В каких случаях исполнительное производство прекращается судом

Замена стороны на стадии исполнения судебного акта: что необходимо учесть?

В каких случаях исполнительное производство прекращается судом

Главной целью любого судебного разбирательства является разрешение спора путем вынесения законного и исполнимого судебного акта. Но его принятие в большинстве случаев — только первый этап на пути получения ожидаемого результата.

Все же главной целью лица, в пользу которого принят данный документ, является его исполнение. На этой стадии может возникнуть ряд сложностей, в том числе и в связи с необходимостью замены стороны: как взыскателя, так и должника.

Основные подводные камни этого процесса и способы избежать их на примерах исполнения актов арбитражных судов рассмотрим в материале.

Идеальной представляется ситуация, когда для исполнения вынесенного акта не требуется применения процедур принудительного исполнения, например в случае добровольной выплаты присужденной суммы.

Но, к сожалению, на практике в большинстве случаев требуется принудительное исполнение, в частности обращение в Федеральную службу судебных приставов, а в случае взыскания денежных средств — в кредитную организацию.

По смыслу Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнение судебного акта является неотъемлемой частью судебного процесса. Данное правило абсолютно логично, так как важен не сам судебный процесс, а его результат — восстановление нарушенных прав и законных интересов участников разбирательства.

Иное означало бы потерю связи между судом как органом, наделенным полномочиями на разрешение возникающих споров, и непосредственным исполнением судебного акта как внешним выражением результата разрешения спора.

Суд на данной стадии в большей степени наделен функциями контроля и разрешения организационных вопросов.

Указанное является не праздным теоретическим рассуждением, а имеет сугубо практическое применение.

Если исполнение судебного акта является стадией судопроизводства, то логичным является распространение в отношении исполнения норм о правопреемстве, предусмотренных процессуальным законом, в частности ст. 48 АПК РФ. В части 1 обозначенной статьи указано, что правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса, следовательно, и при исполнении судебного акта.

В случае если происходит принудительное исполнение, то корреспондирующей нормой к положениям АПК РФ выступает ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве).

Цитируем документ

В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав — исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Статья 52 Закона об исполнительном производстве

При этом более важным в данном случае является не лицо, производящее замену, а основание такой замены. В соответствии с действующим законодательством единственным способом осуществить правопреемство на стадии исполнения судебного акта является получение судебного акта о правопреемстве (п. 1 ч. 2 ст. 52 Закона об исполнительном производстве).

Указанный вывод дополнительно подтвердил Пленум Верховного суда РФ в п. 27 постановления от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее — постановление № 50).

Цитируем документ

В случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (ст. 44 ГПК РФ, ст. 44 КАС РФ, ст. 48 АПК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 52 Закона об исполнительном производстве).

Пункт 27 постановления № 50

Правило о необходимости судебной замены лица справедливо и для исполнения судебного акта кредитной организацией.

Так как банк должен исполнять именно судебный акт, то замена стороны также происходит в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

При этом стоит отметить, что Закон об исполнительном производстве регулирует принудительное исполнение не только со стороны приставов, но и со стороны кредитных организаций.

В каких случаях необходима замена и как она производится?

Правопреемство — достаточно распространенный институт гражданских правоотношений. При этом закон не делает каких-либо отличий при замене стороны как в случае универсального, так и в случае сингулярного правопреемства. Необходимость замены стороны на стадии исполнения судебного акта может возникнуть в случае наследования, реорганизации юридического лица, уступки права требования и т.д.

Инициатором замены стороны на стадии исполнения может выступать судебный пристав — исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства. Соответствующее заявление подается вне зависимости от того, выдавался исполнительный лист или нет, так как данный факт не может ограничить права лиц на правопреемство.

В постановлении № 50 указано, что вопрос о правопреемстве выбывшей стороны исполнительного производства суды рассматривают, применяя положения АПК РФ об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, изменении способа и порядка его исполнения (ст.

