Срок действия гпзу в москве

О градостроительном плане земельного участка

Срок действия гпзу в москве

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ в ГрадК РФ (а также в иные правовые акты) внесены изменения. Указанные изменения затрагивают в том числе и регулирование процедур, связанных с градостроительным планом земельного участка (далее – ГПЗУ). Применительно к ГПЗУ изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г. (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ).

Я думаю, что вполне уместен анализ соответствующих изменений, как и взгляд на вопросы, связанные с действующим регулированием, практикой.

Отмечу, конечно, что де-факто в нашей стране многие объекты капитального строительства (далее – ОКС) возводятся и в отсутствие разрешения на строительство, и без привлечения лиц, действительно компетентных в вопросах строительства. Чего уж говорить о пренебрежении к «какому-то» ГПЗУ.

Но де-юре ГПЗУ является весьма важным документом в сфере строительства: ГПЗУ необходим не только для получения разрешения на строительство (п. 2 ч. 7 и п. 2 ч. 9 ст. 51 ГрадК РФ), но и для подготовки проектной документации (п. 1 ч. 6 ст. 48 ГрадК РФ, пп. «б» и пп. «т» п.

10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87).

А на месте рядового гражданина, желающего приобрести земельный участок для целей строительства, я бы предпочел сначала взглянуть в том числе и на ГПЗУ, и только потом уже ставил бы подпись в договоре купли-продажи земельного участка.

1. ГПЗУ и его назначение

Еще в 2013 г. Президиум ВАС РФ весьма корректно и лаконично раскрыл понятие «градостроительный план земельного участка»:

«градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок» (постановление Президиума ВАС РФ от 2 июля 2013 г. N 1633/13).

Данная позиция ретранслируется судами по сей день: к примеру, постановление АС МО от 28 октября 2016 г. по делу N А41-7712/16, постановление АС УО от 14 ноября 2016 г. по делу N А60-58443/2015.

Кроме того, указанная позиция, как я понимаю, повлияла и на изменение ГрадК РФ. Так, уже в действующей редакции ч. 1 ст.

51 ГрадК РФ лишена сомнительного «подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка» (требованиям выписки?). Ст.

41 ГрадК РФ в будущей редакции исключает ГПЗУ из числа документации по планировке территории, разумно оставляя там лишь ППТ и ПМТ. Да и статья ГрадК РФ в гл. 5, посвященная ГПЗУ (ст. 44), утрачивает силу – ГПЗУ появляется в «информационной» гл. 7, ст. 57.3.

Ст. 57.3 ГрадК РФ предусмотрены уже более близкие к реалиям положения:

– ГПЗУ выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции ОКС в границах земельного участка (ч. 1);

– источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в ГКН, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям инженерно-технического обеспечения (ч. 2).

На сегодняшний же день, если строго следовать букве закона, подготовка ГПЗУ «осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры» и в прочих целях, указанных в ч. 1 ст. 41 ГрадК РФ, что, мягко говоря, не соответствует действительности.

2. Информация, содержащаяся в ГПЗУ

Действующая редакция ГрадК РФ раскрывает конкретное содержание ГПЗУ в восьми пунктах ч. 3 ст. 44. Будущая редакция ГрадК РФ (ч. 3 ст. 57.3) предусматривает уже 17 пунктов, которые должны содержаться в ГПЗУ.

Но существенная разница, на мой взгляд, отсутствует (кстати, сети ИТО и красные линии, например, я встречал в чертежах ГПЗУ задолго до появления Федерального закона от 3 июля 2016 г.

№ 373-ФЗ), да и форма ГПЗУ после 1 июля 2017 г. не изменится.

Отмечу лишь то, что, судя по изменениям (особенно, если взглянуть на ч. 7 и ч. 8 ст. 57.3 ГрадК РФ), органы местного самоуправления начнут более серьезно подходить к обязанности указывать в ГПЗУ информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям ИТО.

Новая форма ГПЗУ была утверждена еще в 2016 г. – Приказ Минстроя России от 6 июня 2016 г. N 400/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка».

Главным ее элементом (как и применительно к старой форме) для большинства субъектов градостроительной деятельности является чертеж ГПЗУ (п. 1 формы), который выглядит примерно так.

Особое внимание уделяется месту допустимого размещения ОКС, т.н. «пятну застройки».

