наказание».

Раздельность имущества супругов стала общим правилом. Издержки совместной жизни нес муж, но он был вправе распоряжаться доходом, который приносило имущество жены. При прекращении брака по вине мужа приданое возвращалось жене.

Изменилось к лучшему и положение детей. Власть отца над ними ослабевает. Убийство детей было признано преступлением. Освобождение сыновей из-под власти отца существенно упростилось. Предоставление сыну особого имущества еще при жизни отца (пекулия) и некоторое связанное с этим ограничение правоспособности получило защиту претора. Был упрощен порядок усыновления внебрачных детей и т. д.

Наследственное право. Самым существенным в наследовании по закону рассматриваемого периода может считаться признание права на наследство и за теми кровными родственниками (когнатами), которые прежде его не имели.

Первыми наследовали, конечно, дети, а если их не осталось— внуки. Когда не было ни тех ни других, к наследованию призывались братья наследодателя, дядья, племянники.

Если не было и их, претор предоставлял право наследования всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала наследование последующими.

Получает развитие наследование «по праву представления» (например, наследниками могли стать внуки, если к моменту открытия наследства нет в живых их родителя, который был бы наследником).

В интересах старых римских фамилий и для обуздания произвола в римское право были внесены нормы, ограничивающие свободу завещательных распоряжений.

Ближайший родственник умершего, если его обошли наследством, имел право по крайней мере на 1/4 того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания.

Таким образом, в право вводился принцип обязательной доли наследования, сохранившийся до наших дней. Само завещание стало составляться в письменном виде и удостоверяться свидетелями.

Источник: https://students-library.com/library/read/71027-bracno-semejnoe-pravo-v-drevnem-rime

22. Брачно-семейное и наследственное право в законах 12-ти таблиц

Семейные отношения и право наследования по законам 12 таблиц

Всемьях был патриархальный склад. Взаконах были 2 нормы фиксирующие правоотца над жизнью и смертью своего сына,и его право продать своего сына в рабство.Нормы установлены ещё первым рисскимцарём Ромулом.

Отец мог признать или непризнать законным сына. Ребёнок до 3 летпризнанный уродом мог быть выброшенотцом. Отец властвовал над сыном всюжизнь или до 3-ей продажи, но он не могпродавать женатого сына. Положение сынауподоблялось положению роба.

Сосвобождением сын терял права наследника.

Женатак же находилась под властью мужа. Ейбыло запрещено распоряжаться своимимуществом. Исключение было для “весталок”В законах было право о “3 ночах”жена не была под властью мужа, потомучто она была под опекой родителей.Запрещалось продавать жену в рабствои если муж прогонял жену без причины онобязан был отдать часть имущества. Занецензурную брань перед женщинойримлянин наказывался казнью.

Наследственноеправо. В римском праве существовало дваспособа наследования – наследованиепо закону и наследование по завещанию.

После смерти домовладыки, имуществосемьи переходило ближайшему агнату, аесли покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживатьсяего буквального текста.

Вдова покойногово всех случаях получала какую-то частьимущества как для собственного пропитания,так и на содержание малолетних детей,когда они оставались на ее попечениипосле смерти отца. Наследники могли,впрочем, не делиться, а вести хозяйствосооб­ща, как это было при отце.

Имуществовольноотпущенника наследовалосьпатроном и переходило из семьивольноотпущенника в семью патрона, вслучае, если первым не оставленоформального завещания. Долги иневозвращенные покойному ссудыраспределялись между наследникамипропорционально их долям в наследстве.

23. Вещное право

Вещноеправо свидетельствует о утверждениипринципов частной собственности. В 5таблице содержится норма о завещании.В древнем Риме завещание утверждалосьна народном собрании или в войске. НормаЗаконов разрешила отцу семействасамостоятельно определять наследникав завещании.