324 АПК РФ). Данный порядок подразумевает извещение судебного пристава — исполнителя, стороны исполнительного производства и лица, указанного в качестве правопреемника. Нарушение порядка извещения указанных лиц является основанием для отмены судебного акта.

Судебный пристав — исполнитель не привлекается к рассмотрению заявления, если исполнительное производство не возбуждено и замена производится для целей будущего обращения за принудительным исполнением.

Отметим, что положения ст. 333.21 Налогового кодекса РФ не содержат требования об оплате государственной пошлины при подаче заявления о процессуальном правопреемстве.

Суд при рассмотрении заявления о процессуальном правопреемстве должен проверить и установить, действительно ли сторона выбыла из правоотношения, в котором она является стороной по делу, а также состоялась ли передача стороной соответствующих прав ее правопреемнику в случаях, предусмотренных законодательством, на момент рассмотрения вопроса.

Например, в постановлении АС Московского округа от 03.04.

2017 № Ф05-1996/2017 по делу № А40-145733/2015 рассмотрена ситуация, когда в передаточном акте организации отсутствовало указание на то, что права по договору, из правоотношений по которому возник спор по делу, передавались новому юридическому лицу в результате правопреемства. Суд отказал в удовлетворении заявления о замене, так как исходил из отсутствия факта перехода прав.

Достаточно распространенной является судебная практика, по которой суды отказывают в правопреемстве по договорам цессии. Суды изучают момент перехода права и устанавливают, был ли осуществлен такой переход.

Например, если в договоре цессии установлено, что право цедента переходит к цессионарию только после получения встречного исполнения, а подтверждений такого исполнения, в частности оплаты, не предоставлено, суд отказывает в удовлетворении заявления о правопреемстве (см.

, например, постановление АС Дальневосточного округа от 18.07.2016 № Ф03-3247/2016 по делу № А51-13992/2007).

Если передача прав запрещена либо не соответствует законодательству Российской Федерации, то заявителю будет отказано в произведении замены.

В случае, если правопреемство произошло на основании договора цессии, а в соответствии с требованиями законодательства такой договор должен быть зарегистрирован, отсутствие регистрации является основанием для отказа в удовлетворении заявления о правопреемстве (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 24.01.2017 № Ф07-11476/2016 по делу № А66-1561/2015).

Таким образом, при подаче заявления о замене стороны исполнительного производства необходимо внимательно проанализировать обстоятельства и имеющиеся документы на предмет фактического перехода прав по правоотношениям. Отсутствие подтверждения факта передачи прав и обязанностей является одной из наиболее распространенных причин для отказа в удовлетворении заявления о замене стороны.

В соответствии со ст.

187 АПК РФ определение о процессуальном правопреемстве вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения. При этом Налоговый кодекс РФ не предусматривает обязанности по оплате госпошлины при обжаловании определения об отказе в удовлетворении заявления об установлении процессуального правопреемства.

В каких случаях замена не производится?

Помимо необоснованности заявления о правопреемстве, основаниями для отказа суда в удовлетворении соответствующего требования будут следующие случаи.

В соответствии со ст.

383 ГК РФ переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований о выплате алиментов и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.

На невозможность правопреемства в рамках исполнения судебного акта в случаях, если права или обязанности неразрывно связаны с личностью стороны, также указывает Пленум ВС РФ в постановлении № 50.

Согласно позиции Верховного суда РФ в случае, если у организации произошло изменение наименования без процедур реорганизации, необходимости в подачи заявления о процессуальном правопреемстве нет (п.

20 постановления № 50). В таком случае состав сторон не изменяется, соответственно, переход прав по смыслу гражданского законодательства не происходит.

Из чего следует, что основания для внесения изменений в субъектный состав отсутствуют.