Зачастую ограничения, связанные с конкретным земельным участком, влекут выполнение чертежа ГПЗУ с таким «пятном застройки», который весьма неприятно удивляет правообладателя земельного участка (если, конечно, о соответствующих ограничениях он не знал ранее). А не знать о каком-либо ограничении (коих тьма) или иметь о каком-либо ограничении не вполне корректное представление – далеко не редкость в наших реалиях. Однако это уже другой вопрос (немного о нем здесь).

3. Получение ГПЗУ

Ч. 17 ст.

46 ГрадК РФ в действующей редакции, регулирующая процедуру выдачи ГПЗУ, отличается своей лаконичностью: «Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы».

Это влекло (и влечет до сих пор) огромное количество споров, в том числе и не доходящих до судов, относительно перечня документов, которые необходимо представить для подготовки и утверждения ГПЗУ, и перечня лиц, которые вправе обратиться с соответствующим заявлением.

С одной стороны, ВС РФ прямо указал, что: «подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица» (определение ВС РФ от 27 марта 2013 г. N 6-КГ12-11).

Да и многие административные регламенты такой позиции не противоречат. Примером может служить п. 14 раздела II административного регламента предоставления администрацией МО г.

Краснодар муниципальной услуги «Выдача ГПЗУ», утв. постановлением администрации МО г. Краснодар от 6 июля 2012 г.

N 5635: «Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги:

1) заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка, которое оформляется по форме согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту (далее – заявление);

2) документ, удостоверяющий личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя юридического лица (паспорт), в случае обращения доверенного лица – доверенность и документ, удостоверяющий его личность (копия 1 экземпляр, подлинники для ознакомления);

3) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей); выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц)».

С другой стороны, как показывает практика, чем дальше населенный пункт находится от административного центра субъекта РФ, тем всё более странными тонкостями обрастает получение ГПЗУ – заявителю могут сообщить о необходимости представить топографическую съемку территории земельного участка, об иных сомнительных необходимостях. В некоторых субъектах РФ разъяснят, что существует плата за выдачу ГПЗУ.

ГрадК РФ в будущей редакции относительно вопроса получения ГПЗУ всё так же лаконичен. Следует лишь отметить, что в редакции, которая вступит в силу с 1 июля 2017 г., срок выдачи ГПЗУ составляет 20 рабочих дней (ч. 6 ст. 57.3 ГрадК РФ), в действующей редакции – 30 дней (ч. 17 ст. 46 ГрадК РФ).

Новая редакция ГрадК РФ предусматривает также положение о том, что если в соответствии с ГрадК РФ размещение ОКС не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача ГПЗУ для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого ОКС допускается только после утверждения такой документации по планировке территории (ч. 4 ст. 57.3 ГрадК РФ). Примером этому, полагаю, может служить комплексное освоение территорий – ч. 1 ст. 46.4 ГрадК РФ. По существу, речь идет о масштабных строительных проектах.

Смутило указание в ч. 5 ст. 57.3 ГрадК РФ именно на правообладателя земельного участка. Почему законодатель решил прямо исключить из перечня заявителей иных заинтересованных лиц – вопрос. Особенно, если рассматривать интересы потенциальных приобретателей земельных участков.

Таким лицам, на мой взгляд, больше нужны превенции (механизмы ex ante), а не право бегать ex post по нашим судам с разнообразными исками, узнав только впоследствии, что на земельном участке даже хозблок метр на метр нельзя возвести.

Да и такие «забеги с исками» будут иметь смысл, по сути, только при наличии соответствующих заверений, условий об ответственности в договоре об отчуждении земельного участка.

4. Срок действия ГПЗУ

Источник: https://zakon.ru/Blogs/o_gradostroitelnom_plane_zemelnogo_uchastka/57401

Новая форма и срок действия ГПЗУ

Срок действия гпзу в москве

С 1 июля 2017 введен новый порядок заполнения и форма градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ). Соответствующие изменения внесения внесены в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Теперь в соответствии с законодательством ГПЗУ исключается из перечня документации по планировке территории и является информационным документом.

Изменения в ГрК РФ с 1 июля 2017 года

В соответствии с ФЗ от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ статья 44 ГРК РФ Градостроительные планы земельных участков с 1 июля 2017 года утратила силу. Теперь вопросы, связанные с формой и порядком заполнения ГПЗУ, регламентируются статьей 57.3.