В тоже время контрольколлектива римского по распределениюимущества по смерти хозяина сохранялся,о чём свидетельствует норма об очерёдностинаследования при отсутствии наследника.Был архаичный принцип наследованиячленов одного рода.

Законы утверждаютправо кредиторов на наследство ихдолжников.

Также были способы приобретения вещей посредству nexum и mancipium которые относятсяс манципацией и судебной уступкой. Этотак же понимается как торжественныеспособы отчуждения манципируемых вещейс помощью особых процедур в присутствиисвидетелей или претора.

Отчуждениеманципируемой вещи – это или передачаеё другому лицу по средству nexum, илиуступка в суде, с помощью которого этоотчуждение может быть признанно вгражданском праве. Устанавливались нетолько способы передачи но и обязательства.Nexum – сделка по средству меди и весов.Законы словом “купля” охватываливсякое отчуждение вещи.

Isukapio – приобретениевещи по давности владения, то есть есличеловек владел добросовестно вещьюникому не принадлежащей, то через 1 годэта вещь становилась его собственностью(земля через 2 года). Если вещь ворованная,то срок давности на неё не распространяется.Иностранцам было запрещено приобретатьсобственность по давности владения.

Сервитуты ограничивали права несобственникав чужой вещи, особенно это касалосьземли. Нормы о сервитутах не толькозащищали права собственников, но иограничивали их, защищая интересысоседей. Были сервитуты на право проезда,проведение воды, право на солнечныйсвет и система размежевания участка.Распространены формы коллективнойсобственности.

Государственная землябыла общественной собственностью. Erctonon cito – нормы об архаической общейсобственности.

Главнымюридическим основанием ответственностидолжника – Fides – нарушение верностиклятве. Древнейшими формами договорабыли Nexum и Mancipium.

·Nexum – договоры частной земли.

·Mancipium – договоры по аренде государственнойземли.

Длязаключения денежных займов был институтстипуляции – устная форма договора(клятва). Была норма от произволакредиторов. Были форма поручительствои залог. Некоторые лица могли самизахватывать залог.

В8 табл. Находятся нормы о деликтах -правонарушения (уголовные): клевета,колдовство, членовредительство. Караемоелибо по принципу Талиона, либо штрафом.Был так же институт Наксальнойответственности животного за ущербнанесенный чужому имуществу. Ряд нормо воровстве и причинении имущественногоущерба. Здесь же есть номы о лжесвидетельствезлом умысле (обман).

Источник: https://studfiles.net/preview/4593582/page:17/

Брачно-семейное право

Семейные отношения и право наследования по законам 12 таблиц

Семейные отношения по Законам XII таблиц характеризуются ранее всего неограниченной властью домовладыки. Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши, были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только paterfamilias Бартошек. М.

/Римское право: (Понятия, термины, определения): Пер. с чешск. – М.: Юрид. лит., 1989 – 448с. – С.239 – отец семейства. По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Когда их не оказывалось, наследовали ближайшие сородичи (братья умершего, их сыновья и т. д.

), которых также считали агнатами, хотя и дальними (братья некоторое время до смерти отца жили под одной крышей).

Дочь переходила в дом своего мужа, подпадая под власть его самого и его отца, если последний был еще жив. По отношению к своему родному отцу и своей старой семье вообще она когнатка, кровная родственница, но и только. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели.

Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина очень часто намного позже, чем наступала политическая – не ранее смерти отца.

Существовала одна возможность для освобождения сына при жизни отца – через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным. По отношению к своей семье он делался когнатом, лишенным, как и замужняя дочь, права наследования.

Жена так же, как и другие домочадцы, была во власти paterfamilias, своего мужа. Сама форма брака была для нее хотя и традиционной, но все же унизительной, особенно если брак устанавливался покупкой (в форме манципации).

Некоторое равенство давал ей только брак без формальностей – sine manu, без «наложения руки». Такой брак, допущенный законом, устанавливался фактом простого сожительства.

Имущество супругов находилось при этом в их раздельной собственности.