Данной позиции придерживался и Высший арбитражный суд РФ. В частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 № 14953/11 по делу № А56-13787/2011 cказано, что если изменяется наименование взыскателя, то выбытия стороны из правоотношения не происходит и, следовательно, необходимости в разрешении судом вопроса о процессуальном правопреемстве нет.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/370672/

В 2018 году жители россии смогут закрыть исполнительные производства по долгам у судебных приставов

В каких случаях исполнительное производство прекращается судом

Наравне с другими основаниями, для окончания процедуры по взысканию имеет место быть заявление о прекращении исполнительного производства от должника. В нашей статье мы рассмотрим, в каких ситуациях возможно прекращение производства по заявлению должника и как это можно осуществить.

Завершить исполнительное производство, возбужденное в отношении должника, может как судебный пристав-исполнитель, так и непосредственно судебный орган. Последний правомочен завершить производство, если:

-должник или взыскатель скончался и свойство обязательств таковы, что они не могут быть унаследованы наследниками умершего;

– потеряна возможность совершения должником действий, необходимых для исполнения обязательств;

– взыскатель отказывается принять вещь, конфискованную у должника, в счет исполнения обязательств;

– имеются иные основания, предусмотренные законом.

Если в отношении Вас возбуждено исполнительное производство, вы можете узнать бесплатно о возможности закрытия исполнительного производства и прекращении взыскания.

Прекращение приставом исполнительного производства осуществляется в следующих случаях:

-если судом принято решение о прекращении исполнения; либо принят отказ взыскателя от взыскания; либо отменен документ, на основании которого был выдан исполнительный лист; либо утверждено мировое соглашение между сторонами производства;

-если организация должник или взыскатель была исключена из реестра юридических лиц – официально ликвидирована;

– если исполнительный лист был выдан в отношении ребенка, противозаконно ввезенного в Россию, и в период проведения мероприятий ребенок достиг возраста, не позволяющего проводить в его отношении исполнение;

– в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Завершить процедуру взыскания можно заявлением должника о прекращении исполнительного производства, в случаях если:

-между взыскателем и должником достигнуто мировое соглашение;

-превышен срок для данного вида исполнения, установленный законом;

-взыскатель умер, а его наследники не могут унаследовать право требования по конкретному исполнительному производству;

-базовый документ, на основании которого был выдан исполнительный лист, был отменен.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПОСЛЕДСТВИЕ

В соответствии со статьей 44 Закона об исполнительном производстве прекращение процедур исполнения имеет ряд последствий:

1. При прекращении производства приставом отменяются все исполнительные мероприятия в отношении должника, в том числе, снимается арест с собственности, а также отменяются иные наложенные ограничения, например, запрет на пересечение границы, при этом в документах ставится отметка, что обязательства исполнены полностью или частично.

2. Как правило, прекращение исполнительного производства влечет одномоментно возбуждение нового о взыскании невыплаченных исполнительных сборов и иных расходов.

Исключением могут быть ситуации, когда отменен судебный документ, который являлся основанием для выдачи исполнительного листа.

Стоит отметить, что возбуждение производства о взыскании сборов может сохранить все ограничения, которые были применены к должнику ранее.

3. Документы, которые сопровождают мероприятие по прекращению исполнительного производства, обязательно направляются всем сторонам дела, в судебные органы, а также в организации, проводящие исполнение ограничительных мер в отношении должника. Срок направления документов для судебного пристава-исполнителя составляет 3 дня.

Важно! В случае завершения исполнительного дела, исполнительный лист либо иной документ, который являлся основой для осуществления процедуры взыскания, остается в материалах дела и не подлежит повторному применению.

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА НА ИМЯ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА

Заявление о прекращении исполнительного производства от должника на имя пристава пишется в свободной форме, но при этом необходимо документ составить так, чтобы дать возможность приставу оценить всю серьезность наступивших обстоятельств. Формулировка заявления должна быть понятной и четкой, что позволит разрешить вопрос положительно. Заявление на имя пристава должно иметь следующую структуру:

-Указывается наименование подразделения, куда направляется документ, данные пристава-исполнителя, рассматривающего дело, и информацию о заявителе с контактными данными (в верхнем правом углу).