Градостроительный план земельного участка, глава 7 ГрК РФ “Информационное обеспечение градостроительной деятельности”.

Возникает вопрос: может ли быть использована информация, указанная в выданном ГПЗУ, после вступления в силу новой нормы закона? Да, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства или их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, а также выдачи разрешений на строительство данная информация может быть использована. Срок использования ранее выданного ГПЗУ не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу ФЗ от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ. Срок использования ГПЗУ установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; по истечении его использование информации, указанной в данном градостроительном плане земельного участка, не допускается. Исключение составляют случаи, когда после выдачи ГПЗУ в градостроительные регламенты соответствующей территориальной зоны были внесены изменения.

В соответствии с действующим законодательством, срок действия ГПЗУ с 1 июля 2017 года – 3 года со дня его выдачи.

Гпзу и разрешение на строительство. порядок подготовки и выдачи

В соответствии с п.1 ч.6 ст.48 ГрК РФ ГПЗУ относится к числу исходных данных при проектировании. Для прохождения экспертизы проектной документации и в дальнейшем для получения разрешения на строительство получить градостроительный план земельного участка нужно в обязательном порядке.

В частности, информация (реквизиты утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке градостроительного плана земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства) указывается в разделе проектной документации «Пояснительная записка». Указанные документы прилагаются к Пояснительной записке в полном объеме.

То есть, не предоставление ГПЗУ на экспертизу проектной документации является основанием для отказа в приеме документов.

После получения разрешения на строительство менять градостроительный план крайне не желательно до момента ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, поскольку объект должен соответствовать градплану. В соответствии с ч.13 ст.

51 ГрК РФ несоответствие проекта требованиям плана – основание для отказа в выдаче разрешения на строительство. То есть, при изменении, например, границ участка необходимо будет получить новый градостроительный план, требования которого придется учитывать для получения нового разрешения на строительство.

Раздел земельного участка также влечет за собой получение нового ГПЗУ и нового разрешения на строительство.

При обращении за выдачей ГПЗУ желательно указать, для каких целей нужен запрашиваемый документ. Судебная практика показала, что «пустой» ГПЗУ, в котором, например, отсутствует штриховка, обозначающая места допустимого расположения объекта капитального строительства и их назначения, являются основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В соответствии с новым законодательством, если в заявлении на получение ГПЗУ не указаны цели использования земельного участка, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки. Соответствующий запрос в данную организацию направляется органами местного самоуправления в течение семи дней с момента получения заявления о выдаче ГПЗУ заявителем.

С 1 июля 2017 года вводятся новые условия оформления ГПЗУ. Для того, чтобы получить градостроительный план земельного участка, его правообладатель (физическое или юридическое лицо) должен обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения данного участка с заявлением.

Подать заявление можно через многофункциональный центр (МФЦ). В Москве и Московской области предоставление госуслуги “Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков” осуществляется в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг.

Полномочия по предоставлению данной госуслуги осуществляются Москомархитектурой.

В течение двадцати рабочих дней после получения заявления орган местного самоуправления осуществляет подготовку и регистрацию ГПЗУ с выдачей его заявителю. Услуга оказывается без взимания платы.

Документы, необходимые для получения ГПЗУ:

  • заявление;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок и здания, строения, сооружения, помещения, расположенные на соответствующем земельном участке (при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на объект).

Новая форма ГПЗУ

С 01.07.2017 вводится новая форма ГПЗУ.

Источник: https://minexpert.ru/baza-znanii/novaja-forma-i-srok-dejstvija-gpzu

Градостроительный план земельного участка – что такое ГПЗУ в строительстве

Срок действия гпзу в москве

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с установлением или изменением градостроительного регламента участка, получением ГПЗУ.

Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

Представительство в уполномоченных органахПредставление интересов в суде Взаимодействие с проектировщиками и экспертами

По вопросам:

Градостроительный план

Градостроительный план земельного участка является исходным документом для проектирования и строительства. Именно исходя из содержания градостроительного плана, уполномоченный орган при выдаче разрешения на строительство определяет, соответствует ли спроектированный объект требованиям градостроительного регламента.

Фактически данный документ представляет собой выписку из правил землепользования и застройки в отношении участка – содержит сведения о возможных видах разрешённого использования участка и параметрах разрешенного строительства.