Брак этот следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Чтобы избежать этого, она не менее трех ночей в году проводила вне дома – только таким способом давность можно было прервать.

Происхождение брака sine manu не вполне ясно.

Возможно, что первоначально это была некоторая юридически неполноценная разновидность брака между патрициями и плебеями, которым «правильный брак» был разрешен только после издания закона Канулея (445 г. до н. э.

) История государства и права зарубежных стран: Учебник И90 для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. д. ю. н., проф. О. А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинниковой. — 2-е изд., стер. — М.: Норма, 2004. — 624 с. — С.79.

Поскольку издержки на содержание семьи лежали на муже, установился обычай, чтобы в браке sine manu жена приносила приданое (в «правильном» браке все ее имущество было собственностью мужа). В случае развода оно возвращалось.

Законы XII таблиц разрешают наследование по завещанию, но ограничивают его рядом условий. Лишая наследства кого-либо из агнатов, отец должен был прямо назвать его. Это решение могло быть обжаловано. Всякое наследственное распоряжение нуждалось в ранний период республики в обязательном утверждении народного собрания.

Уголовно-правовые постановления Законов XII таблиц отличаются крайней суровостью Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1 / Под общ. ред. д. ю. н., проф. О. А.Омельченко. – М.: ТОН – Остожье, 2000. – 528 с. – С.119.

Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеет потравить или собрать урожай с обработанного плугом поля. Поджигатель дома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключается в оковы, подвергается бичеванию, за которым следует смерть. Всякий вправе убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках.

Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (обращение в рабство).

Законы XII таблиц рассматривают похищение чужого имущества не столько как преступление, затрагивающее интересы всего государства, сколько как действие, наносящее частный имущественный вред.

Не исключено, что в какое-то более раннее время всякое воровство искупалось штрафом. Точно так же непреступлением, а деликтом считались оскорбление, побои и членовредительство.

Все они компенсировались штрафом.

О государственных преступлениях Законы ХП таблиц говорят сравнительно немного: устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушения постановлений, касающихся общественного порядка, взяточничества судей и др.

Об умышленном убийстве не упоминается вовсе, во всяком случае в тех отрывках, которые до нас дошли. Объясняется это, по-видимому, тем, что меры наказания, следуемые за него, не вызывали сомнений (смертная казнь).

Следует добавить, что высшие магистраты республики не были связаны точным определением того, что следует считать преступлением. В особых случаях они могли решать этот вопрос по своему усмотрению.

Во избежание произвола за каждым римским гражданином признавалось право апелляции к народному собранию. Решение последнего было окончательным.

Преступления раба рассматривались судом. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту. Приговоренный к смерти, он, по обычаю, сбрасывался с Тарпейской скалы.

Необыкновенно строгим формализмом проникнуты правила разрешения имущественных споров, составляющие в своей совокупности гражданский процесс. Наиболее известная из его форм – легисакционный процесс – предусматривал достаточно сложную процедуру из нескольких этапов.

Истец являлся к претору и делал заявление. Претор назначал день суда. Ответчик вызывался самим истцом. Ему дозволялось применить силу.

Процесс протекал в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, затем ответчик налагают на нее (или ее часть, например, кусок дерна, если речь идет о земле) палочку – виндикту. При этом они произносят установленные обычаем формулы (для разных случаев были предусмотрены разные формулы). Тот, кто сбился или ошибся, автоматически проигрывал дело.

От названия этой палочки происходит термин «виндикация» Бартошек. М./Римское право: (Понятия, термины, определения): Пер. с чешск. – М.: Юрид. лит., 1989 -448с.- С. 327, под которым понимают истребование вещи из чужого неправомерного владения. По своему происхождению виндикта – укороченное копье – символ, который обозначает древний способ завпадения вещью.

По другому объяснению, «виндикация» происходит от «vim dicere» – объявлять о применении силы.