-Посередине листа пишется название документа.

-Основной текст составляется в виде сообщения о том, что в производстве пристава находится дело (указывается номер дела и дата возбуждения) о взыскании с должника в пользу взыскателя (указываются данные обеих сторон). Также указываются данные по основному документу, на основании которого было возбуждено исполнительное производство.

– С новой строки необходимо описать просьбу о прекращении производства и перечислить обстоятельства, которые позволяют это сделать.

-Прописать перечень приложений к заявлению – это документы, подтверждающие наступление обстоятельств, предоставляющих право принять решение о прекращении исполнения.

-Документ завершается датой и подписью должника.

Судебный пристав-исполнитель в течении 3-х дней с момента поступления заявления от должника должен рассмотреть его и принять решение о прекращении дела.

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА В СУД

Форма и содержание такого заявления практически не отличается от документа, который можно подготовить на имя пристава.

Единственным отличием является адресат в шапке заявления, которым непосредственно будет выступать районный или арбитражный суд.

Заявление о прекращении исполнительного производства направляется в тот районный суд, где свою деятельность осуществляет судебный пристав исполнитель по конкретному производству.

Суду дается 10 дней для рассмотрения данного заявления, при этом о заседании должны быть оповещены все стороны дела и пристав. Однако, если кто-то из оповещенных не явится в суд в назначенный день, заявление все равно будет рассмотрено.

В случае если стороной процедуры взыскания является организация или индивидуальный предприниматель, то обращаться с заявлением о прекращении производства следует в арбитражный суд, который выдал исполнительный документ, либо в районе, где осуществляет свою деятельность пристав, ведущий дело. Арбитражный суд также рассматривает дело в течении 10 дней.

ОТЛИЧИЕ ОКОНЧАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ОТ ПРЕКРАЩЕНИЯ

Окончание производства по делу о взыскании долга является завершением производства, обусловленное осуществлением предписаний исполнительного документа и имеет следующие характерные признаки:

-окончание является исключительной прерогативой пристава-исполнителя;

-процедура допускается в тех случаях, которые предусмотрены законом.

Перечень оснований, по которым осуществляется окончания производства по делу о взыскании, является исчерпывающим. Выделяется три основных направления:

-окончание производства в связи с фактическим исполнением документа – пункты 1,2 части 1 статьи 47 ФЗ об исполнительном производстве;

-возвращение исполнительного листа в соответствии со статьей 46, пунктами 3-4 части 1 статьи 47 ФЗ:

-по заявлению взыскателя;

-когда нет возможности установить местонахождение должника и его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и ценностей, за исключением случаев, когда закон предусматривает розыск должника и его имущества;

-когда невозможно исполнить обязывающий должника совершить действия или воздержаться от действий, исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;

– если должник не имеет имущество, на которое можно обратить взыскание, и все принятие приставом меры по отысканию его имущества оказались безрезультативными;

– в случае, если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, которое не было реализовано в принудительном порядке;

– когда взыскатель своими действиями препятствует исполнению документа;

– если должник, не уплативший административный штраф, является гражданином другого государства или лицом без гражданства и на основании судебного решения выдворен за пределы РФ;

– окончание производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6-9 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве:

– при признании должника банкротом и направлении исполнительного документа арбитражному управляющему;

– при ликвидации должника-организации и направления исполнительного листа в ликвидационную комиссию;

– при направлении копии исполнительного листа в организацию для удержания периодических платежей;

– при истечении срока давности исполнения судебного акта или акта другого органа по делу об административном правонарушении, независимо от факта исполнения этого документа.

При наличии оснований, предусмотренных п. 1,2,8 и 9 части 1 статьи 47 Закона, подлинник исполнительного листа остается в оконченном исполнительном производстве, поскольку право взыскателя на повторное предъявление документа будет утрачено. В остальных случаях в исполнительном деле остается только копия документа.