Кроме того, в ГПЗУ указываются, в том числе, сведения:

В связи с этим на практике именно градостроительный план земельного участка является документом, подтверждающим возможность строительства на земельном участке конкретных видов недвижимости. Соответственно, содержанием градостроительного плана определяется коммерческая ценность земельного участка. При неблагоприятном содержании данного документа она становится практически нулевой.

В Москве и Московской области имеется своя специфика как по содержанию выдаваемых ГПЗУ, так и по процедурным вопросам их получения.

В норме градостроительный регламент определяется генеральным планом и правилами землепользования и застройки. А при наличии проекта планировки территории – данным проектом.

Сведения, прямо не предусмотренные в данных документах, могут вноситься на основании нормативов градостроительного проектирования различных уровней, схем территориального планирования субъекта федерации и муниципального района и т.д.

Cведения о различных зонах с особыми условиями использования территории вносятся в ГПЗУ на основании документов, устанавливающих режим таких зон.

В норме ГПЗУ является, фактически, выпиской из этих документов, не может устанавливать никаких новых параметров, а только отражает уже установленные в действующих документах.

В то же время, если правила землепользования и застройки составлены некорректно, не содержат части принципиально важных сведений или внутренне противоречивы, что является типичной ситуацией для ряда муниципалитетов Московской области, то заполнение ГПЗУ во многом зависит от волевых решений должностных лиц. Либо же требуется предварительное устранение нарушений путём изменения или судебного оспаривания ПЗЗ.

При этом в Москве правила землепользования и застройки отличаются существенной спецификой, в том числе для значительной части территории устанавливают режим, запрещающий новое строительство. В таких случаях получение ГПЗУ становится целесообразным только после внесения изменений в правила землепользования и застройки.

Аналогично в Московской области для получения ГПЗУ с необходимыми параметрами во многих случая требуется изменение ПЗЗ муниципальных образований в связи как с существенными ограничениями строительства в действующих редакциях, так и с допущенными при составлении ПЗЗ техническими ошибками (неполнотой сведений, вхождением участка в территориальные зоны и т.д.).

Срок действия ГПЗУ

Сведения, содержащееся в ГПЗУ (выданном после 1 июля 2017 г.) могут быть использованы для проектирования и получения разрешения на строительство в течение трех лет. По истечении данного срока ГПЗУ не может использоваться для осуществления проектирования и получения разрешения на строительство.

При выдаче разрешения на строительство проектная документация проверяется на соответствие параметрам градостроительного регламента, действовавшим на момент выдачи ГПЗУ. В том числе в случаях, когда положения правил землепользования и застройки или иных документов, определяющих правовой режим участка, после выдачи ГПЗУ изменились.

То есть установление данного трёхлетнего срока действия ГПЗУ направлено, в том числе, на обеспечение стабильности для застройщика, который может осуществлять проектирование и иную подготовку к строительству без риска того, что параметры возможного строительства будут пересмотрены.

Градостроительный план участка

Подготовка и выдача градостроительного плана участка

Однако данные гарантии стабильности распространяются только на предусмотренные градостроительным регламентом перечень видов разрешенного использования, показатели плотности и высотности застройки, но не на иные ограничения и особые условия использования участка.

В части отнесения участка к зонам с особыми условиями использования территории, устанавливаемым в соответствии с земельным и иным законодательством такой оговорки закон не предусматривает. При установлении или изменении границ таких зон соответствующими нормативами не предусмотрен учет ранее выданных ГПЗУ.

Кроме того, многие из таких зон устанавливаются, исходя из объективных физических факторов (санитарно-защитные зоны предприятий, охранные зоны газопроводов и т.д.), соответственно, связанные с ними ограничения возникают с момента ввода в эксплуатацию соответствующих объектов, независимо от того, установлены ли эти зоны на бумаге.

Соответственно, в этих случаях при выдаче разрешения на строительство будет оцениваться фактическое нахождение участка в данных зонах, а не содержание ГПЗУ.

В отношении ранее выданных ГПЗУ на региональном уровне устанавливается срок их действия, который исчисляется с 01 января 2017 г. и может составлять от трех до восьми лет. В Москве и Московской области установлен трёхлетний срок действия таких ГПЗУ – до 1 января 2020 г.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/voprosy-gradostroitelnoj-deyatelnosti/generalnyy-plan-i-pzz/gpzu

Трёхлетний срок действия ГПЗУ — гарантия стабильности для застройщика или просто ужесточение правил?