С окончанием этой процедуры спорящие стороны заключали своеобразное пари. Кто проигрывал дело – проигрывал и залог. Величина его в очень многих случаях равнялась половине иска.

На этом заканчивалась первая стадия процесса. Вторая стадия заключалась в том, что назначенный претором судья любой из римских граждан, которого претор считал подходящим, – без особых формальностей рассматривал дело по существу: выслушивал свидетелей, знакомился с документами, выносил решение.

При неявке одной из сторон (без уважительной причины) решение автоматически выносилось в пользу ее противника.

Гораздо проще обстояло дело в том суде, которым ведал перегринский претор. В спорах между иностранцами нормы Законов ХП таблиц были неприменимы. Претор сам решал дело от начала до конца. Эта практика оказала очень большое влияние на судьбу классического римского права.

Толкование законов, как и цивильного права вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований вплоть до IV века оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны.

Page 3

Законы XII Таблиц стали первым законченным сводом писаных норм, а также исторической основой для последующего развития права в Риме – в этом их особое значение в истории римского права.

Еще спустя несколько веков римский историк Тит Ливий отмечал, что и в его время эти законы почитали за «источник всего публичного и частного права» История государства и права зарубежных стран: Учебник И90 для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. д. ю. н., проф. О.А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н.А. Крашенинниковой. — 2-е изд., стер.

— М.: Норма, 2004. — 624 с. — С.96.

А известный оратор и государственный деятель Цицерон писал, что «для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов Двенадцати таблиц весом своего авторитета и обилием пользы воистину превосходит все библиотеки философов» Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1 / Под общ. ред. д. ю. н., проф. О.А.Омельченко. – М.: ТОН – Остожье, 2000. – 528 с. – С.103.

Законы XII таблиц можно по праву считать древнейшим памятником римского цивильного права. Создав реальную защиту против произвола патрицианских судей, они явились олицетворением важного этапа в борьбе между патрициями и плебеями в Древнем Риме.

Законы XII таблиц имели громадное значение для дальнейшего развития римского права. Больше всего в них нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.

Явившись, с одной стороны, синтезом всей предшествовавшей эпохи обычного права, они, с другой стороны, послужили основой для дальнейшего движения вперед.

Законы XII таблиц оказали огромное влияние на последующее развитие римского общества и права.

1. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1 / Под общ. ред. д.ю.н., проф. О.А.Омельченко. – М.: ТОН – Остожье, 2000. – 528 с.

2. История государства и права зарубежных стран: Учебник И90 для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. д.ю.н., проф. О.А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинниковой. — 2-е изд., стер. — М.: Норма, 2004. — 624 с.

3. История государства и права зарубежных стран. Учебник. Т. 1 / Галанза П.Н., Кечекьян С.Ф., Мартысевич И.Д., Садагдар М.И., и др.; Под общ. ред.: Галанза П.Н. – М.: Юрид. лит., 1963. – 599 c.

4. Історія держави і права зарубіжних країн. – За ред. О.О.Шевченка – Хрестоматія. – К.:1998

5. Римское право: (Понятия, термины, определения): Пер. с чешск./Бартошек. М. – М.: Юрид. лит., 1989 – 448с.

6. Римское право: Учебник / Под общ. ред. д. ю. н., проф. О.А. Омельченко . – 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТОН — Остожье, 2000 — 208 с.

7. Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2003. — 496с.

8. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие / Сост.: Садиков В.Н.; Под ред.: Черниловский З.М. – М.: Гардарика, 1996. – 413с.

9. Хрестоматія з історії держави і права зарубіжних країн – У 2-х т. – Т.2 за ред. В.Д. Гончаренка – К.: 1998.

10. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. – Под ред. З.М. Черниловского – в 2-х кн. – кн. 2. – М., 1998.

Источник: https://studbooks.net/1155762/pravo/brachno_semeynoe_pravo

Юр-Оплот
Добавить комментарий