Постановление об окончании исполнительного производства обязательно должно содержать указание на полное или частичное исполнение требований, которые в нем содержатся. В случае, если выносится постановление об окончании сводного производства при солидарном взыскании, в документе указывается, с какого должника и в каком размере осуществлено взыскание.

Важно! Если имущество должника было обнаружено на территории, на которой полномочия судебного пристава, ведущего производство, не распространяются, дело не оканчивается, а передается в другое подразделение, при этом ограничения для должника не отменяются.

Кроме того, ограничения сохраняются за должником и после окончания исполнительного производства по вновь возбужденному производству по неисполненным полностью или частично исполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сборов.

При окончании производства о взыскании периодических платежей на основании пункта 8 части 1 статьи 47 ФЗ пристав вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления средств по исполнительному листу. В случае необходимости повторного совершения действий и применения мер исполнительного характера постановление об окончании производства может быть отменено старшим приставом или его заместителем.

Если у вас остались вопросы по прекращению исполнительного производства или требуется конкретная помощь, обратитесь за бесплатной консультацией к специалисту и решите свою проблему.

Региональная юридическая служба.Бесплатная юридическая консультация по всей стране 8 800 707-79-45

Источник: https://zen.yandex.ru/media/regurslugba/v-2018-godu-jiteli-rossii-smogut-zakryt-ispolnitelnye-proizvodstva-po-dolgam-u-sudebnyh-pristavov-5ab375c779885ecd5b9e1551

229-ФЗ – Статья 43 – Прекращение исполнительного производства

В каких случаях исполнительное производство прекращается судом

1. Исполнительное производство прекращается судом в случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

2. Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

3) утверждения судом мирового соглашения, соглашения о примирении между взыскателем и должником;

4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ;

7) внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц;

8) если исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;

9) прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации;

10) признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

11) если исполнительный документ содержит требование о взыскании государственной пошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет, в отношении которой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принято решение о признании ее безнадежной к взысканию;

12) прекращения обязательств заемщика – физического лица перед кредитором-залогодержателем в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)” (далее – Федеральный закон “Об ипотеке (залоге недвижимости)”).

3. При отмене судебного акта, ставшего основанием для прекращения исполнительного производства, либо изменении обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя.

  • Статья 30 Возбуждение исполнительного производства 6. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Открыть статью
  • Статья 31 Отказ в возбуждении исполнительного производства 5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона; Открыть статью
  • Статья 44 Последствия прекращения исполнительного производства 2. Одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 – 12 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании постановления о расчете и взыскании задолженности по алиментам, а также по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Открыть статью
  • Статья 104.5 Приостановление, прекращение, окончание исполнительного производства в отношении иностранного государства и его имущества 2. Исполнительное производство в отношении иностранного государства и его имущества прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона. Открыть статью
  • Статья 112 Исполнительский сбор 5.1. Неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа), а также в рамках исполнительных производств, подлежащих прекращению по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 – 12 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, отменяются судебным приставом-исполнителем. Открыть статью
  • Статья 117 Возмещение расходов по совершению исполнительных действий 2. В случае прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 и 11 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета. Открыть статью

Источник: http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-229/glava5/st43.html

Может ли суд прекратить исполнительное производство в связи с фактическим удовлетворением требования?

В каких случаях исполнительное производство прекращается судом

Недавно ВС РФ на примере сложившейся судебной практики пояснил, что не только пристав-исполнитель, но и судья может прекратить исполнительное производство в связи с добровольным погашением задолженности. Рассмотрим подробности.

Суть дела

Предприятие “В” отсудило у общества “С” денежные средства в размере 6 489 715 руб. (решение Арбитражного суда Воронежской области от 9 июля 2014 года № А14-3182/2014 по делу № А14-3182/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2014 года по делу № А14-3182/2014).