Срок действия гпзу в москве

Введение в действие новой редакции Градостроительного кодекса, устанавливающей трёхлетний «срок годности» для градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ)  заставляет вспомнить о весьма актуальной проблеме – нарушении интересов собственника[1] участка изменением градостроительного регламента в период подготовки к строительству.

Так ценность земельного участка, предназначенного для  строительства, определяется тем, что на нём можно построить и можно ли строить вообще – градостроительным регламентом  участка, его нахождением в зонах с теми или иными особыми условиями использования. Градостроительный регламент, в свою очередь (в норме), определяется утверждённой градостроительной документацией, в первую очередь – правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). 

Соответственно, ценность земли, в том числе находящейся в собственности, меняется от нуля до высот и обратно одним росчерком чиновничьего пера. Вернее не совсем одним, а с определенными согласованиями, проведением публичных слушаний, утверждением представительным органом местного самоуправления (кроме городов федерального значения). Но  последнее слово в любом случае за  публичной властью. 

И на практике достаточно часто происходит отмена ранее документально оформленных в генеральных планах, ПЗЗ и проектах планировки территории решений о застройке территорий.

Это возможно в том числе путем установлено территориальной зоны, не предполагающей застройку (благоустройство/озеленение), либо закрепления параметров строительства «по существующему положению» (зона «Ф» в свежепринятых ПЗЗ г. Москвы). 

 Параметры градостроительного регламента для конкретного участка указываются в его градостроительном плане (ГПЗУ).

В норме он является выпиской из ПЗЗ и иных утвержденных документов, то есть градостроительный  регламент не устанавливает, а только отображает.

Это прямо закреплено в новой редакции Градостроительного кодекса, ранее неоднократно высказывалось судебной практикой.  Иная ситуация возможна если ПЗЗ отсутствуют или составлены некорректно

Ранее практикой была выработана позиция, что в случае  изменения градостроительного регламента после выдачи ГПЗУ необходимо исходить из нового регламента, ГПЗУ фактичекски утрачивает силу (Постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2013 г. N 136/13).

Собственнику  участка, который лишился возможности его использовать, Президиум ВАС  предлагал требовать выкупа у него этого участка. Сослался Президиум при этом, за неимением лучшего, на норму. п. 7 ст.

23 Земельного кодекса , которая предусматривала такое право при излишне обременительном публичном сервитуте.  Вскоре ст.

23 ЗК  РФ была изменена, в нынешней редакции права выкупа она не предусматривает, осталось лишь право требовать плату за публичный сервитут, что к изменению градостроительного регламента не применимо даже по самой смелой аналогии.

Так или иначе, практика выкупа у собственников, пострадавших от градостроительных решений, их участков не сложилась.

Очевидно, что столь важный для собственника вопрос заслуживает прямого законодательного регулирования, но такого регулирования пока нет.

Но в новой редакции Градостроительного кодекса (Закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ) многие увидели надежду – установлен срок действия ГПЗУ. А именно в соответствии со п. 10 ст. 57.

3 данного кодекса информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.

Для ГПЗУ, выданных до 2017 г. срок их действия для данной цели  исчисляется с  1 января 2017 г. и не может быть менее трех лет с это даты (конкретный срок определяется на региональном уровне).

 Некоторые аналитики рассматривают данную ному как трёхлетний «мораторий» на пересмотр сведений, включённых в ГПЗУ и, соответственно, как защиту собственника  на данный период от ухудшающих его положение решений.

Является ли на самом деле данная норма гарантией возможности строить в течение трёх лет в соответствии с параметрами, указанными в ГПЗУ? Исходя из буквального толкования – нет. Тот факт, что по истечении трёх лет ГПЗУ автоматически  теряет силу, отнюдь не означает,  что указанные в нем сведения по тем или иным причинам не могут утратить актуальность раньше этого срока.

С другой стороны, а зачем  тогда такую норму вводить, если  не для предоставления правообладателям гарантии стабильности градостроительного регламента? Осмысленный характер она  приобретает в первую очередь если рассматривать её именно как «мораторий» для публичной власти на корректировку сведений,  указанных в ГПЗУ. И, соответственно – как гарантию для правообладателя, что расходы на приобретение участка,  проектирование объекта не окажутся потерянными.

При ином толковании, если при каждом случае выдачи разрешения на строительство  нужно проверять соответствие проектной документации актуальным ПЗЗ и иной градостроительной документации, такая норма будет носить сугубо технический характер.