Решение суда вступило в законную силу, предприятие “В” получило исполнительный лист, который предъявило в банк для наложения ареста на расчетный счет общества “С”. Напомним, исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен непосредственно взыскателем в банк или иную кредитную организацию (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 2 октября 2007 г.

№ 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, далее – закон об исполнительном производстве).

Узнайте, в каких случаях можно обратить решение к немедленному исполнению, из “Домашней правовой энциклопедии” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня! 
Получить доступ

Спустя некоторое время общество “С” добровольно погасило задолженность перед взыскателем и обратилось в арбитражный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства. Суд первой инстанции удовлетворил указанное заявление (определение Арбитражного суда Воронежской области от 3 июня 2015 года по делу № А14-3182/2014).

Апелляционный суд подтвердил законность принятого решения (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2015 года № 19АП-5080/14 по делу № А14-3182/2014).

Суды пояснили, что, поскольку исполнительный лист был предъявлен взыскателем в банк, а не судебному приставу-исполнителю, у общества “С” отсутствует иная возможность прекратить исполнительное производство в связи с фактическим исполнением, кроме обращения в суд.

Суд кассационной инстанции отметил: арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных законом об исполнительном производстве (ч. 1 ст. 327 АПК РФ). В ст. 43 закона об исполнительном производстве содержится закрытый перечень оснований для прекращения судом исполнительного производства. При этом он не включает в себя такое основание, как фактическое исполнение требований, указанных в исполнительном документе. Данное обстоятельство является поводом для другой формы завершения исполнительного производства – окончания исполнительного производства судебным приставом-исполнителем (ч. 1 ст. 47 закона об исполнительном производстве).

Таким образом, закон об исполнительном производстве не предоставляет суду права окончить исполнительное производство в случае фактического удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе.

На основании изложенного, суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов и отказал в удовлетворении заявления общества “С” о прекращении исполнительного производства по исполнительному листу (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 октября 2015 года № Ф10-3422/15 по делу № А14-3182/2014).

Позиция ВС РФ

Не согласившись с принятым решением, общество “С” подало кассационную жалобу в ВС РФ.

Судебная коллегия по экономическим спорам высшего судебного органа указала: возлагая на банки принудительное исполнение судебных актов, закон об исполнительном производстве действительно не наделяет их правами и обязанностями, присущими судебным приставам-исполнителям, в том числе правом прекратить исполнительное производство. Однако, по мнению ВС РФ, это не означает, что должник, полностью исполнивший судебный акт, лишен возможности обратиться в суд с требованием о прекращении обязанности по исполнению судебного акта.

МНЕНИЕ

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий Группы компаний “Гордейчик и партнеры”:

“В данном случае налицо явный пробел в законодательстве, провоцирующий время от времени попытки двойных взысканий по одному и тому же обязательству. Уже много лет практика высшего судебного органа направлена на жесткое пресечение подобных попыток, что еще раз доказал ВС РФ”.

В случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права) (ч. 6 ст. 13 АПК РФ).

МНЕНИЕ

Алексей Толстов, партнер Адвокатского бюро “Бобров, Толстов и партнеры”:

“Данное дело показало, что суды нижестоящих инстанций до сих пор неохотно применяют аналогию закона, предпочитая правовой пуризм реальному восстановлению нарушенных прав.

Из обстоятельств дела видно, что взыскатель, возражая против прекращения исполнительного производства, занял исключительно формальную позицию, никак не обосновав, чем нарушаются его права при прекращении взыскания по исполнительному листу.

При таких обстоятельствах позиция ВС РФ полностью обоснованна”.

Высший судебный орган отметил, что отсутствие в исполнительном листе сведений о погашении долга может повлечь его повторное взыскание.

По мнению ВС РФ, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что в подобной ситуации у общества отсутствует иная возможность прекратить принудительное взыскание в связи с фактическим исполнением, кроме как путем обращения с соответствующим заявлением в суд.