Однако во многих случаях утрата актуальности ГПЗУ ранее истечения трёхлетнего срока – вещь неизбежная. Допустим, по границе участка проложили газопровод (или при выдаче ГПЗУ «не заметили» ранее проложенный). Понятно, что независимо от трёхлетнего срока действия ГПЗУ  такой газопровод  есть и режим его охранной зоны «написан кровью».

Соответственно, можно ставить вопрос о «сроке годности» сведений, включаемых в ГПЗУ лишь в той части, в которой эти сведения определяются властным усмотрением при принятии соответствующих документов, а не диктуются объективной реальностью.

В связи с этим  моё мнение – данная норма «мораторием» формально   не является и  на практике таким образом трактоваться не будет. Иным образом практика может сложиться при наличии соответствующей  политической воли.  Дальнейшие рассуждения скорее о должном, чем о конкретной редакции Градостроительного кодекса.

Вообще сведения, включаемые в ГПЗУ, исходя из характера их возможных изменений, можно разделить на три категории:

  • Отображающие решения, принятые уполномоченными органами в порядке, определяемом собственно градостроительным законодательством, и с учетом наличия у уполномоченного органа определённого усмотрения. В первую очередь это положения о зонировании территории, плотности и высотности застройки, определяемые актуальными взглядами чиновников на перспективное развитие территории.  
  • Отображающие решения уполномоченных органов, принятые в порядке, установленном  иными отраслями законодательства. Например, границы охраняемых природных территории, зон памятников истории и культуры и т.д. Сюда же можно отнести пересмотр санитарных, противопожарных и т.д. нормативов.  
  • Отображающие физическую реальность и изменяющиеся в появлением/выявлением определённых объектов. Например охранные, санитарно-защитные и т.д. зоны расположенных вблизи участка объектов, сведения об опасных природных процессах.

В первом случае установление трёхлетнего «моратория» на пересмотр принятых уполномоченными органами градостроительных решений вполне возможно и необходимо для защиты интересов собственников.

Стратегические решения, принимаемые органами власти в данной сфере, должные быть максимально стабильными и предсказуемыми.

 При этом принимаются они (вернее, должны приниматься) преимущественно на сроки, исчисляемые десятилетиями.

  Во втором тоже скорее да, но ситуации возможны различные, в зависимости от того, насколько принятие данного решения зависит от усмотрения уполномоченного органа или от фактических обстоятельств.

 Так изменение санитарных нормативов может быть обусловлено как общим желанием повысить уровень санитарного благополучия , так и появлением новых научных данных в отношении определенной категории вредных факторов.

  Аналогично с зонами особых условий использования территории вокруг объектов культурного наследия:  есть случаи выявления новых охраняемых объектов, а есть обычное ужесточение режима известных.

В третьем же случае, когда речь идет о правилах, связанных с физическим наличием объекта или природного  явления,  вопрос  о приоритете внесенных в ГПЗУ сведений, переставших быть актуальными, над физической реальностью,  ставиться,  как правило, не может.

Таким образом, с  одной стороны установление «моратория» на пересмотр ранее принятых решений, влияющих на возможности собственника по застройке участка, объективно необходимо для защиты законного интереса собственника. Стратегические решения, принимаемые органами власти в градостроительной  сфере, должные быть максимально стабильными и предсказуемыми, рассчитанными на срок существенно больше трех лет.

С другой  – о безусловной действительности ГПЗУ в течении определенного периода речи идти не может, ограничить можно лишь пересмотр тех решений, которые принимаются органами власти  с элементом усмотрения.

Соответственно, представляется более правильным установить «мораторий» на изменение градостроительного регламента  в явном и конкретизированном виде.

Например: «…решения органов государственной  власти и местного самоуправления об изменении  градостроительного регламента не применяются к земельному участку, в отношении которого выдан ГПЗУ, в течение трёх лет с момента выдачи такого ГПЗУ.

  Решения об  установлении или изменении границ и/или  режима зон  с особыми условиями использования территории не применяются к земельному участку, в отношении которого выдан ГПЗУ, в течение трёх лет с момента выдачи такого ГПЗУ, за исключением случаев когда это опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия».

Отдельная проблема – принятие «чрезвычайных» законов, регламентирующих градостроительную  деятельность  параллельно с Градостроительным кодексом – законы о проведении спортивных мероприятий, о реновации жилья в Москве и т.д.  Если такие законы ограничивают права собственника в градостроительной сфере – должен быть механизм выкупа участков по справедливой (существовавшей до принятия такого закона) цене.