МНЕНИЕ

Дмитрий Щирский, партнер, руководитель Практики разрешения споров Юридической компании Coleman Legal Services:

“ВС РФ в очередной раз устранил нарушение прав и законных интересов лица, возникшее в силу несовершенства федерального законодательства.

Данной ситуации удалось бы избежать в случае, если бы все лица, участвующие в процессе исполнения судебного акта, могли в режиме онлайн получать актуальную информацию о текущем размере задолженности по соответствующему исполнительному листу.

Кроме того, отчасти решить проблему могло бы наделение организаций, получающих исполнительные листы для взыскания денежных средств должника (например, банков), правом на указание в них сведений о погашении долга”.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила постановление суда кассационной инстанции и оставила в силе решения нижестоящих судов о прекращении исполнительного производства в связи с добровольным погашением задолженности (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21 апреля 2016 год № 310-ЭС15-17354). 

***

При рассмотрении указанного дела ВС РФ не стал занимать формальную позицию и использовал аналогию закона, которая так редко применяется отечественными судами.

Благодаря этому теперь прекратить исполнительное производство в связи с добровольным погашением задолженности сможет не только судебный пристав-исполнитель, но и суд.

Это лишит недобросовестных кредиторов возможности повторно взыскать уже погашенный долг.

Источник: http://www.garant.ru/article/732637/

Статья 327.

В каких случаях исполнительное производство прекращается судом

1. Комментируемая статья регулирует порядок рассмотрения арбитражным судом вопросов приостановления и прекращения исполнительного производства. Сами основания для применения названных институтов, сроки приостановления исполнительного производства содержатся в законодательстве об исполнительном производстве.

В новом Законе об исполнительном производстве произошло расширение компетенции судебных приставов-исполнителей: им наряду с арбитражным судом предоставлено право решать вопросы приостановления исполнительного производства и его прекращения (ст. 39, 40, 43 Закона).

2. Приостановление исполнительного производства представляет собой форму временной остановки исполнительного производства по причине наступления обстоятельств, с которыми закон связывает необходимость (возможность) приостановления хода исполнительного производства.

По приостановленному исполнительному производству совершение исполнительных действий не производится, в противном случае действия судебного пристава-исполнителя могут быть признаны неправомерными.

В то же время в период приостановления исполнительного производства могут совершаться действия, не являющиеся исполнительными по характеру (направление запросов и получение ответов на них).

В части первой комментируемой статьи указывается на возможность приостановления исполнительного производства, возбужденного судебным приставом-исполнителем. Согласно разъяснению Высшего Арбитражного Суда РФ данное положение закона необходимо толковать шире.

В соответствии с п. 21 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 99 “Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации” согласно п. 1 ст.

6 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию либо судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве.

АПК РФ и Закон об исполнительном производстве не исключают возможности приостановления арбитражным судом взыскания банком денежных средств по исполнительному листу, выданному арбитражным судом, при установлении обстоятельств, предусмотренных ст. 20, 21 названного Закона .

Вопрос о приостановлении исполнения исполнительного листа в указанном случае рассматривается арбитражным судом применительно к ст. 24 Закона об исполнительном производстве .

Приостановление исполнительного производства может быть обязательным (ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве) и факультативным (ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 40 Закона об исполнительном производстве).

3. Обязательное, т.е. не зависящее от усмотрения суда или судебного пристава-исполнителя, приостановление исполнительного производства регулируется ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве. В соответствии с данными статьями основаниями приостановления исполнительного производства выступают следующие обстоятельства.

При приостановлении исполнительного производства судом:

1) предъявление иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;

2) оспаривание результатов оценки арестованного имущества;

3) оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

4) иные случаи, предусмотренные федеральным законом.

При приостановлении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем:

1) смерть должника, объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;

2) утрата должником дееспособности;

3) участие должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнение должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьба взыскателя, находящегося в таких же условиях;

4) отзыв у должника – кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом “О банках и банковской деятельности” не приостанавливается;

5) применение арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном ст. 96 Закона об исполнительном производстве;

6) принятие судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;

7) направление судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в п. 4 ч. 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве.

Указанный перечень оснований сформулирован исчерпывающим образом и расширительному толкованию не подлежит.

В новом Законе об исполнительном производстве прямо предусмотрена возможность приостановления исполнительного производства в целом и в определенной части (например, приостановление реализации конкретного имущества должника до рассмотрения жалобы на действия судебного пристава; в таком случае могут совершаться иные исполнительные действия).

4. Факультативное, т.е. применяемое по усмотрению суда или судебного пристава-исполнителя, приостановление исполнительного производства регулируется ч. 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 40 Закона об исполнительном производстве. В соответствии с названными статьями исполнительное производство может быть приостановлено в следующих случаях.

При рассмотрении вопроса судом:

– оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

– оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

– нахождения должника в длительной служебной командировке;

– принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;

– обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

– в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Закона об исполнительном производстве.

При рассмотрении вопроса судебным приставом-исполнителем:

– нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

– розыска должника-гражданина или розыска ребенка;

– просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

Помимо судебного пристава-исполнителя главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц службы судебных приставов.

Указанный перечень оснований также сформулирован исчерпывающим образом и расширительному толкованию не подлежит.

5. Сроки приостановления исполнительного производства закреплены в ст. 42 Закона об исполнительном производстве.

В целом исполнительное производство приостанавливается до отпадения обстоятельств, послуживших основанием приостановления.

После того как отпали указанные обстоятельства, исполнительное производство не продолжается автоматически, а подлежит возобновлению тем арбитражным судом или приставом, которые принимали решение о приостановлении исполнительного производства.

Инициатива в рассмотрении вопроса о возобновлении исполнительного производства может исходить от взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя. О возобновлении исполнительного производства судом выносится определение.

6. Прекращение исполнительного производства – это форма завершения исполнительного производства, после которой возобновление исполнительного производства в будущем невозможно (за исключением случаев, когда определение о его прекращении отменено в судебном порядке).

Прекращение исполнительного производства может осуществляться как судом, так и судебным приставом-исполнителем.

Другой формой завершения исполнительного производства является окончание исполнительного производства, которое производится только судебным приставом-исполнителем и не препятствует новому возбуждению исполнительного производства.

Прекращение исполнительного производства производится только по основаниям, исчерпывающим образом сформулированным в Законе. Согласно ст. 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство прекращается судом в случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

– принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

– принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

– утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

– отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

– отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

– прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

После прекращения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает арест с имущества должника, отменяет иные наложенные ограничения, возвращает исполнительный документ в арбитражный суд, выдавший его.

7. Разрешение вопросов приостановления или прекращения исполнительного производства относится к компетенции арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист, либо арбитражного суда по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

В судебной практике возникал вопрос: в каких случаях арбитражный суд первой инстанции может рассмотреть заявление о приостановлении исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного судом апелляционной инстанции?

Ответ дан в п. 20 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 99 “Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации”. Согласно ч.

2 ст. 327 АПК РФ приостановление исполнительного производства осуществляется арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 319 Кодекса исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой или апелляционной инстанции, выдается судом, принявшим соответствующий судебный акт.

Следовательно, если исполнительный лист выдан арбитражным судом апелляционной инстанции, вопрос о приостановлении исполнительного производства может быть рассмотрен этим судом или арбитражным судом первой инстанции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в зависимости от того, в какой суд направлено соответствующее заявление.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает коллегиальным составом судей.

Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматривается в 10-дневный срок со дня его поступления в арбитражный суд в судебном заседании с обязательным извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя.

Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю.

Определения арбитражного суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства, а также об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства могут быть обжалованы.

Определение о возобновлении исполнительного производства не обжалуется, так как не препятствует ходу исполнительного производства.

Источник: https://bazanpa.ru/apk/razdel7/statya327/

Юр-Оплот
Добавить комментарий