Уважаемые коллеги, в  связи с вышесказанным прошу поделиться мнениями по следующим вопросам:

  • Какой будет практика применения нормы о трёхлетнем «сроке годности» ГПЗУ. Или, может быть, где-то такая практика уже начала формироваться на том или ином уровне?
  • Какие, если говорить о перспективе, возможны способы защиты прав собственника участка и изменении  режима его допустимой застройки?

Источник: https://zakon.ru/Discussions/tryohletnij_srok_dejstviya_gpzu_-_garantiya_stabilnosti_dlya__zastrojschika_ili_prosto_uzhestochenie/58650

Срок действия ГПЗУ в Москве и Московской области

Срок действия гпзу в москве

С начала июля 2017-го в России введен обновленный порядок и форма ведения ГПЗУ, а соответствующие правки нашли отражение в ГрК РФ.

С учетом нововведений градостроительный план исключается из списка бумаг по планированию территории и относится к документации информационного характера.

Какой срок действия ГПЗУ в Москве и Московской области? Что в этом отношении говорит законодательство? Эти и ряд других вопросов рассмотрим подробно.

Какие изменения произошли в отношении ГПЗУ?

Летом 2017 года в силу вступили изменения, касающиеся формы и порядка оформления ГПЗУ. Так, с 1 июля прошлого года градостроительные планы утратили силу. При этом вопросы, касающиеся формы и тонкостей заполнения ГПЗУ нашли отражение в статье 57.3.

На этом фоне появились вопросы, можно ли использовать сведения из ГПЗУ после вступления в силу новых правил.

Эксперты уверяют, что в отношении капитальных объектов или их составляющих (при строительстве или реконструкции в пределах ЗУ) применение градостроительного плана разрешено.

Срок действия ранее оформленного ГПЗУ в Москве и Московской области составляет от 3 до 8 лет с момента действия ФЗ под номером 373.

Период применения градостроительного плана прописан в нормативных актах субъектов РФ. Как только срок применения документа истекает, использование информации из него запрещено.

К исключениям относятся ситуации, когда после передачи ГПЗУ в градостроительные регламенты внесены правки.

Если исходить из текущего законодательства, после 1 июля 2017 года срок действия ГПЗУ в Москве и Московской области равен 3 годам со  дня предоставления. Это же касается и других регионов страны.

Как быть с ГПЗУ, выданными до начала 2017 года?

После появления нововведений, касающихся градостроительного плана, возникли вопросы в отношении ГПЗУ, выданных до начала 2017 года. Как заявляют представители Москомархитектуры, эти документы продолжают действовать и сегодня.

Даже если градостроительный план оформлен 5-6 лет назад, срок его действия составляет три года, а отсчет стартует с начала 2017-го.

Этого срока достаточно, чтобы держатель ГПЗУ успел воплотить в реальность имеющееся право, а также получить разрешение на возведение дома.

  Закон о государственной регистрации недвижимости

Эксперты отмечают, что после принятия правил, регулирующих пользования застройкой и земельными участками (ПЗЗ), градостроительные планы действуют в течение трех лет.

При этом информация из ранее выданных ГПЗУ будет иметь приоритетное право перед сведениям, установленными на текущий момент в ПЗЗ.

К примеру, если сведения в градостроительном плане и ПЗЗ расходятся, здание возводится по ГПЗУ.

Стоит учесть, что правила пользования застройкой и земельными участками утверждены в столице весной 2017-го. Выполнение любых работ возможно в пределах ПЗЗ, определяющих допустимость выполнения тех или иных мероприятий. Кроме того, планировочный проект также разрабатывается с учетом ПЗЗ.

Чтобы воплотить в реальность проектную документацию, которая расходится со сведениями в ПЗЗ, требуется пройти процесс внесения правок в бумаги. При этом с начала 2017 года подано несколько тысяч заявлений на внесение правок в ПЗЗ и по многим  из них было принято положительное решение.

В 2018 году ГПЗУ и СПОЗУ имеют общий период действия, составляющий 3 года. Этого времени хватает, чтобы получить разрешение на строительство и приступить к возведению дома.

В срок до 20 суток отдел, занимающийся вопросами градостроительства и архитектуры, изучает документы, а после выдает разрешение или отправляет по адресу заявителя отказ в письменном виде.

Одновременно с этим возвращается все переданные ранее документы.

К причинам отказов можно отнести несоответствие бумаг требованиям, отсутствие необходимой информации или нарушение условий договора на возведение объекта. Переданное разрешение проходит регистрацию в кадастре, а действие документа начинается с момента регистрации.

  Электронные услуги Росреестра: не мечта, а реальность

СПОЗУ и ГПЗУ составляются в 2-х экземплярах — для строительной компании и Москомархитектуры (хранится вместе с другими архивными документами).

Копии бумаги в течение всего периода действия находятся у подрядной организации — структуры, которая занимается строительными работами.

Кроме того, документация хранится в ряде других органах надзора (архитектурно-строительном, административно-техническом и прочих).

Наличие на руках разрешения на возведение объекта дает возможность человеку получить одер, а после начать работы на земельном участке и приступить к строительству (мероприятиям, которые предусмотрены на ЗУ).

Срок действия разрешительной документации  может различаться и зависит от условий проекта, а также требований в отношении строительства дома. Максимальный период — до 3-х лет.

При этом бумагу можно продлить дважды — по 1,5 года.

Чтобы продлить период действия, необходимо в срок до 10 суток прийти в Москомархитектуры, но  не позже, чем через 3 месяца до завершения действия разрешения. Ответ о продлении дается в срок до месяца.

Чем обусловлено введение новых правил и изменения срока действия ГПЗУ?

Появление нового варианта ГрК РФ и установления срока действия для ГПЗУ равного 3 года, поднимает насущную на сегодняшний день проблему. Последняя касается интересов владельцев ЗУ. Так сложилось, что ценность надела, используемого для возведения дома, определяется доступным типом сооружения и возможностью ведения строительства (точнее действующим регламентом в градостроительной сфере).

С учетом сказанного можно сделать вывод, что ценность ЗУ, в том числе находящегося во владении человека, может меняться от минимального параметра до больших значений. Итоговая цифра зависит от согласований, слушаний, а также решения действующих органов власти.

Практика показывает, что отмена ранее принятых решений о строительстве объектов на определенной территории является обычным делом. Это происходит несколькими путями, к примеру, путем определения для участка статуса, не подразумевающего строительство на нем объектов.

Сведения с градостроительного регламента для определенного участка находят отражение в ГПЗУ. В целом, этот документ представляет собой выписку из ПЗЗ, а также ряда других документов.

Это означает, что задача градостроительного регламента заключается не в определении конкретных правил, а в констатации факта. Эта особенность нашла отражение в новом варианте ГПЗУ, а раньше такое мнение неоднократно упоминалось в судебной практике.

По-иному обстоит ситуация, если при составлении ПЗЗ допущены ошибки или этого документа нет вовсе.

Раньше планировалось, что при изменении законодательства в градостроительной сфере после передачи ГПЗУ нужно будет учитывать новый регламента. Владелец ЗУ, который потерял право его применения, мог выкупить надел.

Со временем в земельной кодекс РФ были внесены изменения, а в статье 23 пропало условие, позволяющее выкупить надел. Единственное право, которое осталось за человеком — возможность  требования публичного сервитута.

С новым вариантом ГПЗУ появилась надежда, благодаря установлению срока действия ГПЗУ в Москве, МО и других регионах страны. При этом информация из градостроительного плана может использоваться при подготовке проекта, а также для получения разрешения на выполнение строительных работ в срок до 3-х лет с момента выдачи.

Как отмечалось, градостроительные планы, оформленные до начала 2017 года, действуют в течение 3-х лет, а срок отсчитывается с января месяца. По мнению специалистов, такое правило защищает права о собственников от внедрения менее выгодных положений.

Но нужно понимать, что по истечении срока действия ГПЗУ документ перестает работать, а информация в градостроительном плане может потерять актуальность много раньше. При этом люди, планирующие строительство, вынуждены проверять соответствие информации в разрешении на строительство сведениям в ПЗЗ и иных градостроительных бумагах.

Иными словами, несмотря на наличие четкого срока действия ГПЗУ, актуальность информации в нем находится под постоянным давлением. Это значит, что «срок годности» сведений в градостроительном плане ограничен.

Источник: https://stroimprosto-msk.ru/stati/srok-dejstvija-gpzu-v-moskve-i-moskovskoj-oblasti/

Юр-Оплот
Добавить комментарий